Тема 11. Разрешение споров между участниками ВЭС

1. Подсудность при разрешении споров

2. Органы, разрешающие споры, вытекающие из внешнеэкономических контрактов.

3. Признание и исполнение судебных и арбитражных решений.

I. При разрешении споров, возникающих в процессе осуществления ВЭД,

первоначально необходимо определить подсудность дела.

В международном гражданском процессе под подсудностью понимается компетентность судов данного государства по разрешению дел с иностранным элементом.

Выделяют несколько критериев, по которым определяется международная подсудность:

1) Признак гражданства сторон в споре. Данный критерий характерен для такого государства, как Франция. Если одна из сторон в споре является гражданином Франции либо имеет личный статус французского юридического лица, то спор по такой сделке может быть отнесен к компетенции французских судебных органов.

2) Установление подсудности по месту жительства ответчика или месту нахождения физического лица.

3) Присутствие ответчика или наличие принадлежащего ему имущества на территории данного государства.

4) Местонахождение спорной вещи.

5) Какая-либо другая связь дела с территорией данного государства. Это может быть место исполнения договора, либо место его заключения, место причинения вреда и т.д.

Различают:

- исключительную

- альтернативную подсудность

При исключительной подсудности компетентными признаются судебные органы конкретного государства.

При альтернативной подсудности компетентными могут быть признаны судебные органы каких-либо иностранных государств.

Законодательство большинства стран допускает двойную подсудность. Это означает, что по соглашению сторон конкретное дело может быть рассмотрено судебным органом иностранного государства, хотя по законодательству страны это дело подсудно судебному органу данной страны и наоборот, дело, которое по закону отнесено к подсудности иностранного государства может быть по соглашению сторон отнесено к подсудности конкретного государства.

В процессе заключения ВЭД сторонами часто предусматривается арбитражная оговорка, в соответствии с которой стороны указывают, какие правоотношения по сделке будут рассматриваться в каком-либо конкретном судебном или арбитражном органе какой-либо конкретной страны.

Арбитражная оговорка, как правило, заключается одновременно с текстом контракта и является неотъемлемой его частью. В том случае, если стороны первоначально в контракте не определили свои правоотношения по вытекающим из сделки спорам, то сторонам предоставляется право заключить отдельные договоры о том, какой орган будет рассматривать споры, которые могут возникнуть из данного контракта. Такие договоры назначаются арбитражными соглашениями. Если спор уже возник, а арбитражная оговорка отсутствует, договоренность сторон о том, какой орган будет рассматривать, может быть оформлен между сторонами третейской записью или компромиссом.

II. Споры, вытекающие из ВЭД, рассматриваются в судебном или арбитражном порядке. Стороны, как правило, договариваются об арбитражном порядке рассмотрения споров. Это связано с тем, что арбитражный порядок имеет ряд преимуществ перед судебным рассмотрением дел.

Преимущества состоят в следующем:

- споры рассматриваются гораздо быстрее;

- решение арбитража, как правило, не подлежит обжалованию;

- гораздо быстрее уплата государственной пошлины;

- арбитраж обычно заседает негласно, а арбитры являются более компетентными, т.к. зачастую избираются из числа специалистов.

В м/н практике для рассмотрения спора используется 2 вида арбитражей:

1. Институциональный

2. Изолированный

Институциональные, т.е. постоянно действующие арбитражи, создаются при различных организациях (торгово-промышленная палата, ассоциации, биржи).

Постоянно действующие арбитражи разделяются на:

1) арбитражи с широкой компетенцией, т.е. рассматривают любые споры, вытекающие из внешнеэкономических отношений;

2) арбитражи со специальной компетенцией

Институциональные арбитражи подразделяются на;

- арбитражи открытого типа

- арбитражи закрытого типа в зависимости от того, кто может обращаться в эти арбитражи.

В открытые могут обращаться все заинтересованные лица, а в закрытые – только члены бирж, ассоциаций и иных организаций, при которых эти арбитражи действуют. Институциональные арбитражи действуют согласно имеющимся положениям и уставом о них. Они распределяются в соответствии с принятым и утвержденным на них регламентом. У них имеются списки арбитров, из которых стороны самостоятельно выбирают арбитров для разрешения данного спора.

Изолированный арбитраж создается каждый раз для решения одного или нескольких спорных вопросов по конкретному контракту. В этих арбитражах роль арбитров выполняют крупные специалисты той области, к которой относятся внешнеэкономические операции, либо ученые, президенты фирм, адвокаты и т.п. При необходимости арбитры могут привлекать экспертов.

Рассмотрение споров ведут, как правило, 2 арбитра, назначаемые по одному от каждой стороны. Эти арбитры самостоятельно выбирают суперарбитра.

Сторона, желающая передать дело в такой арбитраж, должна известить об этом другую сторону заказным письмом, указав при этом фамилию и адрес избранного арбитра, а также предмет спора, дату и № контракта.

Другая сторона в течение 30 дней по получению письма должна избрать 2-го арбитра и уведомить об этом первую сторону. Решение этого арбитра выносится в течение 30 дней после избрания суперарбитра.

III. Сторона, в пользу которой вынесено арбитражное решение, заинтересовано в возможности обратить взыскание на имущество должника, где бы тот не находился. Для этого в Нью-Йорке была созвана конвенция по принудительному исполнению иностранных арбитражных решений. Конвенция имеет свое распространение не только на те страны, к которым они присоединили, но и на те страны, где должно быть исполнено принятое арбитражным судом решение, хотя территория государства, на которое исполненное решение не приняло соответствующее положение о данной конвенции. Конвенция установила, что каждое государство признает арбитражное решение как обязательное и исполняет в соответствии с процессуальными нормами той территории, где и спрашивается признание и приведение в исполнение решения арбитражного суда.

Признание и исполнение иностранных арбитражных решений может быть оказано по просьбе стороны, против которой оно направлено, если эта сторона представляет в компетентные власти место, где и спрашивается признание решения, доказательство того, что:

1. Стороны соглашения были в какой-либо мере недееспособны или соглашения недействительны по закону, к которому стороны подчинили соглашение или по закону места вынесения решения.

2. Сторона не была должным образом уведомлена об арбитражном разбирательстве и поэтому не могла представить свои возражения.

3. Состав арбитражного органа или арбитражный процесс не соответствует соглашению сторон, либо противоречит закону той страны, где имел место арбитраж.

4. Решение не стало окончательным для сторон или было отменено или приостановлено компетентной властью страны, где она была вынесена или страны, закон, который применялся.

Признание и исполнение осуществляется в большинстве стран при помощи выдачи экзекватуры, т.е. специального приложения на признание и исполнение.

Наши рекомендации