Формы совместной инвестиционной деятельности
Совместная инвестиционная деятельность с привлечением иностранных инвестиций может осуществляться в различных формах. Одной из наиболее распространенных является создание предприятия с иностранными инвестициями.
Предприятие с иностранными инвестициями— предприятие (организация) любой организационно-правовой формы, созданное в соответствии с законодательством Украины, иностранная инвестиция в уставном фонде которого, при его наличии, составляет не менее 10 % . Предприятие приобретает статус предприятия с иностранными инвестициями со дня зачисления иностранной инвестиции на его баланс.
Такие предприятия создаются и действуют в формах, предусмотренных законодательством Украины.
Учредительные документы предприятий с иностранными инвестициями должны содержать сведения, предусмотренные законодательством Украины для соответствующих организационно-правовых форм предприятий, а также сведения о государственной принадлежности их учредителей (участников).
Имущество, ввозимое в Украину как взнос иностранного инвестора в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями (кроме товаров для реализации или собственного потребления), освобождается от обложения пошлиной.
При этом таможенные органы осуществляют пропуск такого имущества на территорию Украины на основании выданного предприятием простого векселя на сумму пошлины с отсрочкой платежа не более чем на 30 календарных дней со дня оформления ввозной грузовой таможенной декларации.
Вексель погашается и ввозная пошлина не взимается, если в период, на который дается отсрочка платежа, указанная пошлина зачислена на баланс предприятия и налоговой инспекцией по месту нахождения предприятия сделана об этом отметка на экземпляре векселя.
Если в течение трех лет со времени зачисления иностранной инвестиции на баланс предприятия с иностранными инвестициями имущество, которое было ввезено в Украину как взнос иностранного инвестора в уставный фонд указанного предприятия, отчуждается, в том числе в связи с прекращением деятельности этого предприятия (кроме вывоза иностранной инвестиции за границу), предприятие с иностранными инвестициями уплачивает ввозную пошлину.
Порядок выдачи, учета и погашения векселей, выданных при ввозе в Украину имущества как взноса иностранного инвестора в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями, а также по договорам (контрактам) о совместной инвестиционной деятельности, и уплаты ввозной пошлины в случае отчуждения этого имущества утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 07.08.96 г. № 937.
В соответствии с этим Порядком:
векселедателем является предприятие с иностранными инвестициями;
вексель выпускается в форме простого векселя;
вексель выписывается на сумму ввозной пошлины сроком не более 30 календарных дней;
вексель, выпущенный согласно этому постановлению, не подлежит передаче путем совершения индоссамента.
Предприятие с иностранными инвестициями самостоятельно определяет условия реализации продукции (работ, услуг), включая цену на них, если иное не предусмотрено законодательством Украины.
Создание и деятельность предприятий с иностранными инвестициями может быть предметом контроля со стороны Антимонопольного комитета Украины при наличии оснований, предусмотренных законодательством.
Так, ежегодно рассматриваются десятки заявлений и дел о концентрации с участием иностранных инвесторов или предприятий с иностранными инвестициями, а также заявлений и дел о создании совместных предприятий. В основном позитивно оценивая вклад иностранных инвесторов в развитие конкуренции за счет создания новых и диверсификации и модернизации существующих производств, Антимонопольный комитет усматривал угрозу монополизации рынков, если условием инвестиции становилось предоставление совместному предприятию исключительных прав на осуществление отдельных видов деятельности, а также когда мировые концерны стремились получить контроль над определенными рынками Украины в процессе приватизации и в послеприватизационный период [5].
Например, при рассмотрении дел о создании совместных предприятий «АТТ-Одескабель» и «АТТ-ЧеЗаРа» — иностранный соучредитель в обоих случаях — транснациональная корпорация («Атепсап ТеЫрНопе апй Те1еёгарН») в учредительных документах была предпринята попытка устранить отечественных производителей с некоторых рынков. По требованию Антимонопольного комитета Украины соответствующие положения учредительных документов были изменены [7].
В тех случаях, когда создание предприятия с иностранными инвестициями не может привести к монополизации рынков, Антимонопольный комитет дает согласие на его создание.
