Диверсификация портфельных инвестиций
А. представляет собой покупку ценных бумаг эмитентов из разных стран
Б. используется с целью минимизации экономических рисков
В. приводит к оптимизации налогообложения прибыли
Г. не используется на мировых рынках
3. ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО:
1._________ инвестиции обеспечивают контроль инвестора над объектом размещения капитала.
2. В структуре иностранных инвестиций в экономику России доля портфельных инвестиций ________________, чем прямых.
3. Доход на зарубежные инвестиции, как правило, является более ________ .
4. Наибольший объём иностранных инвестиций поступает в такую страну, как ______.
5. Страна- импортёр капитала называется _____________.
6. Оффшорные зоны привлекают иностранный капитал благодаря льготному ________ режиму.
4. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
4.1. Установите соответствие между понятием и его содержанием
Предпринимательский капитал | Долгосрочные вложения капитала, обеспечивающие контроль инвестора над объектом размещения капитала | ||
Ссудный капитал | Долгосрочные и краткосрочные вложения капитала, не дающие инвестору права контроля над объектом инвестирования | ||
Страна донор | Компания, национальная по происхождению капитала и международная по сфере своей деятельности | ||
Прямые инвестиции | Многонациональные по капиталу компании, осуществляющие деятельность в международном масштабе | ||
Портфельные инвестиции | Денежный капитал, предоставленный на условиях возвратности, платности, срочности | ||
ТНК | Денежные средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли | ||
МНК | Страна – экспортёр капитала | ||
Свободная экономическая зона | Территория, на которой устанавливается особый режим экспортно-импортных операций, включающий отмену или снижение таможенных пошлин | ||
Особая экономическая зона | Территория в рамках данного государства, в пределах которой для хозяйственной и предпринимательской деятельности установлены льготные условия таможенного, валютного, налогового, визового характера | ||
Территории опережающего развития | Территории, на которых для нерезидентов устанавливается льготный режим налогообложения, упрощённая система регистрации, отсутствие валютного контроля и конфиденциальность деятельности | ||
Оффшорная зона | Территории, отдельные производственные площадки, имеющие льготный режим хозяйствования | ||
Инвестиционный климат | Совокупность факторов, определяющих степень инвестиционной привлекательности национальной экономики и уровень инвестиционного риска |
5. КЕЙС:
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА ШЭНЬЧЖЭНЬ (КНР) ж. «Мировая экономика и международные отношения» № 10, 2003 г. Е. Федорова |
Город Шэньчжэнь, который начал строиться с сентября 1979 г. и получил официальный статус в августе 1980 г., в то время насчитывал несколько кирпичных строений, среди которых - одно пятиэтажное. Промышленности не было, валовой доход сельского хозяйства территории нынешней СЭЗ составлял 60 млн. юаней (около 10 млн. долл.). Территория района Шэньчжэнь - 2020 кв. км, непосредственно территория СЭЗ занимает 327.5 кв. км. имеет благоприятные условия для жизнедеятельности человека и культивирования разнообразных сельскохозяйственных культур. Трудовые ресурсы безграничны, так как в СЭЗ готовы приехать на работу десятки миллионов трудолюбивых китайских граждан. Таким образом. Шэньчжэнь стал своеобразным ситом, мимо которого не могли пройти потоки грузов, капиталов, людей, направлявшиеся из Гонконга или через Гонконг в Китай. Граница между Шэньчжэнем и Гонконгом в течение тридцати лет закрытости Китая препятствовала развитию не только самого района, но и транспортных сообщений. Поезда ходили редко, автодорога напоминала проселочную, аэропорты существовали только в проектах. Водоизмещение прибывающих судов ограничивалось 3 тыс. т. Другие составляющие инфраструктуры (водо- и энергоснабжение, телекоммуникации) находились примерно в таком же или даже худшем состоянии. По существу все надо было строить с нуля, и такая стройка началась! Б Китае говорят, что Шэньчжэнь строила вся страна, и это верно. За 1980-1983 гг. здесь побывали в командировках свыше 10 тыс. ученых, специалистов, инженеров и техников, а в строительство было вовлечено до 100 тыс. рабочих. Предприятия Пекина, Шанхая, Гуньчжоу и других городов организовали свыше 40 исследовательских, конструкторских и консультационных агентств. Университеты и институты страны открыли специальные курсы по подготовке и обучению специалистов. С самого начала строительства СЭЗ Шэньчжэнь была обнесена трехметровой бетонной стеной с тремя пропускными пунктами. Другие пункты открывались по мере необходимости, и сейчас их число приближается к 20. Посещение зоны иностранными гражданами осуществлялось достаточно легко по многократным визам. Граждане КНР для прибытия в зону должны были получать специальные командировочные удостоверения. В целом к началу 1985 г. благодаря созданной инфраструктуре выгоды географического положения территории стали реально действующим фактором ее экономического развития. Строительство выполнялось по так называемой Общей программе социально-экономического развития специальной экономической зоны Шэньчжэнь. Особое внимание обращалось на строительство дорог, водо-, электро- и газоснабжение, телекоммуникации, уборку мусора, дренаж и выравнивание почвы, что обеспечивало создание благоприятной среды для инвестирования на площади 430 га. Всего на начальном этапе было затрачено 2.5 млрд. юаней (примерно 450 млн. долл.). К 1987 г. "в зоне было построено около 1 тыс. зданий свыше 18 этажей. Можно считать, что развитие инфраструктуры и вообще территории - это скорее крупномасштабный задел на будущее. 