Формы совместной инвестиционной деятельности

Совместная инвестиционная деятельность с привлечением ино­странных инвестиций может осуществляться в различных фор­мах. Одной из наиболее распространенных является создание предприятия с иностранными инвестициями.

Формы совместной инвестиционной деятельности - student2.ru Формы совместной инвестиционной деятельности - student2.ru Предприятие с иностранными инвестициями— предприятие (организация) любой организационно-правовой формы, созданное в соответствии с законодательством Украины, иностранная инвес­тиция в уставном фонде которого, при его наличии, составляет не менее 10 % . Предприятие приобретает статус предприятия с ино­странными инвестициями со дня зачисления иностранной инвес­тиции на его баланс.

Такие предприятия создаются и действуют в формах, предус­мотренных законодательством Украины.

Учредительные документы предприятий с иностранными ин­вестициями должны содержать сведения, предусмотренные зако­нодательством Украины для соответствующих организационно-правовых форм предприятий, а также сведения о государствен­ной принадлежности их учредителей (участников).

Имущество, ввозимое в Украину как взнос иностранного инвес­тора в уставный фонд предприятий с иностранными инвестици­ями (кроме товаров для реализации или собственного потребле­ния), освобождается от обложения пошлиной.

При этом таможенные органы осуществляют пропуск такого имущества на территорию Украины на основании выданного пред­приятием простого векселя на сумму пошлины с отсрочкой пла­тежа не более чем на 30 календарных дней со дня оформления ввозной грузовой таможенной декларации.

Вексель погашается и ввозная пошлина не взимается, если в период, на который дается отсрочка платежа, указанная пошлина зачислена на баланс предприятия и налоговой инспекцией по месту нахождения предприятия сделана об этом отметка на эк­земпляре векселя.

Если в течение трех лет со времени зачисления иностранной инвестиции на баланс предприятия с иностранными инвестици­ями имущество, которое было ввезено в Украину как взнос ино­странного инвестора в уставный фонд указанного предприятия, отчуждается, в том числе в связи с прекращением деятельности этого предприятия (кроме вывоза иностранной инвестиции за границу), предприятие с иностранными инвестициями уплачива­ет ввозную пошлину.

Порядок выдачи, учета и погашения векселей, выданных при ввозе в Украину имущества как взноса иностранного инвестора в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями, а также по договорам (контрактам) о совместной инвестицион­ной деятельности, и уплаты ввозной пошлины в случае отчужде­ния этого имущества утвержден Постановлением Кабинета Ми­нистров Украины от 07.08.96 г. № 937.

В соответствии с этим Порядком:

векселедателем является предприятие с иностранными инве­стициями;

вексель выпускается в форме простого векселя;

вексель выписывается на сумму ввозной пошлины сроком не более 30 календарных дней;

вексель, выпущенный согласно этому постановлению, не под­лежит передаче путем совершения индоссамента.

Предприятие с иностранными инвестициями самостоятель­но определяет условия реализации продукции (работ, услуг), включая цену на них, если иное не предусмотрено законодатель­ством Украины.

Создание и деятельность предприятий с иностранными инве­стициями может быть предметом контроля со стороны Антимо­нопольного комитета Украины при наличии оснований, предус­мотренных законодательством.

Так, ежегодно рассматриваются десятки заявлений и дел о концентрации с участием иностранных инвесторов или пред­приятий с иностранными инвестициями, а также заявлений и дел о создании совместных предприятий. В основном позитивно оценивая вклад иностранных инвесторов в развитие конкурен­ции за счет создания новых и диверсификации и модернизации существующих производств, Антимонопольный комитет усмат­ривал угрозу монополизации рынков, если условием инвестиции становилось предоставление совместному предприятию исклю­чительных прав на осуществление отдельных видов деятельно­сти, а также когда мировые концерны стремились получить кон­троль над определенными рынками Украины в процессе прива­тизации и в послеприватизационный период [5].