Так, в Антимонопольный комитет Украины поступило заявление Фонда государственного имущества Украины о предоставлении согласия на создание украинско-русского совместного предприятия «ФЕД-ТОЧ-ГАЗ». Соучредителями с украинской стороны являлись: Фонд государственного имущества Украины в интересах государственного предприятия «Харьковский машиностроительный завод «ФЕД» (ХМЗ «ФЕД»); открытое акционерное общество «Харьковгаз» (ОАО «Харьковгаз»). Со-
учредителем с русской стороны являлось Владимирское производственное объединение «Точмаш» (ПО «Точмаш» ).
СП «ФЕД-ТОЧ-ГАЗ» создавался с целью налаживания производства газовых счетчиков.
В ходе расследования было установлено, что ХМЗ «ФЕД» является конверсионным предприятием и выпускает фотоаппараты и краны-смесители. Предприятие не занимает монопольного положения на рынках Украины. Продукции, которую будет изготавливать СП «ФЕД-ТОЧ-ГАЗ», предприятие не выпускает. ОАО «Харъковгаз» предоставляет услуги по газификации и газопоставке в Харьковской области. ПО «Точмаш» не создавал и не контролировал хозяйствующих субъектов, которые занимаются предпринимательской деятельностью на территории Украины.
Исходя из того, что создание СП не приведет к монополизации рынков, Антимонопольный комитет Украины дал согласие на его создание [8].
Продукция предприятий с иностранными инвестициями не подлежит лицензированию и квотированию при условии ее сертификации как продукции собственного производства в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Порядок определения продукции собственного производства предприятий с иностранными инвестициями утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 05.09.96 г. № 1061.
Продукцией собственного производства признается продукция, которая была произведена или подвергнута достаточной переработке или обработке предприятием с использованием собственного или арендованного имущества.
К полностью произведенным предприятиям, в частности, относятся:
а) полезные и сопутствующие ископаемые, добытые предприя
тием, если оно имеет право на разработку недр;
б) растительная продукция, выращенная и собранная на зе
мельных участках, принадлежащих предприятию или арендован
ных этим предприятием;
в) живые животные, выращенные на предприятии, и продук
ция, полученная от животных, которые являются собственностью
предприятия;
г) продукция, произведенная предприятием исключительно из
вышеуказанной продукции.
Переработка или обработка продукции предприятием признается достаточной, если изготовленная продукция классифицируется в иной тарифной позиции, чем изделия и материалы, приобретенные предприятием и использованные им для изготовления этой продукции, или доля добавленной стоимости продукции во время ее переработки или обработки составляет не менее 50 процентов, если иное не предусмотрено законодатель-
ством. При этом добавленной стоимостью является разница между себестоимостью продукции и стоимостью использованных материалов, сырья, комплектующих.
Не может признаваться достаточной переработкой осуществление следующих технологических операций:
а) обеспечение сохранности продукции во время ее хранения
или транспортировки, помещение в растворы для хранения;
б) подготовка продукции для продажи и транспортировки
(дробление партии, формирование отправлений, сортировка и
переупаковка, разлив);
в) простые сборочные операции;
г) смешивание компонентов без предоставления полученной
продукции характеристик, существенно отличающих ее от ис
ходных составляющих;
д) объединение двух или большего количества вышеуказан
ных операций.
Для получения сертификата продукции собственного производства предприятие подает письменное заявление Торгово-промышленной палате или ее региональной палате.
Решение о выдаче сертификата или отказе в его выдаче принимается палатой в течение 20 дней со дня получения заявления.
