Основные направления развития вкладных операций в Республике Беларусь
Учитывая, что в отличие от корпоративных клиентов (предприятий), в сегменте клиентов — физических лиц существует значительный потенциал роста, необходимо развивать рынок розничных банковских услуг, формировать у населения потребность в банковском обслуживании.
Рассматривая основные тенденции развития розничных банковских услуг в европейских странах, отметим, что они проявляются в основном в:
- использовании стратегий многоканального обслуживания частных лиц;
- переходе от оказания отдельных видов услуг к комплексному обслуживанию клиентов;
- переходе при оказании стандартных услуг от прямого контакта «клиент — клерк» (через банковский прилавок) к самообслуживанию;
- расширение спектра и повышение качества розничных банковских услуг.
Вопросы расширения спектра банковских услуг для населения, улучшения их качества отражены в таких программных документах, как основные направления денежно-кредитной политики, ежегодно утверждаемые указом Президента; Программа развития банковского сектора Республики Беларусь на 2006—2010 годы [5]; Концепция развития розничных банковских услуг в Республике Беларусь до 2010 года [6].
Отметим, что развитие розничных банковских услуг в Республике Беларусь невозможно без создания ряда необходимых условий. Стратегическими целями развития розничного банковского рынка в Республике Беларусь до 2010 года являются:
- достижение уровня обслуживания, позволяющего максимально удовлетворять потребности частных лиц в банковских услугах;
- приближение параметров розничных банковских услуг в республике к уровню развитых стран.
Для достижения поставленных целей деятельность банков в сфере привлечения ресурсов должна вестись по следующим направлениям:
- стандартизация и автоматизация процесса оказания розничных услуг;
- развитие и оптимизация филиальной сети;
- расширение спектра розничных банковских услуг и повышение их качества.
Организация стандартизации и автоматизации процесса оказания розничных услуг по привлечению ресурсов ставит перед банками проблему снижения затрат. При этом розничные банковские услуги можно разделить на две группы:
- услуги, спрос на которые носит индивидуальный характер, требующие специального уровня подготовки банковских работников (инвестиционные услуги, ипотечное кредитование, трастовые услуги и др.);
- базовые услуги, спрос на которые носит массовый характер (открытие счетов, осуществление платежей населения, выдача наличных денег, покупка-продажа валюты, информационные услуги и др.).
В целях увеличения объемов оказания услуг при одновременном повышении качества обслуживания наиболее массовые базовые услуги должны быть стандартизированы по своим технологическим и экономическим параметрам. Стандартизация базовых розничных банковских услуг позволяет снижать операционные издержки, организовать продажу услуг без индивидуальных консультаций с банковскими работниками (например, использовать автоматизированные системы консультирования). Комплекс стандартизированных базовых услуг должен быть высокотехнологичным и рационализированным с позиций планируемого банком соотношения произведенных затрат и ожидаемых доходов.
Задачи увеличения объемов, расширения спектра и повышения качества розничных банковских услуг населению в современных условиях невозможно решить без автоматизации банковской деятельности на основе использования новых технологий. Информационные технологии не только увеличивают доступность и быстроту оказания традиционных услуг, но и служат базой возникновения новых услуг, которые невозможно оказать при использовании традиционных технологий.
Одним из направлений оптимизации сети сбыта банковских услуг видится переориентация банков на предоставление розничных услуг через сеть мини-отделений наряду с сокращением числа полноценных филиалов.
Мини-отделения, требуя значительно меньших расходов на создание, чем филиалы, и оказывая достаточно широкий спектр услуг (открытие или пополнение счетов, оформление депозитов и др.) позволяют значительно повысить доступность розничных услуг частным клиентам (прежде всего, в сельской местности). При этом крупные региональные филиалы следует ориентировать на оказание населению полного спектра розничных банковских услуг.
В дополнение к созданию сети мини-отделений перспективными направлениями являются: формирование на предприятиях торговли и сервиса сети удаленных операционных касс, расширение спектра услуг, оказываемых обменными пунктами, а также организация оказания банковских услуг через предприятия связи. В целях повышения доступности розничных банковских услуг для удаленных районов возможно использование передвижных операционных касс.
Предлагаемый вариант оптимизации сети сбыта банковских услуг позволит банку снизить затраты на содержание филиальной сети.