Например, при рассмотрении дел о создании совместных пред­приятий «АТТ-Одескабель» и «АТТ-ЧеЗаРа» — иностранный соучредитель в обоих случаях — транснациональная корпора­ция («Атепсап ТеЫрНопе апй Те1еёгарН») в учредительных до­кументах была предпринята попытка устранить отечествен­ных производителей с некоторых рынков. По требованию Ан­тимонопольного комитета Украины соответствующие положения учредительных документов были изменены [7].

В тех случаях, когда создание предприятия с иностранными инвестициями не может привести к монополизации рынков, Ан­тимонопольный комитет дает согласие на его создание.

Так, в Антимонопольный комитет Украины поступило за­явление Фонда государственного имущества Украины о предос­тавлении согласия на создание украинско-русского совместного предприятия «ФЕД-ТОЧ-ГАЗ». Соучредителями с украинской стороны являлись: Фонд государственного имущества Украи­ны в интересах государственного предприятия «Харьковский машиностроительный завод «ФЕД» (ХМЗ «ФЕД»); открытое акционерное общество «Харьковгаз» (ОАО «Харьковгаз»). Со-





Формы совместной инвестиционной деятельности - student2.ru Формы совместной инвестиционной деятельности - student2.ru учредителем с русской стороны являлось Владимирское произ­водственное объединение «Точмаш» (ПО «Точмаш» ).

СП «ФЕД-ТОЧ-ГАЗ» создавался с целью налаживания произ­водства газовых счетчиков.

В ходе расследования было установлено, что ХМЗ «ФЕД» яв­ляется конверсионным предприятием и выпускает фотоаппа­раты и краны-смесители. Предприятие не занимает монополь­ного положения на рынках Украины. Продукции, которую будет изготавливать СП «ФЕД-ТОЧ-ГАЗ», предприятие не выпуска­ет. ОАО «Харъковгаз» предоставляет услуги по газификации и газопоставке в Харьковской области. ПО «Точмаш» не созда­вал и не контролировал хозяйствующих субъектов, которые за­нимаются предпринимательской деятельностью на террито­рии Украины.

Исходя из того, что создание СП не приведет к монополиза­ции рынков, Антимонопольный комитет Украины дал согласие на его создание [8].

Продукция предприятий с иностранными инвестициями не подлежит лицензированию и квотированию при условии ее сер­тификации как продукции собственного производства в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Порядок определения продукции собственного производства предприятий с иностранными инвестициями утвержден Поста­новлением Кабинета Министров Украины от 05.09.96 г. № 1061.

Продукцией собственного производства признается продукция, которая была произведена или подвергнута достаточной перера­ботке или обработке предприятием с использованием собствен­ного или арендованного имущества.

К полностью произведенным предприятиям, в частности, отно­сятся:

а) полезные и сопутствующие ископаемые, добытые предприя­
тием, если оно имеет право на разработку недр;

б) растительная продукция, выращенная и собранная на зе­
мельных участках, принадлежащих предприятию или арендован­
ных этим предприятием;

в) живые животные, выращенные на предприятии, и продук­
ция, полученная от животных, которые являются собственностью
предприятия;

г) продукция, произведенная предприятием исключительно из
вышеуказанной продукции.

Переработка или обработка продукции предприятием при­знается достаточной, если изготовленная продукция классифи­цируется в иной тарифной позиции, чем изделия и материалы, приобретенные предприятием и использованные им для изго­товления этой продукции, или доля добавленной стоимости про­дукции во время ее переработки или обработки составляет не менее 50 процентов, если иное не предусмотрено законодатель-

ством. При этом добавленной стоимостью является разница меж­ду себестоимостью продукции и стоимостью использованных ма­териалов, сырья, комплектующих.

