Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1.Дайте лексическое значение иностранных слов
1.Дайте лексическое значение иностранных слов.
Катаклизм, легитимный, котироваться, паблисити, лоббизм.
2.Устраните речевую избыточность ( тавтологию или плеоназм).
1. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 2. После первого дебюта актриса стала сниматься за границей. 3. На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы.
3.Подберите к данным паронимам подходящие синонимы из скобок.
Длинный – длительный (протяжённый, долговременный); запасный – запасливый (предусмотрительный, резервный, дополнительный); комический – комичный (смехотворный, комедийный); нестерпимый – нетерпимый (недопустимый, невыносимый); удачный – удачливый (счастливый, везучий, успешный).
Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
1.Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
1. Ворона в птичьих перьях. 2. А судьями кто? 3. Буря в чашке воды.
Объясните смысл образных выражений.
Платоническая любовь. 2. Загадочный, как Сфинкс. 3. Скрепя сердце.
Лебединая песня.
Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).
Образец: (теплый)какао – теплое какао.
(Черный) гантель, (мой) кредо, (мясной) филе, (золотой) пенсне, (норковый) манто.
2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа и расставьте ударения.
Грош, гуляш, жезл, нефтепровод, серьга.
3. Напишите количественные числительные цифры прописью, составьте с ними предложения.
1) от 857, 2) к 2431, 3) до 263, 4) над 68.
Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.
Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.
Терять почву (ноги), выглядела (утомленная), сообщать (трагедия), привлечь (искренностью), подневольность (положение).
2.Преобразуйте данные простые предложения с осложненной структурой указанным в скобках способом. Вставьте буквы, расставьте знаки препинания.
1. Кривой п…схальный кулич… был п…хож… на старый мух…мор (обособленное определение). 2. Гостья с инт…ресом разгляд…вала покрытую вяза(н, нн)ой с…лфеткой эт…жерку (сложноподчиненное предложение). 3. Хозяйка важно вышаг…вала вокруг стола (приложение).
Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.
Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
Слушатели были покоре(н, нн)ы зач…рова(н, нн)ы повергнуты в раздумья каждому представился самому по себе (в) одиночку пр…мкнуть к тому что веками сл…галось в трагических заблуждениях и оз…рениях разума веч(?)но ищущего себя (во)вне и в (то)же время (в)месте (со)всеми ко(л, лл)ективно воспр…нять Слово уд…сят…ряющее силу пения от сопр…час…ности к нему множ…ства душ… .
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС
ВАРИАНТ № 10
Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1.Расставьте ударения в словах. Укажите возможные равноправные варианты.
Характерный, красивее, иначе, мельком, некролог.
2.Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН:[ЧН] или [ШН]?
Яичница, Кузьминична, скворечник, нарочно, подсвечник.
Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1.Дайте лексическое значение иностранных слов.
Иммиграция, конгломерат, эмиграция, миграция, малахит, прострация.
2. Устраните речевую избыточность ( тавтологию или плеоназм).
1. Мать устроила праздничный ужин – неожиданный приятный сюрприз. 2. Молодежь всегда была на самом переднем фронте борьбы. 3. Совместное сотрудничество принесло неожиданный результат.
Составьте с данными паронимами словосочетания (или предложения).
Обидный – обидчивый, крестный – крёстный, масляный – масленый, косный – костный, дружеский – дружественный.
Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
1.Раскройте скобки, выберите правильный вариант фразеологического оборота.
1. Нужно (воздать дань – воздать должное) этой жемчужине среди славянских библиотек. 2. С началом побед на фронтах люди (распрямились духом – воспряли духом). 3. Прекрасный артист, он (задавал высокий критерий – задавал высокий тон) спектаклю. 4. Игроки (души не чают – душу не чают) в своем тренере.
2.Объясните смысл образных выражений.
1. Содом и Гоморра. 2. Объятия Морфея. 3. Плясать под чужую дудку. 4.Стоять на (своих) ногах.
Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).
Образец: (теплый)какао – теплое какао.
(Третий) авеню, (жаркий) сирокко, (новый) школа-интернат, (пожилой) маэстро, (строгий) рефери.
2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.
Шампур, турок, джинсы, оладьи, сапер.
3. Раскройте скобки, выберите нужный в данном контексте вариант.
1. Необходимо устранить все (тормозы – тормоза), мешающие экономическому развитию предприятия. 2. На постоянную работу требуются квалифицированные (токари – токаря) и (слесари – слесаря) – инструментальщики. 3. Автор создал запоминающиеся литературные (образы – образа) своих современников. 4. У милицейского поста проверяли (пропуски – пропуска).