Реализация иностранных инвестиций может осуществляться на основе инвестиционных договоров (контрактов). Инвестиционный договор (контракт)определяют как соглашение двух или более участников инвестиционной деятельности, содержанием которого являются взаимные права и обязанности, направленные на реализацию иностранных инвестиций с целью получения прибыли или достижения иного социального эффекта [9]. Инвестиционные договоры (контракты), учитывая совокупность экономических и юридических признаков, можно дифференцировать на такие типы: а) договоры о передаче имущества в собственность или оперативное управление с целью инвестиционной деятельности; б) договоры о передаче имущества в пользование с целью инвестиционной деятельности; в) договоры о передаче имущественных прав; г) договоры о совместной предпринимательской деятельности; д) договоры, направленные на приобретение имущества в собственность или имущественных прав с целью инвестиционной деятельности; е) договоры о приобретении (передаче) прав на использование интеллектуальной собственности с целью инвестиционной деятельности; ж) договоры о приобретении (передаче) ценных бумаг и других корпоративных прав; з) договоры о приобретении имущества в пользование с целью инвестиционной деятельности [10].
Одним из видов инвестиционных договоров является договор концессии (концессионный договор).
577^
Традиционно договором концессии считается договор, заключаемый государством с субъектом предпринимательской деятельности (как правило, иностранным инвестором), на эксплуатацию промышленных предприятий или земельных участков.
Общие правила концессии предусмотрены в главе 40 Хозяйственного кодекса Украины.
С принятием Закона Украины «О концессиях» от 16.07.99 г. договор концессии приобрел необходимую правовую базу в виде специального законодательства. Поэтому в других нормативно-правовых актах появились отсылки к специальному законодательству о концессиях. Так, ст.22 Закона «О режиме иностранного инвестирования» в новой редакции гласит, что предоставление иностранным инвесторам права на проведение хозяйственной деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государственной или коммунальной собственности и передаваемых в концессию, происходит на основании соответствующего законодательства Украины путем заключения концессионного договора.
Закон Украины «О концессиях» от 16.07.99 г. определяет понятие и правовые принципы регулирования отношений концессии государственного и коммунального имущества, а также порядок и условия ее осуществления.
Концессия— предоставление в целях удовлетворения общественных нужд уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления на основании концессионного договора на платной и срочной основе юридическому или физическому лицу (субъекту предпринимательской деятельности) права на создание (строительство) и (или) управление (эксплуатацию) объекта концессии (срочное платное владение) при условии принятия субъектом предпринимательской деятельности (концессионером) на себя обязательств по созданию (строительству) и (или) управлению (эксплуатации) объектом концессии, имущественной ответственности и возможного предпринимательского риска.
Круг объектов концессии четко определен Законом.
Закон называет объекты права государственной или коммунальной собственности, которые предоставляются в концессию:
имущество предприятий, являющихся целостными имущественными комплексами или системой целостных имущественных комплексов, обеспечивающих комплексное предоставление услуг в определенных сферах деятельности;
объекты незавершенного строительства и законсервированные объекты, которые могут быть достроены с целью их использования для предоставления услуг по удовлетворению общественных нужд в определенных сферах деятельности;
специально построенные объекты в соответствии с условиями концессионного договора для удовлетворения общественных нужд вопределенных сферах деятельности.
Закон не называет объекты, которые не могут быть предоставлены в концессию.
Ст.1 Закона «О концессиях» указывает стороны договора концессии— концессиедателя и концессионера. Концессионером может быть лишь субъект предпринимательской деятельности, который в соответствии с Законом на основании договора получил концессию. Концессиедатель — орган исполнительной власти или соответствующий орган местного самоуправления, уполномоченный соответственно Кабинетом Министров или органами местного самоуправления на заключение концессионного договора.
Обозначение Законом в качестве концессионера только субъекта предпринимательской деятельности свидетельствует о предпринимательской направленности концессии. Следовательно, концессионер использует договорную форму концессии не в целях личного или семейного потребления, а для достижения целей предпринимательской деятельности, т.е. самостоятельной, инициативной, систематической, осуществляемой на свой риск деятельности, нацеленной на получение прибыли.
Наряду со значительной свободой в осуществлении концессионной деятельности одним из ее принципов является государственное регулирование и контроль за ее осуществлением. В частности, Закон устанавливает существенное ограничение концессионной деятельности— передача концессионером своих имущественных прав, вытекающих из концессионного договора или объектов концессии, полностью или частично третьим лицам возможна только при условии предоставления на это согласия концессиедателя, если иное не установлено специальным законом о концессионной деятельности в отдельных сферах хозяйственной деятельности.