Не может признаваться достаточной переработкой осуществ­ление следующих технологических операций:

а) обеспечение сохранности продукции во время ее хранения
или транспортировки, помещение в растворы для хранения;

б) подготовка продукции для продажи и транспортировки
(дробление партии, формирование отправлений, сортировка и
переупаковка, разлив);

в) простые сборочные операции;

г) смешивание компонентов без предоставления полученной
продукции характеристик, существенно отличающих ее от ис­
ходных составляющих;

д) объединение двух или большего количества вышеуказан­
ных операций.

Для получения сертификата продукции собственного произ­водства предприятие подает письменное заявление Торгово-про­мышленной палате или ее региональной палате.

Решение о выдаче сертификата или отказе в его выдаче при­нимается палатой в течение 20 дней со дня получения заявле­ния.

Реализация иностранных инвестиций может осуществлять­ся на основе инвестиционных договоров (контрактов). Инвести­ционный договор (контракт)определяют как соглашение двух или более участников инвестиционной деятельности, содержа­нием которого являются взаимные права и обязанности, направ­ленные на реализацию иностранных инвестиций с целью полу­чения прибыли или достижения иного социального эффекта [9]. Инвестиционные договоры (контракты), учитывая совокуп­ность экономических и юридических признаков, можно диф­ференцировать на такие типы: а) договоры о передаче имуще­ства в собственность или оперативное управление с целью инве­стиционной деятельности; б) договоры о передаче имущества в пользование с целью инвестиционной деятельности; в) догово­ры о передаче имущественных прав; г) договоры о совместной предпринимательской деятельности; д) договоры, направленные на приобретение имущества в собственность или имуществен­ных прав с целью инвестиционной деятельности; е) договоры о приобретении (передаче) прав на использование интеллектуаль­ной собственности с целью инвестиционной деятельности; ж) договоры о приобретении (передаче) ценных бумаг и других корпоративных прав; з) договоры о приобретении имущества в пользование с целью инвестиционной деятельности [10].

Одним из видов инвестиционных договоров является договор концессии (концессионный договор).




577^

Формы совместной инвестиционной деятельности - student2.ru Традиционно договором концессии считается договор, заключа­емый государством с субъектом предпринимательской деятельнос­ти (как правило, иностранным инвестором), на эксплуатацию про­мышленных предприятий или земельных участков.

Общие правила концессии предусмотрены в главе 40 Хозяй­ственного кодекса Украины.

С принятием Закона Украины «О концессиях» от 16.07.99 г. договор концессии приобрел необходимую правовую базу в виде специального законодательства. Поэтому в других нормативно-пра­вовых актах появились отсылки к специальному законодательству о концессиях. Так, ст.22 Закона «О режиме иностранного инвести­рования» в новой редакции гласит, что предоставление иностран­ным инвесторам права на проведение хозяйственной деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государствен­ной или коммунальной собственности и передаваемых в концессию, происходит на основании соответствующего законодательства Ук­раины путем заключения концессионного договора.

Закон Украины «О концессиях» от 16.07.99 г. определяет по­нятие и правовые принципы регулирования отношений концес­сии государственного и коммунального имущества, а также поря­док и условия ее осуществления.

Концессия— предоставление в целях удовлетворения обще­ственных нужд уполномоченным органом исполнительной влас­ти или органом местного самоуправления на основании концес­сионного договора на платной и срочной основе юридическому или физическому лицу (субъекту предпринимательской деятель­ности) права на создание (строительство) и (или) управление (эксплуатацию) объекта концессии (срочное платное владение) при условии принятия субъектом предпринимательской дея­тельности (концессионером) на себя обязательств по созданию (строительству) и (или) управлению (эксплуатации) объектом концессии, имущественной ответственности и возможного пред­принимательского риска.

Круг объектов концессии четко определен Законом.

Закон называет объекты права государственной или комму­нальной собственности, которые предоставляются в концессию:

имущество предприятий, являющихся целостными имуще­ственными комплексами или системой целостных имуществен­ных комплексов, обеспечивающих комплексное предоставление услуг в определенных сферах деятельности;

объекты незавершенного строительства и законсервированные объекты, которые могут быть достроены с целью их использова­ния для предоставления услуг по удовлетворению обществен­ных нужд в определенных сферах деятельности;

специально построенные объекты в соответствии с условиями концессионного договора для удовлетворения общественных нужд вопределенных сферах деятельности.