За счет расширения спектра услуг, освоения новых сегментов розничного рынка происходит оптимизация использования текущих возможностей, и, следовательно, повышается рентабельность розничной деятельности банка, растет отдача от вложенного капитала.
Внедрение новых розничных банковских услуг предполагает изучение передового зарубежного опыта, развитие банковских технологий, дальнейшее совершенствование менеджмента и маркетинга в данной сфере, создание системы подготовки и переподготовки персонала (по обучению технике предоставления новых услуг).
Расширение спектра розничных банковских услуг может осуществляться по следующим направлениям:
- модификация услуг, уже оказываемых банками населению республики;
- внедрение услуг, новых для белорусского розничного банковского рынка.
Новые услуги населению, основанные на модификации уже оказываемых услуг, могут внедряться путем изменения условий оказания услуг с целью повышения их привлекательности.
К таким условиям, например, относятся:
1) процентные ставки по депозитным операциям (плавающая процентная ставка в зависимости от темпов инфляции, конъюнктуры финансовых рынков, кредиты с пониженными ставками, например, для работников субъектов хозяйствования, обслуживающихся в данном банке и др.);
2) сроки депозитных операций (широкая диверсификация сроков депозитов);
3) выигрышные вклады;
4) низкий процент.
При проведении депозитной политики необходимо учитывать ряд условий, среди которых можно выделить такие, как определение источников банковских вкладов и структуры банковских пассивов и активов, установление предельных сроков хранения денежных средств вкладчиков, достижение максимального дохода от проводимых операций, учет централизованно определяемых нормативов и «правил игры» на рынке ссудных капиталов, обеспечение полной самостоятельности и ответственности сторон, участвующих в депозитных операциях и др.
В целях повышения качества предоставляемых услуг можно рекомендовать следующее:
- уделять постоянное внимание высшего руководства банка к проблемам качества;
-устанавливать высокие стандартов качества;
-использовать систему мониторинга результатов обслуживания;
-стимулировать работников банка в зависимости от качества предоставленных услуг;
- обеспечивать максимально комфортные условия для обслуживания населения;
- улучшать информационное обслуживание населения.
Для предоставления населению консультационных услуг и эффективного и доступного проведения рекламной и разъяснительной работы по другим услугам банка целесообразно 1) ввести должность специалиста-консультанта, 2) систематически изучать спрос на банковские услуги путем проведения социологических опросов и анкетирования населения, использования «телефонов доверия».
Основными факторами успешной работы банков с вкладами являются наличие широкой депозитной линейки, учитывающей потребности любого вкладчика, и высокое качество взаимоотношений с клиентами. Проведенный анализ качества депозитной политики банков на основании данных, размещенных на сайтах банков, указывает на то, что именно этому направлению банки должны уделить больше внимания. Практически у всех банков наблюдается достаточно ограниченная линейка вкладов, которая совсем не ориентирована на самые разные потребности клиентов (различные виды целевых накоплений). Исключение может составить система жилищных сбережений в ОАО "АСБ Беларусбанк".
Банки недостаточно используют возможности по комплексному обслуживанию клиентов. Единичны случаи, когда банки предлагают дополнительные услуги в рамках депозитного обслуживания, что в основном ограничивается бесплатным или льготным получением пластиковых карт (например, "Приорбанк" ОАО, ЗАО "АКБ "Белросбанк", ОАО "Банк Москва— Минск").
Высокая нагрузка на структурные подразделения в отдельных городах и районах свидетельствует о неиспользованных резервах в развитии розничных услуг и повышении качества обслуживания клиентов. Многие из банков невнимательно подходят к организации освещения информации о действующей линейке вкладов, зачастую представленные данные сложны для понимания большинства клиентов.
В условиях продолжающейся финансовой нестабильности в мире для дальнейшего роста рынка вкладов одних усилий банков уже недостаточно. Назрела необходимость повышения уровня кооперации работы по стимулированию роста сбережений государственных органов и банков.
Представляется, что на начальном этапе необходимы обдуманные действия самих банков. Задача — сформировать у потребителя образ вклада как эффективного и одновременно простого и безрискового инструмента управления своими средствами. Серьезный шаг уже сделан: принят Декрет Президента Республики Беларусь от 04.11.2008 № 22 "О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) банковские вклады (депозиты)", который дает полную гарантию государства по возврату вкладов.