Хотя это правило и названо ограничением концессионной деятельности, но, по существу, из него вытекает право концессионера передавать как имущественные права, вытекающие из концессионного договора, так и само имущество, являющееся объектом концессии, полностью или частично, третьим лицам. Само ограничение заключается в том, что это возможно только при условии предоставления на это согласия концессиедателя.
Ст.4 Закона содержит оговорку, «если иное не установлено специальным законом о концессионной деятельности в отдельных сферах государственной деятельности». Возникает вопрос: эта оговорка относится к возможности передачи концессионером своих имущественных прав и имущества либо к необходимости обязательного получения на это согласия концессиедателя. Думается, что речь идет о и о том, и о другом. Закон предусматривает общее правило, исключения из которого могут быть предусмотрены специальным законодательством.
579-
Это правило имеет диспозитивный характер и предусматривает возможность иного решения вопроса не непосредственно в договоре концессии, а в специальном законодательстве.
Выбор концессионера осуществляется преимущественно на конкурсной основе и раздел II Закона регулирует процедуру проведения концессионного конкурса, начиная от порядка принятия решения о предоставлении концессии и кончая подачей заявок на участие в концессионном конкурсе.
Концессионная деятельность осуществляется на основании концессионного договора. Это правило названо одним из принципов концессионной деятельности (ст.2 Закона). Следовательно, концессионная деятельность должна всегда и везде в Украине, независимо от вида осуществляемой деятельности или ее сферы, опосредоваться договором концессии.
Договор концессии (концессионный договор)определен в Законе как договор, в соответствии с которым уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления (кон-цессиедатель) предоставляет на платной и срочной основе субъекту предпринимательской деятельности (концессионеру) право создать (построить) объект концессии или существенно его улучшить и (или) осуществлять его управление (эксплуатацию) в соответствии с настоящим Законом с целью удовлетворения общественных нужд.
Из этого определения следует, что договор концессии является возмездным и взаимным.
Законом определены как минимальные, так и максимальные сроки,на которые заключается договор концессии — не менее 10 лет и не более 50 лет.
Правила о минимальных и максимальных сроках договора концессии являются императивными. Такой вывод вытекает из указания Закона, что срок действия концессионного договора может быть изменен с согласия сторон в пределах указанных сроков. Следовательно, свобода сторон в определении и изменении срока договора ограничена определенными рамками. Сторонам предоставлена возможность заключать договор на любой срок, который определяется ими, но не менее установленного Законом минимального срока и не более максимального срока, определенного Законом.
Вместе с тем, концессионер имеет право на продление срока договора в случае выполнения его условий.
Концессионный договор считается заключеннымсо дня достижения договоренности обо всех существенных условиях и подписания сторонами текста договора. Из этого законодательного положения можно сделать вывод, что договор концессии является консенсуальным.
Содержание договора концессии составляет совокупность условий, в которых закреплены взаимные права и обязанности кон-цессиедателя и концессионера.
Существенными условиямидоговора концессии в Законе названы: стороны договора; виды деятельности, работы, услуги, осуществляемые по условиям договора; объект концессии (состав и стоимость имущества или технические и финансовые условия создания объекта концессии); условия предоставления земельного участка, если он необходим для осуществления концессионной деятельности; перечень видов деятельности, осуществление которых подлежит лицензированию; условия установления, изменения цен (тарифов) на произведенные (предоставленные) концессионером товары (работы, услуги); срок действия договора концессии, условия найма, использования труда работников — граждан Украины; условия использования отечественных технологий, техники, сырья, материалов; условия и объемы улучшения объекта концессии и порядок компенсации названных улучшений; условия, размер и порядок внесения концессионных платежей; порядок использования амортизационных отчислений; восстановление объекта концессии и условия его возврата; ответственность за исполнение сторонами обязательств; страхование концессионером объектов концессии, взятых в концессию; порядок продления и прекращения действия договора; порядок разрешения споров между сторонами.
