Значение критерия постоянного представительства для налогообложения иностранных компаний и операций с их участием в россии

Для правильного исчисления и уплаты иностранной организацией в России налога на прибыль, НДС, налога на имущество, удержания налога на доходы физических лиц необходимо определить, образует ли деятельность иностранной организации в России постоянное представительство или же компания получает доходы от источников в РФ без образования постоянного представительства.

Значение постоянного представительства как в международных соглашениях об избежании двойного налогообложения, так и в главе 25 НК РФ традиционно определяется для целей налогообложения прибыли: наличие постоянного представительства на территории России порождает обязанность уплачивать налог на прибыль на территории России по ставке 20%[3].

Статья 307 НК РФ, определяющая особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской федерации через постоянное представительство, предусматривает единственный метод исчисления подлежащей налогообложению прибыли отделения иностранной организации – это, так называемый, прямой метод[4].

Прибыль, относящаяся к постоянному представительству, понимается как прибыль, полученная иностранной компанией непосредственно от ее деятельности, которая ведется через постоянное представительство[5].

Кроме того, к постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы оно осуществляло такую же или аналогичную деятельность при таких же или аналогичных условиях, будучи самостоятельным предприятием и полностью независимым от предприятия, постоянным представительством которого оно является[6]. Иное понимание прибыли, относящейся к постоянному представительству, из НК РФ не вытекает.

Но наличие постоянного представительства иностранной организации влияет на ее общий налоговый статус и изменяет содержание ее налоговых обязательств не только по налогу на прибыль. Образование постоянного представительства иностранной организации на территории РФ приводит к возникновению дополнительных обязанностей по самостоятельной уплате иностранной организацией НДС[7], является существенным условием определения места реализации работ и услуг для целей НДС[8], изменяет объект и налоговую базу по налогу на имущество, а также порядок его уплаты[9], а также возлагает на иностранную организацию обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц при выплатах доходов физическим лицам[10].

В то же время, если деятельность иностранной компании не образует постоянного представительства на территории РФ, то

ü в России облагаются только ее доходы от источников на территории РФ, и только в том случае, если такие доходы не освобождены от налогообложения в соответствии с международными соглашениями об избежании двойного налогообложения или в соответствии с главой 25 НК РФ;

ü она не несет обязанностей по исчислению и по уплате налога на добавленную стоимость, а также по представлению налоговых деклараций по НДС: налоговая база определяется налоговыми агентами, которые удерживают НДС из выплачиваемых компании доходов и представляют в налоговые органы соответствующие налоговые декларации;

ü движимое имущество, принадлежащее на праве собственности иностранной компании, не является объектом налогообложения налогом на имущество и не учитывается в налоговой базе по налогу на имущество компании; объектом налогообложения по налогу на имущество являются только объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории РФ и принадлежащие иностранной компании на праве собственности, а налоговая база определяется на основании инвентаризационной стоимости таких объектов по данным органов технической инвентаризации;

ü не несет она и обязанности по исчислению, удержанию и перечислению сумм налога на доходы физических лиц.

***

Постоянное представительство – это оценочное понятие. Оценка деятельности компании как образующей или не образующей постоянное представительство зависит от того, как

1. организована деятельность компании на территории России;

2. оформлены документы, связанные с такой деятельностью.

Рассмотрим критерии образования постоянного представительства на примере Соглашения между РФ и Федеративной Республикой Германией об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29 мая 1996 г. (далее по тексту – Соглашение об избежании двойного налогообложения с ФРГ), которое основано на положениях Модели конвенции Организации Экономического Сотрудничества и Развития об избежании двойного налогообложения доходов и капитала и положения которой аналогичны нормам соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Россией с другими странами.

Наши рекомендации