1984 год можно считать переломным в отношении к СЭЗ в Китае. До этого преобладали негативные оценки. Считалось, что СЭЗ создаются больше из политических соображений - для доказательств политики открытости и как буферные зоны, отделяющие материковый Китай от Гонконга, Тайваня и Макао. Критики в КНР, а также за рубежом, говорили о чрезмерном росте, сопровождающемся высокими объемами незавершенного строительства, о значительных не осваиваемых инвесторами мощностях, социальных перекосах. Указывалось также на отвлечение крупных государственных средств от других целей, на развитие коррупции, спекуляций и контрабанды. И действительно все это имело место, притом, что к 1984 г. было заключено более 3 тыс. соглашений с иностранными инвесторами. Общий объем иностранных инвестиций составил 15 млрд. гонконгских долл. После визита в Шэньчжэнь Дэн Сяопина в 1984 г. критика перешла в разряд и конструктивной. Были отстранены многие ответственные исполнители, исправлены и подправлены таможенные и налоговые инструкции, усилена ответственность функционеров, административным порядком приостановлено строительство ряда объектов производственной инфраструктуры долговременного назначения С 1985 г. начали проявляться несомненные успехи функционирования зоны. В 1987 г. она вышла на 3-е место среди экспортных центров КНР, а в 1988 - уже на 2-е . Средний ежегодный рост промышленной продукции к началу 1989 г. составил 76.7%, вклада в ВВП - 46.7, экспорта - 87.3%. Более 20 лет быстрого экономического роста вывели Шэньчжэнь далеко вперед даже по сравнению с крупнейшими центрами страны. Это самый быстро развивающийся город в КНР. В последние годы отмечался резкий рост высокотехнологичных отраслей (компьютеры и аксессуары. телекоммуникационные устройства и сети, микроэлектроника, оптико-электромеханические устройства, цифровое аудио- и видеооборудование. биотехнология, новые материалы). В 2000 г. доля высокотехнологичных отраслей в общем выпуске промышленной продукции составила 45.97%. Помимо высокотехнологичных, приоритеты отдаются конкурентоспособным мирового рынка: текстильная, оборудование для легкой промышленности, пищевая, производство напитков. Для предприятий "хай-тек" установлены двухлетние налоговые каникулы, половинная ставка налога на прибыль в последующие восемь лет и другие преференции. Если объем экспортируемой продукции превышает 70% произведенной, то и после окончания преференциального периода дается 10%-ная скидка с налога на прибыль. Ставка НДС для вновь созданных предприятий "хай-тек" понижается на 50% в течение трех лет, а старым возвращается половина уплаченного НДС за три года. Если предприятие производит новую для СЭЗ продукцию "хай-тек", то ему возвращают 100% уплаченного налога на прибыль и 50% НДС в пределах двух лет с даты начала продаж. Предприятиям, выпускающим программное обеспечение более чем на 10 млн. юаней в год, возвращается 80% НДС, выплаченного в местный бюджет в течение трех лет после сертификации этой продукции в научно-техническом отделе муниципалитета. На опыте Шэньчжэня отрабатываются новые формы привлечения иностранного капитала. Так, помимо трех базовых форм (совместное предприятие, контрактное предприятие, иностранное предприятие), применяется еще более десяти - иностранные холдинги, иностранные финансовые учреждения, кооперативы, компенсационные соглашения, обработка и переработка давальческого сырья, международный лизинг, передача технологии, займы, фондовые биржи, размещение депозитов в китайских банках. Дополнительно создаются особые площадки, называемые таможенными зонами, где сочетаются преференции для торговых зон и порто- франко. Специально для развития новых высокотехнологичных отраслей основан Шэньчжэньский промышленный парк новых и высоких технологий. Приоритет отдается электронной информации, биоинженерии, новым материалам и оптико-электромеханическим устройствам. Внутри СЭЗ и за его пределами обустраиваются новые промышленные площадки, сателлитные зоны, порто-франко и другие территории. Можно считать, что рост СЭЗ Шэньчжэнь хорошо скоординирован, происходит без перекосов и без ущерба окружающей среды. Это делает из Шэньчжэня высокоразвитую территорию, редкую не только для КНР, но и для всего мира. |
Вопросы для обсуждения: 1. Назовите причины создания ОЭЗ в провинции Шэньчжэнь. 2. С чего началось строительство ОЭЗ в провинции Шэньчжэнь? 3. Как относилось китайское общество к созданию зоны? Когда и почему наступил перелом в отношении к проекту? 4. Сколько времени прошло с начала создания ОЭЗ до появления первых реальных успехов? 5 Назовите достижения провинции в сравнении с остальной экономикой Китая. 6. Какие льготы предоставляли инвесторам в Шэньчжэнь? 7. Какие формы привлечения иностранного капитала использовали в Китае? 8. В чём состоят причины успеха экономической зоны Шэньчжэнь? |
6. ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ФЗ ОБ ОЭЗ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
А) Может ли фирма, зарегистрированная в Москве, стать резидентом ОЭЗ КО?
Б) Может ли малое предприятие стать резидентом ОЭЗ КО?
В) Может ли торговое предприятие, например, Виктория, стать резидентом ОЭЗ?
Г) Каков необходим размер инвестиций в экономику КО, чтобы стать резидентом?
Д) Какие налоговые льготы получают резиденты нашей ОЭЗ?
Е) Какие льготы при въезде на территорию КО имеют иностранные инвесторы и их представители?
Ж) Каковы условия определения арендной платы на землю для инвесторов?
З) Каким критериям должен отвечать товар, чтобы считаться произведённым на территории КО? Каков порядок вывоза товаров, произведённых в нашей области?