Диверсификация портфельных инвестиций

А. представляет собой покупку ценных бумаг эмитентов из разных стран

Б. используется с целью минимизации экономических рисков

В. приводит к оптимизации налогообложения прибыли

Г. не используется на мировых рынках

3. ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО:

1._________ инвестиции обеспечивают контроль инвестора над объектом размещения капитала.

2. В структуре иностранных инвестиций в экономику России доля портфельных инвестиций ________________, чем прямых.

3. Доход на зарубежные инвестиции, как правило, является более ________ .

4. Наибольший объём иностранных инвестиций поступает в такую страну, как ______.

5. Страна- импортёр капитала называется _____________.

6. Оффшорные зоны привлекают иностранный капитал благодаря льготному ________ режиму.

4. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

4.1. Установите соответствие между понятием и его содержанием

Предпринимательский капитал Долгосрочные вложения капитала, обеспечивающие контроль инвестора над объектом размещения капитала
Ссудный капитал Долгосрочные и краткосрочные вложения капитала, не дающие инвестору права контроля над объектом инвестирования
Страна донор Компания, национальная по происхождению капитала и международная по сфере своей деятельности
Прямые инвестиции Многонациональные по капиталу компании, осуществляющие деятельность в международном масштабе
Портфельные инвестиции Денежный капитал, предоставленный на условиях возвратности, платности, срочности
ТНК Денежные средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли
МНК Страна – экспортёр капитала
Свободная экономическая зона Территория, на которой устанавливается особый режим экспортно-импортных операций, включающий отмену или снижение таможенных пошлин
Особая экономическая зона Территория в рамках данного государства, в пределах которой для хозяйственной и предпринимательской деятельности установлены льготные условия таможенного, валютного, налогового, визового характера
Территории опережающего развития Территории, на которых для нерезидентов устанавливается льготный режим налогообложения, упрощённая система регистрации, отсутствие валютного контроля и конфиденциальность деятельности
Оффшорная зона Территории, отдельные производственные площадки, имеющие льготный режим хозяйствования
Инвестиционный климат Совокупность факторов, определяющих степень инвестиционной привлекательности национальной экономики и уровень инвестиционного риска

5. КЕЙС:



СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА ШЭНЬЧЖЭНЬ (КНР) ж. «Мировая экономика и международные отношения» № 10, 2003 г. Е. Федорова
Город Шэньчжэнь, который начал строиться с сентября 1979 г. и получил официальный статус в августе 1980 г., в то время насчитывал несколько кир­пичных строений, среди которых - одно пяти­этажное. Промышленности не было, валовой доход сельского хозяйства территории нынешней СЭЗ составлял 60 млн. юаней (около 10 млн. долл.). Территория района Шэньчжэнь - 2020 кв. км, непосредственно территория СЭЗ занимает 327.5 кв. км. имеет благоприятные условия для жизнедеятельности человека и культи­вирования разнообразных сельскохозяйственных культур. Трудовые ресурсы безграничны, так как в СЭЗ готовы приехать на работу десятки миллионов трудолю­бивых китайских граждан. Таким образом. Шэньчжэнь стал своеобраз­ным ситом, мимо которого не могли пройти пото­ки грузов, капиталов, людей, направлявшиеся из Гонконга или через Гонконг в Китай. Граница между Шэньчжэнем и Гонконгом в течение тридцати лет закрытости Китая препят­ствовала развитию не только самого района, но и транспортных сообщений. Поезда ходили ред­ко, автодорога напоминала проселочную, аэро­порты существовали только в проектах. Водоиз­мещение прибывающих судов ограничивалось 3 тыс. т. Другие составляющие инфраструктуры (водо- и энергоснабжение, телекоммуникации) находились примерно в таком же или даже худ­шем состоянии. По существу все надо было строить с нуля, и такая стройка началась! Б Китае говорят, что Шэньчжэнь строила вся страна, и это верно. За 1980-1983 гг. здесь побывали в командировках свыше 10 тыс. ученых, специалистов, инженеров и техников, а в строительство было вовлечено до 100 тыс. рабочих. Предприятия Пекина, Шанхая, Гуньчжоу и других городов организовали свыше 40 исследовательских, конструкторских и кон­сультационных агентств. Университеты и инсти­туты страны открыли специальные курсы по под­готовке и обучению специалистов. С самого начала строительства СЭЗ Шэнь­чжэнь была обнесена трехметровой бетонной стеной с тремя пропускными пунктами. Другие пункты открывались по мере необходимости, и сейчас их число приближается к 20. Посещение зоны иностранными гражданами осуществлялось достаточно легко по многократным визам. Граждане КНР для прибытия в зону должны бы­ли получать специальные командировочные удостоверения. В целом к началу 1985 г. благо­даря созданной инфраструктуре выгоды геогра­фического положения территории стали реально действующим фактором ее экономического раз­вития. Строительство выполнялось по так называе­мой Общей программе социально-экономическо­го развития специальной экономической зоны Шэньчжэнь. Особое внимание обращалось на строительство дорог, водо-, электро- и газоснаб­жение, телекоммуникации, уборку мусора, дре­наж и выравнивание почвы, что обеспечивало со­здание благоприятной среды для инвестирования на площади 430 га. Всего на начальном этапе бы­ло затрачено 2.5 млрд. юаней (примерно 450 млн. долл.). К 1987 г. "в зоне было построено около 1 тыс. зданий свыше 18 этажей. Можно считать, что развитие инфраструктуры и вообще территории - это скорее крупномас­штабный задел на будущее. 1984 год можно считать переломным в отно­шении к СЭЗ в Китае. До этого преобладали не­гативные оценки. Считалось, что СЭЗ создаются больше из политических соображений - для дока­зательств политики открытости и как буферные зоны, отделяющие материковый Китай от Гон­конга, Тайваня и Макао. Критики в КНР, а также за рубежом, говорили о чрез­мерном росте, сопровождающемся высокими объемами незавершенного строительства, о зна­чительных не осваиваемых инвесторами мощнос­тях, социальных перекосах. Указывалось также на отвлечение крупных государственных средств от других целей, на развитие коррупции, спекуля­ций и контрабанды. И действительно все это име­ло место, притом, что к 1984 г. было заключено более 3 тыс. соглашений с иностранными инвес­торами. Общий объем иностранных инвестиций составил 15 млрд. гонконгских долл. После визита в Шэньчжэнь Дэн Сяопина в 1984 г. критика перешла в разряд и конструктивной. Были отстранены многие ответ­ственные исполнители, исправлены и подправле­ны таможенные и налоговые инструкции, усиле­на ответственность функционеров, администра­тивным порядком приостановлено строительство ряда объектов производственной инфраструкту­ры долговременного назначения С 1985 г. начали проявляться несомненные ус­пехи функционирования зоны. В 1987 г. она вы­шла на 3-е место среди экспортных центров КНР, а в 1988 - уже на 2-е . Средний ежегодный рост промышленной продукции к на­чалу 1989 г. составил 76.7%, вклада в ВВП - 46.7, экспорта - 87.3%. Более 20 лет быстрого экономического роста вывели Шэньчжэнь далеко вперед даже по срав­нению с крупнейшими центрами страны. Это са­мый быстро развивающийся город в КНР. В последние годы отмечался резкий рост вы­сокотехнологичных отраслей (компьютеры и аксессуары. телекоммуникационные устройства и сети, микроэлектроника, оптико-электромехани­ческие устройства, цифровое аудио- и видеооборудование. биотехнология, новые материалы). В 2000 г. доля высокотехнологичных отраслей в об­щем выпуске промышленной продукции состави­ла 45.97%. Помимо высокотехнологич­ных, приоритеты отдаются конкурентоспособ­ным мирового рынка: текстильная, оборудование для легкой промышленности, пищевая, производство напитков. Для предприятий "хай-тек" установлены двух­летние налоговые каникулы, половинная ставка налога на прибыль в последующие восемь лет и другие преференции. Если объем экспортируе­мой продукции превышает 70% произведенной, то и после окончания преференциального перио­да дается 10%-ная скидка с налога на прибыль. Ставка НДС для вновь созданных предприятий "хай-тек" понижается на 50% в течение трех лет, а старым возвращается половина уплаченного НДС за три года. Если предприятие производит новую для СЭЗ продукцию "хай-тек", то ему воз­вращают 100% уплаченного налога на прибыль и 50% НДС в пределах двух лет с даты начала про­даж. Предприятиям, выпускающим программное обеспечение более чем на 10 млн. юаней в год, возвращается 80% НДС, выплаченного в мест­ный бюджет в течение трех лет после сертифика­ции этой продукции в научно-техническом отделе муниципалитета. На опыте Шэньчжэня отрабатываются новые формы привлечения иностранного капитала. Так, помимо трех базовых форм (совместное предприятие, контрактное предприятие, иност­ранное предприятие), применяется еще более де­сяти - иностранные холдинги, иностранные фи­нансовые учреждения, кооперативы, компенса­ционные соглашения, обработка и переработка давальческого сырья, международный лизинг, пе­редача технологии, займы, фондовые биржи, раз­мещение депозитов в китайских банках. Дополнительно создаются особые площадки, называемые таможенными зонами, где сочета­ются преференции для торговых зон и порто- франко. Специально для развития новых высокотехно­логичных отраслей основан Шэньчжэньский про­мышленный парк новых и высоких технологий. Приоритет отдается электрон­ной информации, биоинженерии, новым материа­лам и оптико-электромеханическим устройствам. Внутри СЭЗ и за его пределами обустраивают­ся новые промышленные площадки, сателлитные зоны, порто-франко и другие территории. Можно считать, что рост СЭЗ Шэньчжэнь хорошо скоординирован, происходит без перекосов и без ущерба окружающей среды. Это делает из Шэньчжэня высокоразвитую территорию, редкую не только для КНР, но и для всего мира.  
Вопросы для обсуждения: 1. Назовите причины создания ОЭЗ в провинции Шэньчжэнь. 2. С чего началось строительство ОЭЗ в провинции Шэньчжэнь? 3. Как относилось китайское общество к созданию зоны? Когда и почему наступил перелом в отношении к проекту? 4. Сколько времени прошло с начала создания ОЭЗ до появления первых реальных успехов? 5 Назовите достижения провинции в сравнении с остальной экономикой Китая. 6. Какие льготы предоставляли инвесторам в Шэньчжэнь? 7. Какие формы привлечения иностранного капитала использовали в Китае? 8. В чём состоят причины успеха экономической зоны Шэньчжэнь?  

6. ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ФЗ ОБ ОЭЗ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:

А) Может ли фирма, зарегистрированная в Москве, стать резидентом ОЭЗ КО?

Б) Может ли малое предприятие стать резидентом ОЭЗ КО?

В) Может ли торговое предприятие, например, Виктория, стать резидентом ОЭЗ?

Г) Каков необходим размер инвестиций в экономику КО, чтобы стать резидентом?

Д) Какие налоговые льготы получают резиденты нашей ОЭЗ?

Е) Какие льготы при въезде на территорию КО имеют иностранные инвесторы и их представители?

Ж) Каковы условия определения арендной платы на землю для инвесторов?

З) Каким критериям должен отвечать товар, чтобы считаться произведённым на территории КО? Каков порядок вывоза товаров, произведённых в нашей области?

Наши рекомендации