Обеспечение максимальной привлекательности вклада необходимо, однако при этом депозит должен выполнять и свою основную задачу — сохранять сбережения, а не только выступать в качестве источника получения дохода. Компромисс между привлекательностью и доходностью — включение в договор депозита возможности льготного предоставления дополнительных услуг [7, с. 66].
Представляется, что будущее рынка вкладов — именно за комплексными продуктами, сочетающими в себе возможности совершения одновременно как дебетовых, так и кредитных операций. Простейший пример подобной стратегии — бесплатная кредитная карта за открытие вклада. В ближайшие несколько лет депозит из стандартного средства сбережения должен превратиться в многофункциональный инструмент управления денежными средствами. Комплексные продукты не только повышают спрос на недепозитные услуги банка, но и позволяют в короткие сроки сформировать базу потенциальных потребителей на более широкий спектр банковских продуктов.
Всеми заинтересованными органами должна быть усилена работа по повышению нормы сбережений в экономике и формированию в обществе сберегательной культуры. Помимо макроэкономической стабильности и снижения инфляции ниже уровня средних ставок по депозитам, в других странах принимаются специальные системы мер, которые стимулируют создание и инвестирование долгосрочных сбережений.
Во-первых, необходимо расширение в рамках банковской системы спектра малорисковых долгосрочных инвестиционных инструментов. В качестве решения могут быть предложены следующие возможности:
1) увеличение количества систем жилищных накопительных вкладов;
2) развитие рынка сберегательных сертификатов и корпоративных бумаг.
Во-вторых, требуется более эффективное применение механизма адресной государственной поддержки отдельным категориям граждан. В качестве примера долгосрочных инвестиций, поступающих в экономику таким путем, можно привести реализуемую в Российской Федерации программу поощрения рождаемости через трансферт средств матерям (так называемый "материнский капитал"). Механизм субсидирования обладает двумя неоспоримыми преимуществами: во-первых, субсидии не идут сразу же на конечное потребление, следовательно, не стимулируют инфляцию, во-вторых, будучи размещенными в банковской системе, эти ресурсы смогут формировать определенную часть долгосрочных пассивов, повысив финансовую устойчивость банков.
По итогам проведенного в главе исследования можно отметить, что:
1. Стратегическими целями развития розничного банковского рынка в Республике Беларусь до 2010 года являются:
- достижение уровня обслуживания, позволяющего максимально удовлетворять потребности частных лиц в банковских услугах;
- приближение параметров розничных банковских услуг в республике к уровню развитых стран.
2. Для достижения поставленных целей деятельность банков в сфере привлечения ресурсов должна вестись по следующим направлениям:
- стандартизация и автоматизация процесса оказания розничных услуг;
- развитие и оптимизация филиальной сети;
- расширение спектра розничных банковских услуг и повышение их качества.
3. Расширение спектра розничных банковских услуг может осуществляться по следующим направлениям:
- модификация услуг, уже оказываемых банками населению республики;
- внедрение услуг, новых для белорусского розничного банковского рынка.
4. В целях повышения качества предоставляемых услуг можно рекомендовать следующее:
- уделять постоянное внимание высшего руководства банка к проблемам качества;
-устанавливать высокие стандартов качества;
-использовать систему мониторинга результатов обслуживания;
-стимулировать работников банка в зависимости от качества предоставленных услуг;
- обеспечивать максимально комфортные условия для обслуживания населения;
- улучшать информационное обслуживание населения.
5. Основными факторами успешной работы банков с вкладами являются наличие широкой депозитной линейки, учитывающей потребности любого вкладчика, и высокое качество взаимоотношений с клиентами. Высокая нагрузка на структурные подразделения в отдельных городах и районах свидетельствует о неиспользованных резервах в развитии розничных услуг и повышении качества обслуживания клиентов. Многие из банков невнимательно подходят к организации освещения информации о действующей линейке вкладов, зачастую представленные данные сложны для понимания большинства клиентов.
6. В условиях продолжающейся финансовой нестабильности в мире для дальнейшего роста рынка вкладов одних усилий банков уже недостаточно. Назрела необходимость повышения уровня кооперации работы по стимулированию роста сбережений государственных органов и банков.