Закон не называет объекты, которые не могут быть предостав­лены в концессию.

Ст.1 Закона «О концессиях» указывает стороны договора кон­цессии— концессиедателя и концессионера. Концессионером мо­жет быть лишь субъект предпринимательской деятельности, кото­рый в соответствии с Законом на основании договора получил концессию. Концессиедатель — орган исполнительной власти или соответствующий орган местного самоуправления, уполномочен­ный соответственно Кабинетом Министров или органами местно­го самоуправления на заключение концессионного договора.

Обозначение Законом в качестве концессионера только субъекта предпринимательской деятельности свидетельствует о предприни­мательской направленности концессии. Следовательно, концессио­нер использует договорную форму концессии не в целях личного или семейного потребления, а для достижения целей предпринима­тельской деятельности, т.е. самостоятельной, инициативной, систе­матической, осуществляемой на свой риск деятельности, нацелен­ной на получение прибыли.

Наряду со значительной свободой в осуществлении концесси­онной деятельности одним из ее принципов является государ­ственное регулирование и контроль за ее осуществлением. В част­ности, Закон устанавливает существенное ограничение концес­сионной деятельности— передача концессионером своих имуще­ственных прав, вытекающих из концессионного договора или объектов концессии, полностью или частично третьим лицам воз­можна только при условии предоставления на это согласия кон­цессиедателя, если иное не установлено специальным законом о концессионной деятельности в отдельных сферах хозяйственной деятельности.

Хотя это правило и названо ограничением концессионной дея­тельности, но, по существу, из него вытекает право концессионера передавать как имущественные права, вытекающие из концесси­онного договора, так и само имущество, являющееся объектом кон­цессии, полностью или частично, третьим лицам. Само ограниче­ние заключается в том, что это возможно только при условии предоставления на это согласия концессиедателя.

Ст.4 Закона содержит оговорку, «если иное не установлено спе­циальным законом о концессионной деятельности в отдельных сферах государственной деятельности». Возникает вопрос: эта ого­ворка относится к возможности передачи концессионером своих имущественных прав и имущества либо к необходимости обяза­тельного получения на это согласия концессиедателя. Думается, что речь идет о и о том, и о другом. Закон предусматривает общее правило, исключения из которого могут быть предусмотрены спе­циальным законодательством.

579-

Формы совместной инвестиционной деятельности - student2.ru Формы совместной инвестиционной деятельности - student2.ru Формы совместной инвестиционной деятельности - student2.ru Это правило имеет диспозитивный характер и предусматривает возможность иного решения вопроса не непосредственно в догово­ре концессии, а в специальном законодательстве.

Выбор концессионера осуществляется преимущественно на кон­курсной основе и раздел II Закона регулирует процедуру проведе­ния концессионного конкурса, начиная от порядка принятия ре­шения о предоставлении концессии и кончая подачей заявок на участие в концессионном конкурсе.

Концессионная деятельность осуществляется на основании кон­цессионного договора. Это правило названо одним из принципов концессионной деятельности (ст.2 Закона). Следовательно, кон­цессионная деятельность должна всегда и везде в Украине, неза­висимо от вида осуществляемой деятельности или ее сферы, опос­редоваться договором концессии.

Договор концессии (концессионный договор)определен в Зако­не как договор, в соответствии с которым уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления (кон-цессиедатель) предоставляет на платной и срочной основе субъекту предпринимательской деятельности (концессионеру) право создать (построить) объект концессии или существенно его улучшить и (или) осуществлять его управление (эксплуатацию) в соответствии с на­стоящим Законом с целью удовлетворения общественных нужд.

Из этого определения следует, что договор концессии является возмездным и взаимным.

