Пути активизации притока иностранных инвестиций из Китая

Главной целью на сегодняшний день является повысить инвестиционную привлекательность России в международных инвестиционных рейтингах, поскольку это улучшит сложившуюся ситуацию. Предлагаются рациональные вложения внутренних резервов России с целью повышения ее привлекательности и обеспечения притока иностранного капитала в экономику принимающей страны.

Посмотрев основные причины сдерживания притока китайских инвестиций в экономику России, необходимо понять, что же может изменить ситуацию в лучшую сторону.

В октябре 2013 года наши страны договорились об обнулении ставки налога на дивиденды и проценты. Сторонами активно обсуждается потенциальная возможность использования национальных валют в качестве средств расчета. В 2013 году также было подписано соглашение об открытии своп-линии рубль-юань на $25 млрд. Российский Минфин рассматривает возможность выпуска юаневого долга, как это сделали Великобритания, Шри-Ланка, Канада и Австралия. Подобная практика позволяет создавать ориентир для последующего размещения облигаций в юанях частным бизнесом. В рамках последнего визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию Москва предложила Пекину снять ограничения на китайские инвестиции в иностранные облигации.

Следует сказать о еще одном важном шаге, предпринятом сторонами- создание экономического пояса «Шелкового пути» , что подразумевает транспортный, энергетический и торговый коридоры между странами Азии и Европы. Китай уже направил в фонд «Шелкового пути» 40 млрд. долларов, однако для реализации такого масштабного проекта потребуется еще большее капиталовложение.

Несмотря на то, что в Китае всем компаниям, имеющим экспортно-импортную лицензию, разрешено рассчитываться в юанях и ими производится возврат НДС, тем не менее, расчеты ведутся преимущественно в долларах, что увеличивает транзакционные издержки.

Однако максимально упростить финансовое сближение наших стран теоретически и практически возможно. Можно рассмотреть идею разработки единого реестра фондового рынка для России и Китая и единых требований к формированию проспектов эмиссий ценных бумаг и рисков по ним. Это позволило бы снизить издержки выхода компаний на иностранный рынок капитала и облегчить доступ к финансированию бизнеса обоих стран. Эмитируемые в России ценные бумаги смогут торговаться на биржах в Китае, а капитализация нашего фондового рынка вырастет благодаря притоку азиатских инвесторов.

Также развитию экономических отношений будет способствовать разработка информационной системы-аналога SWIFT, с помощью которой банки в защищенном режиме смогут обмениваться информацией об операциях.

Этот инструмент нужен не только для того, чтобы обеспечить независимость в случае отключения России от SWIFT. Сейчас китайские банки не хотят подтверждать аккредитивы российских без подключения третьей стороны (европейских и американских банков), а также не открывают юаневые счета российским банкам, которые не входят в топ-5 по активам. Совместная российско-китайская разработка аналога SWIFT позволит создать систему, которая сможет решить существующую проблему доверия.[33]

Для привлечения китайских инвестиций на российский рынок необходимо предусмотреть понятный для наших азиатских партнеров способ работы с инфраструктурными организациями фондового рынка. Любая китайская компания финансового сектора должна иметь четкое понимание, как именно она может работать на фондовом рынке России. Например, для упрощения доступа европейских компаний на российский рынок с некоторых пор сделки покупки и продажи бумаг проходят через клиринго-депозитарные системы Clearstream и Euroclear. Похожие системы можно было бы создать и для китайских партнеров.

Необходимо отметить, что в Китае существует дефицит информации о возможностях для китайских инвесторов в нашей стране. В рамках визитов в КНР представителей российских монетарных властей, банковского и инвестиционного сообществ нужно рассказывать китайским компаниям о возможностях на финансовом рынке в России, о российской инфраструктуре и законодательстве.

Сотрудничество российских и китайских компаний в финансовом секторе может укрепить реализация совместных проектов. Наши компании могут приглашать китайских коллег для участия в размещении выпусков облигаций или в процессе IPO. После определенных успешных историй в отношениях России и Китая в финансовое сотрудничество начнет развиваться более интенсивно.

Китайское руководство провозгласило стратегию экспорта капитала, были определены приоритетные отрасли, о которых мы говорили ранее, (металлургия, производство строительных материалов, электроэнергетика, судостроение, химическая промышленность), и банки готовы кредитовать компании в рамках этой инициативы. Именно поэтому шаги по инвестиционному сотрудничеству России и Китая могут оказаться серьезным подспорьем для решения проблем финансирования российского бизнеса.

Наряду с более узкими, индивидуальными вариантами решения проблем китайского инвестирования, существуют и проблемы привлечения иностранных инвестиций в широком смысле, решение которых оздоровит инвестиционный климат в целом для мировых стран и, в свою очередь, привлечет Китай.