Вряд ли «стороны договора» и «ответственность за исполнение сторонами обязательств» можно считать существенными условиями не только договора концессии, но и всякого договора вообще, поскольку в этих условиях не закреплены взаимные права и обязанности сторон договора. В Законе допущено смешивание условий договора и его необходимых реквизитов.
Этот перечень условий не является исчерпывающим, по соглашению сторон в концессионном договоре могут быть предусмотрены и другие условия, в том числе предусмотренные специальными законами, о концессионной деятельности в отдельных сферах хозяйственной деятельности.
В существенные условия концессионного договора согласно прямому указанию Закона (ст.11) включается обязательность получения концессионером в установленном порядке лицензии, если концессионер осуществляет предпринимательскую деятельность, которая согласно законодательству Украины подлежит лицензированию. Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, содержится в ст.4 Закона Украины «О предпринимательстве ».
Закон не содержит специальных требований к форме договора концессии, однако предусматривает его регистрацию.
Концессионный договор подлежит регистрации, при этом регистрационный орган определяется по критерию объекта концессии. Если объектом концессии является объект права государственной собственности, орган, уполномоченный заключить кон-
цессионный договор, уведомляет о заключении такого договора Фонд государственного имущества Украины, который ведет реестр концессионных договоров. Органом регистрации является исполнительный орган соответствующего совета в случае, если объектом концессии является объект права коммунальной собственности. При этом также необходимо сообщать в Фонд государственного имущества Украины о заключении концессионного договора.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 18.01.2000 г. № 72 «О реестре концессионных договоров» утверждено Положение о реестре концессионных договоров, где установлен перечень документов, которые необходимо представить в Фонд государственного имущества для регистрации договора.
Концессиедатель иконцессионер имеют взаимные права иобязанности.
Так, концессиедатель имеет право:
осуществлять контроль за соблюдением концессионером условий концессионного договора;
предоставлять исключительное право на создание (строительство) и (или) управление (эксплуатацию) объекта концессии;
требовать досрочного расторжения концессионного договора в случае нарушения концессионером его условий;
требовать от концессионера возмещения убытков в случае ухудшения состояния объекта концессии, произошедшего по вине концессионера.
Вместе с тем, у концессиедателя есть ряд обязанностей:
передать концессионеру объект концессии в состоянии и сроки, предусмотренные концессионным договором;
предоставить концессионеру своевременно и в полном объеме предусмотренные концессионным договором документы, подтверждающие право концессионера на создание (строительство) и (или) управление (эксплуатацию) объекта концессии;
требовать отчет об использовании амортизационных отчислений;
хранить коммерческую тайну концессионера;
не вмешиваться в хозяйственную деятельность концессионера;
если для осуществления концессионной деятельности необходим земельный участок, обеспечить его предоставление в порядке, установленном Земельным кодексом Украины.
Следует отметить, что одной из основных обязанностей концессиедателя является передача концессионеру объекта концессии в состоянии и в сроки, предусмотренные концессионным договором. Условие договора концессии, закрепляющее обязанность концессиедателя предоставить концессионеру объект концессии, является существенным условием. Без него договор не может считаться заключенным.
Концессионер имеет следующие права:
осуществлять предпринимательскую деятельность на основе создания (строительства) и (или) управления (эксплуатации) объекта концессии;
на исключительное право на создание (строительство) и (или) управление (эксплуатацию) объекта концессии, если это предусмотрено условиями концессионного договора;
требовать расторжения концессионного договора в случае нарушения концессиедателем условия договора и возмещения убытков, причиненных невыполнением условий договора;
на продление срока действия концессионного договора в случае выполнения его условий;
получать плату за произведенные товары (работы, услуги) согласно условиям концессионного договора;
использовать амортизационные отчисления на восстановление основных фондов, полученных в концессию;
на контрактной основе привлекать к выполнению специальных работ на объекте концессии третьих лиц. При этом концессионер несет ответственность за выполнение такими лицами условий концессионного договора и законодательства Украины. К числу обязанностей концессионераотносятся: выполнять условия концессионного договора; заключать в соответствии с законодательством трудовые договоры (контракты), как правило, с работниками — гражданами Украины;
использовать на объекте концессии технологии, материалы, технику отечественного производства, если иное не предусмотрено условиями договора;
содержать объект концессии в надлежащем техническом'"со
стоянии; *
после истечения срока, на который был заключен концессионный договор, передать объект концессии в надлежащем техническом состоянии концессиедателю в соответствии с условиями договора.