Законом определены как минимальные, так и максимальные сроки,на которые заключается договор концессии — не менее 10 лет и не более 50 лет.

Правила о минимальных и максимальных сроках договора концессии являются императивными. Такой вывод вытекает из указания Закона, что срок действия концессионного договора может быть изменен с согласия сторон в пределах указанных сроков. Следовательно, свобода сторон в определении и измене­нии срока договора ограничена определенными рамками. Сторо­нам предоставлена возможность заключать договор на любой срок, который определяется ими, но не менее установленного Законом минимального срока и не более максимального срока, определен­ного Законом.

Вместе с тем, концессионер имеет право на продление срока договора в случае выполнения его условий.

Концессионный договор считается заключеннымсо дня дос­тижения договоренности обо всех существенных условиях и под­писания сторонами текста договора. Из этого законодательного положения можно сделать вывод, что договор концессии являет­ся консенсуальным.

Содержание договора концессии составляет совокупность ус­ловий, в которых закреплены взаимные права и обязанности кон-цессиедателя и концессионера.

 

Существенными условиямидоговора концессии в Законе на­званы: стороны договора; виды деятельности, работы, услуги, осу­ществляемые по условиям договора; объект концессии (состав и стоимость имущества или технические и финансовые условия создания объекта концессии); условия предоставления земельно­го участка, если он необходим для осуществления концессионной деятельности; перечень видов деятельности, осуществление кото­рых подлежит лицензированию; условия установления, измене­ния цен (тарифов) на произведенные (предоставленные) концес­сионером товары (работы, услуги); срок действия договора кон­цессии, условия найма, использования труда работников — граждан Украины; условия использования отечественных технологий, тех­ники, сырья, материалов; условия и объемы улучшения объекта концессии и порядок компенсации названных улучшений; усло­вия, размер и порядок внесения концессионных платежей; поря­док использования амортизационных отчислений; восстановле­ние объекта концессии и условия его возврата; ответственность за исполнение сторонами обязательств; страхование концессио­нером объектов концессии, взятых в концессию; порядок продле­ния и прекращения действия договора; порядок разрешения спо­ров между сторонами.

Вряд ли «стороны договора» и «ответственность за исполнение сторонами обязательств» можно считать существенными услови­ями не только договора концессии, но и всякого договора вообще, поскольку в этих условиях не закреплены взаимные права и обя­занности сторон договора. В Законе допущено смешивание усло­вий договора и его необходимых реквизитов.

Этот перечень условий не является исчерпывающим, по согла­шению сторон в концессионном договоре могут быть предусмот­рены и другие условия, в том числе предусмотренные специаль­ными законами, о концессионной деятельности в отдельных сфе­рах хозяйственной деятельности.

В существенные условия концессионного договора согласно прямому указанию Закона (ст.11) включается обязательность получения концессионером в установленном порядке лицензии, если концессионер осуществляет предпринимательскую деятель­ность, которая согласно законодательству Украины подлежит лицензированию. Перечень видов деятельности, подлежащих ли­цензированию, содержится в ст.4 Закона Украины «О предпри­нимательстве ».

Закон не содержит специальных требований к форме догово­ра концессии, однако предусматривает его регистрацию.

Концессионный договор подлежит регистрации, при этом ре­гистрационный орган определяется по критерию объекта кон­цессии. Если объектом концессии является объект права госу­дарственной собственности, орган, уполномоченный заключить кон-





Формы совместной инвестиционной деятельности - student2.ru Формы совместной инвестиционной деятельности - student2.ru цессионный договор, уведомляет о заключении такого договора Фонд государственного имущества Украины, который ведет реестр кон­цессионных договоров. Органом регистрации является исполнитель­ный орган соответствующего совета в случае, если объектом кон­цессии является объект права коммунальной собственности. При этом также необходимо сообщать в Фонд государственного имуще­ства Украины о заключении концессионного договора.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 18.01.2000 г. № 72 «О реестре концессионных договоров» утверждено Положе­ние о реестре концессионных договоров, где установлен перечень документов, которые необходимо представить в Фонд государствен­ного имущества для регистрации договора.

