Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Напившись жаркого ча(я, ю) с медом и пышками такими белыми вкусными домашними что они таяли во рту мужчины с удовольствием покурили после чего гости через заднюю садовую к…литку спустились счас…ливо(усталые) к берегу и здесь в заливчике пос…дели на (полу)вытянутом из воды б…ркасе огляд…вая уже предзакатное небо с гр…дами перистых облаков тихую реку с теми же облаками тихую деревню разброса(н, нн)ую на бугре над луговой низиной.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 17

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1.Расставьте ударения в словах. Укажите возможные равноправные варианты.

Делящий, добыча, полиграфия, лососевый, новорожденный.

2.Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН:[ЧН] или [ШН]?

Прачечная, конечно, скучно, друг сердечный, сердечные капли.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1.Дайте лексическое значение иностранных слов.

Дефеле, ноу-хау, лоббизм, коррупция, чартерный.

2.Устраните речевую избыточность ( тавтологию или плеоназм).

Прейскурант цен, прощальная лебединая песня, монументальный памятник, габаритные размеры, март месяц, период времени.

3.Составьте словосочетания с паронимами ( при необходимости меняйте форму слова).

Процесс – процессия, признание – признательность, здравница – здравица, обидный – обидчивый, одеть – надеть.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1.Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Довести до белого колена. 2. «С чувством, с толком, без остановки». 3. Выведенного яйца не стоит.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Настоящий Квазимодо. 2. Олимпийское спокойствие. 3. Через тернии к звездам. 4.Курить фимиам.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый)какао – теплое какао.

(Дорогой) тюль, (уютный) фойе, (любимый) мозоль, вкусный (салями), (золотой) пенсне.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Серьги, чебурек, туфли, чулки, шпроты (консервы).

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

1) о 673, 2) с 34, 3) без 8251, 4) к 387.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.

Пребывание (граница), обезображенный (ожог), радоваться (успехи), читать (подлинник), привлечь (искренность).

2.Замените придаточные предложения причастными или деепричастными оборотами.

1. Когда Кутузов возвратился со смотра, он прошел в свой кабинет. 2. Когда отец сделал несколько кругов, он снял ногу с педали станка. 3. После того как князь Андрей увидел несостоятельность требования отца, он начал излагать свой план.

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

После (не)продолжительного отдыха мы сели в лодку и поплыли дальше. (Кое)где розовел туман и теневые склоны гор покрылись мягкими светло(фиолетовыми) т…нами. Около железнод…рожного м…ста куда мы прибыли (во)время горы конч…лись. Я вышел из лодки и поднялся на сопку расп…ложе(н, нн)ую (в)близи нас что(бы) в последний раз отсюда (с)сверху осмотре(ть, т)ся (во) все стороны. Красивая п…норама разв…рнулась перед моими глазами (с)зади на востоке т…пелились горы на юге были п…логие холмы поросшие листве(н, нн)ым редколесьем на севере (на)сколько хв…тало глаз ра(с, сс)т…лалось низме(н, нн)ое пространство бе…конечное однообразное покрытое травой.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 18

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1.Расставьте ударения в словах. Укажите возможныеравноправные варианты.

Холеный, трубопровод, приданое, каталог, петля.

2.Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН:[ЧН] или [ШН]?

Заочник, нарочно, почечный, Ильинична, скучно.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1.Дайте лексическое значение иностранных слов.

Вернисаж, коммюнике, демпинг, афера, юрисдикция.

2.Устраните речевую избыточность (и тавтологию или плеоназм).

1. Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары. 2. Мы добились столь высоких хороших результатов. 3. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов.

3.Подберите к данным паронимам подходящие синонимы из скобок.

1. Длинный – длительный (протяженный, долговременный). 2. Злой – злостный (свирепый, злонамеренный). 3. Комический – комичный (смехотворный, комедийный). 4. Удачный – удачливый (везучий, успешный). 5. Нетерпимый – нестерпимый (недопустимый, невыносимый).

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1.Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Перебирать из пустого в порожнее. 2. Львиная часть. 3. Пить финиам.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Вешать собак (на кого-либо). 2 Нектар и амброзия. 3. Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку. 4. Глазом не моргнул.

Наши рекомендации