Необходимо улучшить макроэкономическую конъюнктуру, то есть в срочном порядке снижать инфляцию, которая по неподтвержденным данным на сегодня составляет около 17%. По моему мнению, можно положиться на мировой опыт (Израиль, США) и постараться провести в России политику таргетирования инфляции. Также необходимо снизить процент на долгосрочные банковские кредиты, развивать систему гарантий осуществления прав инвесторов, защиту их собственности, проводить дальнейшие реформы налоговой системы в направлении снижения налогового бремени на инвесторов и стимулирования инвестиционной деятельности. Немаловажным фактором является введение мер для предотвращения утечки капитала за рубеж и стимулирование возврата отечественного капитала в страну. Также в виде отдельных статей закона об «Иностранных инвестициях» необходимо выделить механизм оценки эффективности участия иностранных инвесторов, что в свою очередь будет выступать основой для совершенствования системы государственных гарантий по отобранным государственным проектам.

Китай сейчас все более и более заинтересован в интернационализации своей валюты и фондового рынка. Постепенно иностранные государства выпускают облигации в юанях, формируются рынки офшорного юаня. Китай все шире открывает свой рынок для иностранных инвесторов, и сам стремится к экспорту капитала. Сотрудничество с Россией в финансовой сфере усилит позиции Китая в мировой экономике. И позволит создать плацдарм для дальнейшего развития отношений двух наших стран и успешной реализации проекта «Великого шелкового пути».

Подводя итог тому, как же можно решить проблемы в России, связанные с недостаточным и не всегда полезным инвестированием в экономику, необходимо сказать, что рано или поздно придется начать более глобальное усовершенствование законодательной системы, борьбу с коррупцией (не для видимости), принятие менталитета иностранцев, в частности, Китая и прочее.

Заключение

Во втором полугодии 2014 года иностранные инвестиции перестали поступать в экономику России, за весь год их объем снизился на 70% по сравнению с 2013 годом, в котором итоговая цифра составила 19 млрд. долл. Первоочередной причиной такого резкого снижения стали введенные против России санкции после присоединения Крыма к составу РФ. Что касается международных рейтингов, которые показывают, насколько инвестиционно привлекательны те или иные экономики мира, то на начало 2015 года Россия занимала 62- е место. Утешительных прогнозов о том, как экономика России будет вести себя в следующем году, нет. Отмечается, что в 2016 году рост российской экономики будет нулевым (в лучшем случае), однако российский рынок продолжает считаться высокодоходным, и вложенные средства будут продолжать окупаться.

К основным отраслям, в которых осуществляется наиболее активная деятельность китайских инвесторов, относятся: разработка полезных ископаемых, лесное хозяйство, энергетика, торговля, бытовая электротехника, связь, строительство и сфера услуг.

На настоящее время на российской территории на стадии практической реализации находятся 22 объекта, 25 проектов - на стадии поиска инвесторов, 4 проекта - на стадии технической и нормативно-правовой документации, 6 проектов оставлены по причине отказа инвесторов от их реализации. Существует ряд проблем, которые помешали реализации ряда проектов инвестиционного сотрудничества и которые могут стать камнем преткновения в будущем:

- несовершенство российской законодательной системы в области инвестиционного сотрудничества

- высокий уровень коррупции в России

- высокая степень бюрократии в России

- непонимание, вызванное различиями в менталитетах

- геополитическая напряженность, ввязывание России в открытые конфликты в Сирии

- замедление темпов экономического роста как в России, так и в Китае

- падение мировых цен на энергоносители и сырьевые товары, составляющие 80% российского экспорта в Китай.

Главной целью на данный момент поставлена максимально возможная активизация инвестиционного сотрудничества между Россией и Китая. Необходимо выделить основные меры, которые могут поспособствовать этой активизации в отношении России:

-использование национальных валют в качестве средств расчета

-создание экономического пояса «Шелкового пути», что подразумевает транспортный, энергетический и торговый коридоры между нашими странами

- разработка единого реестра фондового рынка для России и Китая и единых требований к формированию проспектов эмиссий ценных бумаг и рисков по ним

- разработка информационной системы-аналога SWIFT

- создание систем-аналогов Clearstream и Euroclear для упрощения доступа китайских компаний на российский рынок ценных бумаг.

Проблемы, существующие в отношениях между Китаем и Россией можно и нужно решить. Сейчас наилучший момент для этого, когда Россия осуществляет «разворот на Восток». Для Китая это тоже крайне выгодно, поскольку он сейчас все более и более заинтересован в интернационализации своей валюты и фондового рынка.

Список использованной литературы

Наши рекомендации