Концессиедатель иконцессионер имеют взаимные права иобя­занности.

Так, концессиедатель имеет право:

осуществлять контроль за соблюдением концессионером усло­вий концессионного договора;

предоставлять исключительное право на создание (строитель­ство) и (или) управление (эксплуатацию) объекта концессии;

требовать досрочного расторжения концессионного договора в случае нарушения концессионером его условий;

требовать от концессионера возмещения убытков в случае ухуд­шения состояния объекта концессии, произошедшего по вине кон­цессионера.

Вместе с тем, у концессиедателя есть ряд обязанностей:

передать концессионеру объект концессии в состоянии и сроки, предусмотренные концессионным договором;

предоставить концессионеру своевременно и в полном объеме предусмотренные концессионным договором документы, подтверж­дающие право концессионера на создание (строительство) и (или) управление (эксплуатацию) объекта концессии;

требовать отчет об использовании амортизационных отчисле­ний;

хранить коммерческую тайну концессионера;

не вмешиваться в хозяйственную деятельность концессионера;

если для осуществления концессионной деятельности необхо­дим земельный участок, обеспечить его предоставление в порядке, установленном Земельным кодексом Украины.

Следует отметить, что одной из основных обязанностей концес­сиедателя является передача концессионеру объекта концессии в состоянии и в сроки, предусмотренные концессионным договором. Условие договора концессии, закрепляющее обязанность концес­сиедателя предоставить концессионеру объект концессии, являет­ся существенным условием. Без него договор не может считаться заключенным.

Концессионер имеет следующие права:

осуществлять предпринимательскую деятельность на основе создания (строительства) и (или) управления (эксплуатации) объек­та концессии;

на исключительное право на создание (строительство) и (или) управление (эксплуатацию) объекта концессии, если это предус­мотрено условиями концессионного договора;

требовать расторжения концессионного договора в случае на­рушения концессиедателем условия договора и возмещения убыт­ков, причиненных невыполнением условий договора;

на продление срока действия концессионного договора в слу­чае выполнения его условий;

получать плату за произведенные товары (работы, услуги) со­гласно условиям концессионного договора;

использовать амортизационные отчисления на восстановление основных фондов, полученных в концессию;

на контрактной основе привлекать к выполнению специаль­ных работ на объекте концессии третьих лиц. При этом концес­сионер несет ответственность за выполнение такими лицами ус­ловий концессионного договора и законодательства Украины. К числу обязанностей концессионераотносятся: выполнять условия концессионного договора; заключать в соответствии с законодательством трудовые дого­воры (контракты), как правило, с работниками — гражданами Украины;

использовать на объекте концессии технологии, материалы, технику отечественного производства, если иное не предусмотре­но условиями договора;

содержать объект концессии в надлежащем техническом'"со­
стоянии; *

после истечения срока, на который был заключен концессион­ный договор, передать объект концессии в надлежащем техни­ческом состоянии концессиедателю в соответствии с условиями договора.

Как видно, специфика прав и корреспондирующих им обязан­ностей сторон по договору концессии обусловлены преимуществен­но особенностями этой договорной формы.

Среди основных обязанностей концессионера в ст. 18 Закона не названа обязанность своевременного внесения концессионных платежей. Они определены Законом как плата, обусловленная в концессионном договоре, вносимая концессионером за право со­здания (строительства) и (или) управления (эксплуатации) объек­тов, предоставляемых в концессию. Это не означает, что такая обязанность концессионера не существует. Напротив, своевремен­ное внесение концессионного платежа является важнейшей обя­занностью концессионера. Среди существенных условий договора

-

концессии Закон называет условия, размер и порядок внесения концессионных платежей.

