Процессуальные права и обязанности иностранных лиц. ГПК РФ 2002 г. содержит раздел У «Производство по делам с участием иностранных лиц», нормами которого на базе обобще­ния накопленной практики и с учетом

ГПК РФ 2002 г. содержит раздел У «Производство по делам с участием иностранных лиц», нормами которого на базе обобще­ния накопленной практики и с учетом новейших теоретических исследований расширены и усовершенствованы положения ранее действовавшего раздела VI ГПК РСФСР. Несомненно, новый ГПК РФ улучшил регулирование производства по делам с учас­тием иностранных лиц.

Согласно ст. 398 ГПК РФ, отражающей в целом принцип так называемого «национального режима», иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации имеют право обращаться в суды в Российской Феде­рации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Это означает, что такие лица наделены процессуальными пра­вами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями. Согласно этому принципу ино­странные граждане, лица без гражданства и иностранные органи­зации разного статуса внутри нашей страны пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами и организациями Рос­сийской Федерации. В общей форме он закреплен в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без граждан­ства пользуются в Российской Федерации правами и несут обя­занности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международ­ным договором Российской Федерации».

Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 19 апреля 2002 г., расшифровывает понятия «иностранных граждан» и «лиц без гражданства». Иностранный гражданин — лицо, не являюще­еся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного госу­дарства (ст. З)* Статус иностранных организаций определяется по законодательству государств, где они учреждены.

*СЗ РФ .2002. №22. Ст. 2031.

Статьи 399 и 400 ГПК РФ вводят понятие «личный закон», который определяет гражданскую процессуальную правоспособ­ность и дееспособность иностранных лиц. Нормы этих статей со­гласованы со ст. 1195—1197, 1202, 1203 ГК РФ.

Личным законом иностранного гражданина является право страны, гражданство которой он имеет. При наличии у граждани­на нескольких иностранных гражданств его личным законом счи­тается право страны, в которой гражданин имеет место житель­ства. Личным законом иностранца, проживающего в РФ, лица с двойным гражданством, одно из которых — гражданство РФ, бу­дет российское право. Часть 4 ст. 399 ГПК РФ определяет личный закон лица без гражданства — это право страны, в которой лицо имеет место жительства. Следует добавить, что личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище (п. 6 ст. 1195 ГК РФ). Для определения процессуальной право­способности и дееспособности иностранных лиц имеет значение и ч. 5 ст. 399 ГПК РФ: лицо, не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть на территории РФ признано процессуально дееспособным, если оно в соответ­ствии с российским правом обладает процессуальной дееспособ­ностью. В данном случае необходимо руководствоваться общими нормами о процессуальной дееспособности, зафиксированными ст. 37 ГПК РФ.

Статья 400 ГПК РФ определяет личный закон иностранной и международной организаций. Личным законом иностранной организации считается право страны, в которой организация уч­реждена, соответственно ее процессуальная правоспособность им и будет регламентирована. Однако организация, не обладающая по личному закону процессуальной правоспособностью, может быть на территории РФ признана правоспособной в соответствии с российским правом, т.е. по общим правилам ст. 36 ГПК РФ.

Процессуальная правоспособность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответ­ствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом РФ. В каждом конкретном случае следует руководствоваться положениями этих документов.

Иначе говоря, на иностранных лиц распространяются, как об­щие правила ГПК РФ, так и специальные, предусмотренные за­конами и международными договорами. Например, иностранные граждане могут быть освобождены от уплаты судебных расходов; они вправе вести дело в суде лично или через представителей. Здесь необходимо отметить одну особенность. Иностранные граждане могут быть представлены в судах консулами соответ­ствующих государств, причем согласно консульским конвенциям консул может представлять граждан своей страны без специаль­ных полномочий (без доверенности).

Распространение на иностранных субъектов национального режима означает, что они могут выступать в судебных процессах не только как истцы и ответчики, но также быть третьими лица­ми, заявляющими и не заявляющими самостоятельных требова­ний относительно предмета спора, участвовать в делах, возника­ющих из публичных правоотношений, и особого производства, пользоваться услугами представителей и выступать в качестве представителя.

В большинстве случаев производство по делам с иностранны­ми элементами развивается по обычным правилам ГПК РФ. Об­щим положениям рассмотрения судами РФ дел с участием ино­странных лиц посвящена гл. 43 ГПК РФ.

