Веб 2.0 технологии как средство активизации обучения иностранным языкам

Преимущество Веб 2.0 заключается в возможности привлечения всех обучающихся для участия в образовательном процессе не только в качестве потребителей образовательного контента, но и как его активных создателей. Веб 2.0. технологии способствуют тому, чтобы в центре педагогического процесса оказывается студент, который становится более автономным с точки зрения управления учебным процессом и более активным в создании учебной информации и взаимодействии с другими участниками процесса обучения.

Е.Д. Патаракин и Д.Б. Ярмахов выделяют следующие возможности использования Веб 2.0. технологий в образовании:

-Веб 2.0 технологии открывают принципиально новые возможности для деятельности, в которую легко включаются люди, не обладающие специальными знаниями в области информационных технологий.

-В результате распространения Веб 2.0 технологий в сетевом доступе оказывается большое количество открытых материалов, которые могут быть использованы в учебных целях.

-Веб 2.0 технологии упрощают процесс создания материалов и публикации их в сети, когда каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям текстов, фотографий, рисунков, музыкальных файлов, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента.

-Веб 2.0 технологии позволяют организовать личное пространство обучаемого. Расширяются возможности для участия студентов и преподавателей в профессиональных сетевых сообществах.

К социальным сервисам Веб 2.0 относятся социальные сети и системы социальных презентаций, сетевые дневники, Вики, системы онлайнового хранения закладок, мультимедийные системы и другие.

Наиболее популярные виды учебных сервисов: блог и подкаст, которые могут быть использованы в учебном процессе при обучении иностранному языку для решения определенных учебных задач.

Блог (или сетевой дневник) является одним из самых распространенных социальных сервисов и представляет собой веб-пространство, ориентированное на организацию персонального информационного пространства пользователя в виде журнала. Технология блогов позволяет публиковать, хранить, обрабатывать, передавать различную по виду информацию и осуществлять ее поиск в массиве данных; создавать сообщества, которые могут администрировать несколько человек, с персональными настройками доступа для авторов и комментаторов.

А. В. Филатова выделяет следующие виды блогов:

-по автору – личный, коллективный, корпоративный;

-по типу мультимедиа – текстовый, подкаст, видеоблог и др.;

-по особенностям контента ;

-по технической платформе;

-по жанру;

-по правовому статусу – личный, групповой и т.д.

Специалисты выделяют следующие дидактические свойства блогов: существование в контексте личности автора, интерактивность, эффективность организации учебного информационного пространства, максимальная возможность мультимедийности, простота использования, безопасность.

В учебном процессе используются следующие виды блогов: блог преподавателя, индивидуальный учебный и коллективный учебный блоги.

Еще одним важным инструментом коммуникаций в современном мире становятся подкасты. Подкастинг – это технология трансляции цифрового контента, представляющая собой создание, размещение и распространение в Интернете медиапотоков (аудио- или видеофайлов), доступных для прослушивания или просмотра пользователям. Подкастом называется отдельный файл или серия регулярно обновляемых файлов, публикуемых по определенному адресу в Интернете. Подкастинг успешно используется в процессе обучения иностранному языку. В настоящее время существует большое количество учебных материалов, специально разработанных в виде подкастов. Это могут быть как аутентичные подкасты, созданные для носителей языка, так и учебные подкасты, созданные для учебных целей. В зависимости от конкретных учебных задач они могут быть использованы в индивидуальной и групповой работе; в аудитории и дома; в проектной работе и на учебных занятиях.

Существуют различные виды подкастов, связанных с изучением иностранных языков: подкасты для работы с лексическим материалом, где подкастер объясняет значение слова, словосочетания или идиомы и иллюстрирует их примерами функционирования рассматриваемой лексической единицы в языке; подкасты, направленные на развитие умений аудирования и включающие задания по аудированию; подкасты, предназначенные для проведения целого занятия по иностранному языку. Такие подкасты необходимо сопровождать раздаточным материалом.

Веб 2.0 открывает перед образовательной практикой широкие возможности: использование свободных электронных ресурсов, которые могут быть использованы в учебных целях; самостоятельное создание сетевого контента; межличностные взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Веб 2.0 технологии являются ценным способом активизации обучения иностранным языкам, поскольку они представлены в интересной и простой форме, содержат полезную и актуальную информацию, а так же являются доступными источниками аутентичных материалов, необходимых для успешного изучения иностранным языкам.

(Ажель Ю.П)

Наши рекомендации