В соответствии со ст. 12Закона концессионный платеж вно­сится концессионером в соответствии с условиями концессионно­го договора независимо от последствий хозяйственной деятельно­сти. Концессионные платежи зачисляются соответственно в Госу­дарственный бюджет Украины или местный бюджет. Методика расчета и предельные размеры концессионных платежей опреде­ляются Кабинетом Министров Украины. Законом предусмотрена возможность предоставления льгот по концессионным платежам, определять предоставление дотаций, компенсаций концессионерам убыточных и низкорентабельных объектов концессии, которые имеют важное социальное значение. Порядок определения таких объектов, а также условия предоставления дотаций, компенсаций и льгот устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Одной из обязанностей концессионера является обязанность содержать объект концессии в надлежащем техническом состоя­нии. Эта обязанность означает эксплуатацию и содержание в ус­ловиях, обеспечивающих надлежащее техническое состояние, и сохранение объектом концессии соответствия своему назначению с учетом нормального износа в процессе использования.

Перечень прав и обязанностей и концессиедателя, и концессио­нера, названный в Законе, не имеет исчерпывающего характера, что вытекает как из названия раздела IV Закона «Основные права и обязанности сторон концессионного договора», так и из указа­ния, что концессиедатель и концессионер имеют также другие пра­ва и обязанности, предусмотренные концессионным договором и законодательством Украины.

Закон «О концессиях» содержит как основания прекращения договора концессии, так определяет ситуации, при которых этот договор не расторгается. Так, согласно п.5 ст.10 Закона, реоргани­зация концессионера — юридического лица не является основа­нием для изменения условий или расторжения концессионного договора.

Нормы, регламентирующие прекращение концессионного дого­вора, различают прекращение договора и расторжение его.

Ст. 15 Закона называет три основания прекращения концесси­онного договора:

истечение срока, на который был заключен договор;

ликвидация концессионера по решению суда, в том числе в связи с признанием его банкротом;

гибель объекта концессии.

Согласно ст.15 Закона концессионный договор может быть ра­сторгнут:

1) по взаимному согласию сторон;

2) по требованию одной из сторон в судебном порядке в случае
неисполнения сторонами их обязательств;

3) по другим основаниям, предусмотренным законами Украины.

Следовательно, надлежащим образом доказанное неисполнение стороной по договору хотя бы одной из обязанностей согласно ч.2 ст. 15 Закона является основанием для расторжения договора кон­цессии в судебном порядке по требованию другой стороны.

Законом урегулированы взаимоотношения сторон при пре­кращениидействия концессионного договора, в частности, в случае ухудшения объекта концессии. Согласно ч.З ст.15 За­кона, если концессионер допустил ухудшение состояния объек­та концессии или его гибель, он должен возместить концесси-едателю убытки, если не докажет, что ухудшение или гибель произошли не по его вине.

В Законе прямо не предусмотрено в числе прав концессионера право вносить в объект концессии такие изменения, которые улуч­шают его качество. Однако такое право вытекает из нормы, опреде­ляющей судьбу улучшений объекта концессии. Согласно п.5 ст. 15 Закона в случае улучшения имущества, полученного в концессию, осуществленного за счет средств концессионера, или создания кон­цессионером имущества во исполнение условия концессионного до­говора концессиедатель обязан возместить концессионеру расходы, понесенные в связи с указанными улучшениями, или стоимость созданного имущества в части, которая не была компенсирована концессионером в результате концессионной деятельности в соот­ветствии с условиями концессионного договора.

Таким образом, вопрос о возмещении концессионеру расходов, понесенных в связи с улучшением имущества, или стоимости со­зданного имущества не ставится в зависимость от характера улуч­шений или от наличия предварительного согласия концессиедате­ля на производство улучшений. Независимо от того, были ли улуч­шения произведены с разрешения концессиедателя или нет, отделимы они без вреда для имущества либо нет, закон не предус­матривает возможности их изъятия концессионером либо отказа концессиедателя от возмещения расходов концессионера. Однако Закон ограничивает размер возмещаемых расходов только той ча­стью, которая не компенсирована концессионером в результате концессионной деятельности.