Все документы, составленные на иностранном языке, которые представляются в суд, должны быть переведены на русский язык и надлежащим образом заверены. Если документы выданы, состав­лены или удостоверены по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов Российской Феде­рации по нормам иностранного права, они принимаются судом при наличии их легализации*, если иное не установлено междуна­родным договором РФ или федеральным законом (ст. 408 ГПК РФ). Легализованный документ оценивается судом наравне с дру­гими доказательствами. Легализация необходима для допуска документа в качестве доказательства при рассмотрении дела в суде и не исключает его исследования и оценку судом с целью установления правильности информации по существу, т.е. удостоверение рос­сийского консула не добавляет документу дополнительной юриди­ческой силы.

* Легализация — это установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах и соответствия их законам государства пребывания дипломата (консула) (Консульский устав СССР). Документы, выданные в Рос­сии и предназначенные для представления в официальные органы иностранных государств удостоверяются в особом, упрощенном порядке, т.е. уполномочен­ные органы РФ проставляют специальный штамп в виде квадратного клише (апостиль), который не требует дальнейшего заверения или легализации и при­знается официальными учреждениями всех стран-участниц Гаагской конвенции 1961 г. (Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных офици­альных документов).

В отношении иностранных граждан их право обращаться в суды России и пользоваться одинаковыми процессуальными пра­вами с гражданами России закрепляется также в международных актах. Российская Федерация является участником более 30 дву­сторонних и многосторонних межгосударственных конвенций, до­говоров, соглашений о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, коммерческим, семейным делам.

Так, например, согласно Конвенции между СССР и Итальян­ской Республикой о правовой помощи по гражданским делам 1986 г. (ст. 1) граждане одной Договаривающейся Стороны пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны в отношении своих личных и имущественных прав такой же право­вой защитой, как и граждане этой Договаривающейся Стороны*.

* Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М., 1996. С. 240—247.

В соответствии с Договором между СССР и Греческой Респуб­ликой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам 1981 г. (ст. 1) гражданам одной из Договаривающихся Сторон предоставляется на территории другой Договаривающейся Сторо­ны такая же правовая защита, что и гражданам этой другой Дого­варивающейся Стороны*. Аналогичные нормы содержатся и в дру­гих договорах, самые первые статьи которых традиционно имену­ются «Правовая защита» с почти тождественными формулировка­ми относительно национального режима.

* Там же. С. 196-209.

Для государств-участников Содружества Независимых Госу­дарств важное значение имеет Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., заключенная всеми странами СНГ (далее Конвен­ция 1993 г.).

Конвенция 1993 г. обеспечивает защиту в судах этих стран граждан СНГ и других лиц, т.е. не являющихся гражданами стран СНГ, если они проживают в стране-участнице Конвенции, юри­дических лиц, а также — правовое сотрудничество различных уч­реждений юстиции. Конвенцией охватывается широкий круг вопросов в области гражданского процесса и других отраслей права: правовая защита граждан и юридических лиц, порядок сно­шений при оказании правовой помощи, исполнение поручений учреждений юстиции, действительность документов, предоставле­ние информации о праве, разграничение компетенции судов, воп­росы применения права (коллизионные нормы), признания и ис­полнения иностранных судебных решений.

В ст. 1 Конвенции 1993 г. устанавливается, что граждане каж­дой из Договаривающихся Сторон, а также лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно об­ращаться в суды, прокуратуру и иные учреждения юстиции дру­гих Договаривающихся Сторон, к компетенции которых относят­ся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане данной Договаривающейся Стороны. При этом отмечается (ст. 2), что граждане каждой из Договаривающихся Сторон и лица, про­живающие на ее территории, освобождаются от уплаты и возмеще­ния судебных пошлин и издержек, а также пользуются бесплатной юридической помощью на тех же условиях, что и собственные граждане*.

* СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1042.

Иностранные граждане равны перед российским законом и судом, независимо от пола, расы, национальности, языка, проис­хождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Использование иностранными лицами прав и свобод не долж­но причинять вред интересам общества, государства, граждан и организаций.

Не исключены ситуации, когда в каком-либо государстве или союзе государств будут введены дискриминационные ограниче­ния прав российских граждан или организаций в судебных про­цессах. Тогда Правительство Российской Федерации компетентно устанавливать ответные ограничения (реторсии) по отношению к субъектам соответствующего государства или государств (ч. 4 ст. 398 ГПК РФ). На иностранных лиц при рассмотрении граждан­ских дел в российских судах нельзя возлагать обязанность дока­зывания отсутствия в их странах какой-либо судебной дискрими­нации российских тяжущихся*.

* Научно-практический комментарий к Гражданскому процессуальному ко­дексу РСФСР. М., 1999. С. 570-571.

Наши рекомендации