Как видно, специфика прав и корреспондирующих им обязанностей сторон по договору концессии обусловлены преимущественно особенностями этой договорной формы.
Среди основных обязанностей концессионера в ст. 18 Закона не названа обязанность своевременного внесения концессионных платежей. Они определены Законом как плата, обусловленная в концессионном договоре, вносимая концессионером за право создания (строительства) и (или) управления (эксплуатации) объектов, предоставляемых в концессию. Это не означает, что такая обязанность концессионера не существует. Напротив, своевременное внесение концессионного платежа является важнейшей обязанностью концессионера. Среди существенных условий договора
•
-
концессии Закон называет условия, размер и порядок внесения концессионных платежей.
В соответствии со ст. 12Закона концессионный платеж вносится концессионером в соответствии с условиями концессионного договора независимо от последствий хозяйственной деятельности. Концессионные платежи зачисляются соответственно в Государственный бюджет Украины или местный бюджет. Методика расчета и предельные размеры концессионных платежей определяются Кабинетом Министров Украины. Законом предусмотрена возможность предоставления льгот по концессионным платежам, определять предоставление дотаций, компенсаций концессионерам убыточных и низкорентабельных объектов концессии, которые имеют важное социальное значение. Порядок определения таких объектов, а также условия предоставления дотаций, компенсаций и льгот устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Одной из обязанностей концессионера является обязанность содержать объект концессии в надлежащем техническом состоянии. Эта обязанность означает эксплуатацию и содержание в условиях, обеспечивающих надлежащее техническое состояние, и сохранение объектом концессии соответствия своему назначению с учетом нормального износа в процессе использования.
Перечень прав и обязанностей и концессиедателя, и концессионера, названный в Законе, не имеет исчерпывающего характера, что вытекает как из названия раздела IV Закона «Основные права и обязанности сторон концессионного договора», так и из указания, что концессиедатель и концессионер имеют также другие права и обязанности, предусмотренные концессионным договором и законодательством Украины.
Закон «О концессиях» содержит как основания прекращения договора концессии, так определяет ситуации, при которых этот договор не расторгается. Так, согласно п.5 ст.10 Закона, реорганизация концессионера — юридического лица не является основанием для изменения условий или расторжения концессионного договора.
Нормы, регламентирующие прекращение концессионного договора, различают прекращение договора и расторжение его.
Ст. 15 Закона называет три основания прекращения концессионного договора:
истечение срока, на который был заключен договор;
ликвидация концессионера по решению суда, в том числе в связи с признанием его банкротом;
гибель объекта концессии.
Согласно ст.15 Закона концессионный договор может быть расторгнут:
1) по взаимному согласию сторон;
2) по требованию одной из сторон в судебном порядке в случае
неисполнения сторонами их обязательств;
3) по другим основаниям, предусмотренным законами Украины.
Следовательно, надлежащим образом доказанное неисполнение стороной по договору хотя бы одной из обязанностей согласно ч.2 ст. 15 Закона является основанием для расторжения договора концессии в судебном порядке по требованию другой стороны.
Законом урегулированы взаимоотношения сторон при прекращениидействия концессионного договора, в частности, в случае ухудшения объекта концессии. Согласно ч.З ст.15 Закона, если концессионер допустил ухудшение состояния объекта концессии или его гибель, он должен возместить концесси-едателю убытки, если не докажет, что ухудшение или гибель произошли не по его вине.
В Законе прямо не предусмотрено в числе прав концессионера право вносить в объект концессии такие изменения, которые улучшают его качество. Однако такое право вытекает из нормы, определяющей судьбу улучшений объекта концессии. Согласно п.5 ст. 15 Закона в случае улучшения имущества, полученного в концессию, осуществленного за счет средств концессионера, или создания концессионером имущества во исполнение условия концессионного договора концессиедатель обязан возместить концессионеру расходы, понесенные в связи с указанными улучшениями, или стоимость созданного имущества в части, которая не была компенсирована концессионером в результате концессионной деятельности в соответствии с условиями концессионного договора.