Методика расчета концессионных платежей утверждена По­становлением Кабинета Министров Украины от 12.04.2000 г. № 639.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 12.04. 2000 г. № 642 утверждено Положение о проведении концессионного кон­курса и заключении концессионных договоров на объекты пра­ва государственной и коммунальной собственности, которые пре­доставляются в концессию.

Типовой концессионный договор утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 12.04.2000 г. № 643.

585;

Формы совместной инвестиционной деятельности - student2.ru Формы совместной инвестиционной деятельности - student2.ru Порядок определения объектов концессии, концессионерам ко­торых могут предоставляться льготы по концессионным плате­жам, дотациям, компенсациям, и условия их предоставления ут­верждены Постановлением Кабинета Министров Украины от 13.07.2000 г. № 1114.

Концессии на строительство и эксплуатацию автомобильных дорогрегулирует ряд специальных нормативно-правовых актов:

Закон Украины «О концессиях на строительство и эксплуата­цию автомобильных дорог» от 14.12.99 г.;

Порядок определения объектов концессии на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования, утверж­денный Постановлением Кабинета Министров Украины от 06.07.2000 г. № 1064;

Порядок возмещения за бесплатный проезд по автомобильным дорогам, построенным на условиях концессии, утвержденный Поста­новлением Кабинета Министров Украины от 06.07.2000 г. № 1065;

Порядок проведения концессионного конкурса на строитель­ство и эксплуатацию автомобильных дорог, утвержденный Поста­новлением Кабинета Министров Украины от 04.10.2000 г. № 1521;

Типовой концессионный договор на строительство и эксплуа­тацию автомобильных дорог, утвержденный Постановлением Ка­бинета Министров Украины от 04.10.2000 г. № 1519.

Соглашения о разделе продукциикак один из видов инвести­ционных договоров получил регламентацию в Законе Украины «О соглашениях о разделе продукции» от 14.09.99 г. Этот Закон регулирует отношения, возникающие в процессе заключения, ис­полнения и прекращения действия соглашений о разделе продук­ции, определяет основные правовые требования к таким соглаше­ниям, а также особенности правоотношений относительно пользо­вания недрами на условиях распределения продукции. При этом продукция — это полезные ископаемые общегосударственного и местного значения (минеральное сырье), добываемые (производи­мые) во время разработки месторождений полезных ископаемых. Одна часть произведенной продукции (общего объема продукции, добытой в соответствии с соглашением о разделе продукции и доставленной в пункт измерения), называемая компенсационной продукцией, передается в собственность инвестора в счет компен­сации его расходов. Другая часть — прибыльная продукция — разделяется между инвестором и государством и определяется как разница между произведенной и компенсационной продукцией.

В соответствии с соглашением о разделе продукции одна сто­рона — Украина (далее — государство) поручает другой стороне — инвестору на определенный срок проведение поиска, разведки и до­бычи полезных ископаемых на определенном участке (участках) недр и ведение связанных с соглашением работ, а инвестор обязует-

ся выполнить порученные работы за свой счет и на свой риск с последующей компенсацией расходов и получением платы (вознаг­раждения) в виде части прибыльной продукции.

Соглашение о разделе продукции может быть двусторонним или многосторонним, то есть его участниками могут быть несколько инвесторов, при условии, что они несут солидарную ответствен­ность по обязательствам, предусмотренным таким соглашением. Оно заключается с победителем конкурса, который проводится в порядке, определенном Законом.

Соглашение о разделе продукции должно быть заключено в письменной форме и соответствовать требованиям конкурса на заключение такого соглашения и требованиям Закона.

Кабинетом Министров Украины принято Постановление «Об утверждении Порядка регистрации проектов соглашения о разде­ле продукции и государственной регистрации соглашения о разде­ле продукции» от 29.11.2000 г. № 1756.

Одним из видов инвестиционных договоров является договор осовместной инвестиционной деятельности.

Наши рекомендации