Характеристика Инвестиционного кодекса РБ и национальной программы привлечения иностранных инвестиций в экономику РБ

Основным законом, регулирующим иностранные инвестиции, является Инвестиционный Кодекс РБ (2001). Совместная коммерческая организация создается на основе договора, заключаемого участниками СП. Государственную регистрацию организаций с иностранными инвестициями осуществляет МИД РБ. Финансово-кредитные учреждения с иностранными инвестициями подлежат регистрации в Национальном банке РБ. Срок проведения регистрации – 15 дней с момента подачи всех необходимых документов. Минимальный вклад инвестора – 2000 долл. в эквиваленте.

Государственная регистрация проводится на основе следующих документов:

- письменного заявления учредителей с просьбой провести регистрацию создаваемого предприятия или письменного заявления на регистрацию от иностранного инвестора

- нотариально заверенных копий учредительных документов в 2-х экземплярах;

- для белорусских юридических лиц – нотариально заверенной копии решения собственника имущества о создании предприятия или копии решения уполномоченного им органа, а также нотариально заверенных копий учредительных документов для каждого белорусского юридического лица, участвующего в создании совместного предприятия;

- выписки из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения или постоянного места жительства (с заверенным переводом на белорусский или русский язык);

Объявленный в учредительных документах уставный фонд организации с иностранными инвестициями должен быть сформирован не менее чем на 50% в течение первого года со дня государственной регистрации за счет внесения в него каждым из участников не менее 50% своей доли и в полном объеме – до истечения 2-х лет со дня регистрации.

До 2005 года существовали льготы СП и ИП (в настоящее время они работают по общим правилам):

1. Товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве вклада иностранных участников в уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость и таможенными пошлинами при условии, что эти товары: относятся к основным производственным фондам; не являются подакцизными; ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями

2. Освобождаются от уплаты налога в течение трех лет с момента объявления ими прибыли, включая первый прибыльный год, прибыль коммерческих организаций с иностранными инвестициями, доля иностранного инвестора в уставном фонде которых составляет более 30%, полученная от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, кроме торговой и торгово-закупочной деятельности. В случае, если коммерческие организации с иностранными инвестициями производят особо важную для республики продукцию, включенную в перечень такой продукции, утверждаемый Правительством РБ, в отношении таких организаций действуют еще на срок до трех лет ставки налога на прибыль, уменьшенные на 50%.

3. Коммерческие организации с иностранными инвестициями, в уставном фонде которых доля иностранного участника составляет более 30%, вправе без лицензии и дополнительных разрешений экспортировать продукцию (работы, услуги) собственного производства. Коммерческие организации с иностранными инвестициями вправе без лицензии импортировать продукцию (работы, услуги) для собственного производства.

Эти льготы сохранены на 5 следующих лет для тех организаций, которые зарегистрированы до 2005 года. В 2006 году отменен 5-летний мораторий, существовавший на все изменения законодательства, ухудшающие положение организаций с ПИИ.

Национальная программа привлечения инвестиций в экономику РБ принята на 2002-2010 гг. В ней определены состояние инвестиционной сферы, цели и задачи инвестиционной политики, механизмы стимулирования внутренних и привлечения иностранных инвестиций, обоснована система мероприятий правового и организационно-экономического характера, определена потребность в инвестициях.

Важнейшей проблемой белорусской экономики, исходя из текста Национальной программы, является инвестиционное обновление основных фондов. Особенно остро она стоит в экспортоориентированных отраслях промышленности, где износ активной части основных фондов достиг 75-84,4%, при критическом уровне – 60%. В последнее время ведущие экспортеры не в состоянии обеспечить воспроизводство продукции, конкурентоспособной на внешних рынках. Сокращаются экспортные поставки тракторов, холодильников, морозильников, химических нитей. Основными проблемными моментами в области привлечения иностранных инвестиций в программе названы:

- нестабильность и неопределенность законодательства и регулирующих мер, особенно в области налогов, тарифов, административных процедур;

- отсутствие юридической четкости в вопросах собственности, ее структуры и правового статуса, что порождает споры между представителями власти и иностранными инвесторами;

- финансовая и экономическая нестабильность, осложняемая кризисом неплатежей, значительным бюджетным дефицитом;

- острая нехватка различной информации, необходимой иностранным инвесторам, для развертывания операций в Беларуси.

Особое место в инвестиционной политике отводится СЭЗ. Они рассматриваются как элементы инвестиционной политики республики, где могут быть апробированы новые механизмы управления экономикой. Это первый приоритет развития в соответствии с программой.

Вторым приоритетным направлением названа разработка пакета приоритетных инвестиционных проектов отраслевого и межотраслевого характера.

Третьим – переход правительства от схемы гарантирования возврата инвестиционных займов к более глубокой правовой форме – подписанию инвестиционных или концессионных договоров с частным инвестором с определением взаимных обязательств и элементами публичного международного права. В рамках этого направления развивается идея проектного финансирования – финансирование за счет доходов, которые принесет создаваемая организация в будущем. В данном случае все активы проекта выносятся за рамки баланса организации-учредителя, залог – его имущество. Оплата – будущей продукцией.

В программе также предусмотрены следующие задачи, решение которых позволит улучшить инвестиционный климат в стране:

- разгосударствление и приватизация государственной собственности;

- увеличение инвестиционной активности национальных субъектов, в том числе в результате применения новой амортизационной политики, снижения налоговой нагрузки на предприятия;

- развитие рынка ценных бумаг;

- лизинговая деятельность.

[1] При подготовке материала использована Национальная программа развития экспорта
Республики Беларусь на 2011–2015 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa /text.asp?RN=C21100656

Наши рекомендации