Таким образом, вопрос о возмещении концессионеру расходов, понесенных в связи с улучшением имущества, или стоимости созданного имущества не ставится в зависимость от характера улучшений или от наличия предварительного согласия концессиедателя на производство улучшений. Независимо от того, были ли улучшения произведены с разрешения концессиедателя или нет, отделимы они без вреда для имущества либо нет, закон не предусматривает возможности их изъятия концессионером либо отказа концессиедателя от возмещения расходов концессионера. Однако Закон ограничивает размер возмещаемых расходов только той частью, которая не компенсирована концессионером в результате концессионной деятельности.
Методика расчета концессионных платежей утверждена Постановлением Кабинета Министров Украины от 12.04.2000 г. № 639.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 12.04. 2000 г. № 642 утверждено Положение о проведении концессионного конкурса и заключении концессионных договоров на объекты права государственной и коммунальной собственности, которые предоставляются в концессию.
Типовой концессионный договор утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 12.04.2000 г. № 643.
585;
Порядок определения объектов концессии, концессионерам которых могут предоставляться льготы по концессионным платежам, дотациям, компенсациям, и условия их предоставления утверждены Постановлением Кабинета Министров Украины от 13.07.2000 г. № 1114.
Концессии на строительство и эксплуатацию автомобильных дорогрегулирует ряд специальных нормативно-правовых актов:
Закон Украины «О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог» от 14.12.99 г.;
Порядок определения объектов концессии на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 06.07.2000 г. № 1064;
Порядок возмещения за бесплатный проезд по автомобильным дорогам, построенным на условиях концессии, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 06.07.2000 г. № 1065;
Порядок проведения концессионного конкурса на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 04.10.2000 г. № 1521;
Типовой концессионный договор на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 04.10.2000 г. № 1519.
Соглашения о разделе продукциикак один из видов инвестиционных договоров получил регламентацию в Законе Украины «О соглашениях о разделе продукции» от 14.09.99 г. Этот Закон регулирует отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения действия соглашений о разделе продукции, определяет основные правовые требования к таким соглашениям, а также особенности правоотношений относительно пользования недрами на условиях распределения продукции. При этом продукция — это полезные ископаемые общегосударственного и местного значения (минеральное сырье), добываемые (производимые) во время разработки месторождений полезных ископаемых. Одна часть произведенной продукции (общего объема продукции, добытой в соответствии с соглашением о разделе продукции и доставленной в пункт измерения), называемая компенсационной продукцией, передается в собственность инвестора в счет компенсации его расходов. Другая часть — прибыльная продукция — разделяется между инвестором и государством и определяется как разница между произведенной и компенсационной продукцией.
В соответствии с соглашением о разделе продукции одна сторона — Украина (далее — государство) поручает другой стороне — инвестору на определенный срок проведение поиска, разведки и добычи полезных ископаемых на определенном участке (участках) недр и ведение связанных с соглашением работ, а инвестор обязует-
ся выполнить порученные работы за свой счет и на свой риск с последующей компенсацией расходов и получением платы (вознаграждения) в виде части прибыльной продукции.
Соглашение о разделе продукции может быть двусторонним или многосторонним, то есть его участниками могут быть несколько инвесторов, при условии, что они несут солидарную ответственность по обязательствам, предусмотренным таким соглашением. Оно заключается с победителем конкурса, который проводится в порядке, определенном Законом.
Соглашение о разделе продукции должно быть заключено в письменной форме и соответствовать требованиям конкурса на заключение такого соглашения и требованиям Закона.
Кабинетом Министров Украины принято Постановление «Об утверждении Порядка регистрации проектов соглашения о разделе продукции и государственной регистрации соглашения о разделе продукции» от 29.11.2000 г. № 1756.
Одним из видов инвестиционных договоров является договор осовместной инвестиционной деятельности.