Обеспечение максимальной привлекательности вклада необходимо, однако при этом депозит должен выполнять и свою основную задачу — сохранять сбережения, а не только выступать в качестве источника получения дохода. Компромисс между привлекательностью и доходностью — включение в договор депозита возможности льготного предоставления дополнительных услуг
Представляется, что будущее рынка вкладов — именно за комплексными продуктами, сочетающими в себе возможности совершения одновременно как дебетовых, так и кредитных операций.
Заключение
Проведенные в работе исследования позволили сформулировать следующие основные выводы:
1. Банковский вклад — это денежные средства в белорусских рублях или иностранной валюте, размещаемые физическими и юридическими лицами в банке или небанковской кредитно-финансовой организации в целях хранения и получения дохода на срок, либо до востребования, либо до наступления (ненаступления) определенного в заключенном договоре обстоятельства (события). По договору банковского вклада (депозита) одна сторона (вкладополучатель) принимает от другой стороны (вкладчика) денежные средства - вклад (депозит) и обязуется возвратить вкладчику денежные средства, проводить безналичные расчеты по поручению вкладчика в соответствии с договором, а также выплатить начисленные по вкладу (депозиту) проценты на условиях и в порядке, определенных этим договором.
Вкладчик может заключать с банком следующие виды договоров:
- договор банковского вклада (депозита) до востребования (переводной);
- договор срочного банковского вклада (депозита);
- договор условного банковского вклада (депозита).
В процессе формирования депозитного портфеля банка большое значение отводится анализу. Оценка структуры и типа депозитной базы и определение состояния (т.е. стабильности и качества) депозитов является первым этапом оценки рисков ликвидности.
2) По результатам проведенного анализа вкладов физических лиц отделения ОАО «Белагропромбанк» определено, что: за период с 01.01.2008 года по 01.01.2010 года привлеченные средства отделения ОАО «Белагропромбанк» увеличились с 105615,2 млн р. до 175729,2 млн р. или на 70114 за анализируемый период.
Вклады физических лиц за анализируемый период на 96,9% относительно начала 2008 года и составили на 01.01.2010г. 39714,8 млн р. Основной прирост вкладов физических лиц отмечен за 2009 год. Их удельный вес увеличился с 19,1% до 22,6%.
На начало 2008 года основной удельный вес в структуре вкладов населения принадлежал вкладам в национальной валюте – 72,8%. Начиная с октября 2008 года ситуация на депозитном рынке характеризовалась «перетоком» средств из национальной валюты в депозиты в иностранной валюте, что выразилось в снижении удельного веса рублевых вкладов до 62,3% к началу 2009 года. А к 01.01.2010 года их доля составила всего 45,9% тем самым уступив первенство валютным вклада.
В основном вклады физических лиц в отделении ОАО «Белагропромбанк» представлены срочными депозитами, однако их доля за анализируемый период сократилась на 1,6 п.п. в пользу переводных депозитов. Так на долю срочных депозитов приходится 92,6% на 01.01.2010 года или 36794,2 млн р., что на 17790,3 млн р. больше, чем на начало 2008 года. Темп их прироста за анализируемый период составил 93,6%. Переводные депозиты увеличились в анализируемом периоде на 1752 млн р. или на 149,9% и составили к 01.01.2010 года 2920,6 млн р.
Срочные депозиты населения в национальной валюте в своем большинстве были представлены срочными вкладами – 99,7% на 01.01.2010 года, что на 5,6 п.п. выше аналогичного показателя начала 2008 года.
Что касается срочных депозитов в иностранной валюте, то они как и в национальной валюте на 99,6% состоят из срочных вкладов, которые увеличились в абсолютном выражении за анализируемый период с 5109,7 млн р. до 21366,6 млн р. или на 18218,3 млн р., что составило прирост в 578,7%.
В структуре срочных средств населения в национальной валюте за анализируемый период произошло значительные структурные изменения. Если на начало 2008 года основной удельный вес приходился на вклады «Линия роста» - 65,5%, то к 01.01.2010 года на их долю приходилось лишь 33,3%. Так данный вид вкладов сократился за анализируемый период и в абсолютном выражении с 8355,5 млн р. до 5096,9 млн р. или на 3258,6 млн р.
В свою очередь вклад «Стандарт (95дней)» увеличился как в абсолютном, так и в относительном выражении – на 7286,5 млн р. и на 36,8 п.п. За анализируемый период его темп прироста составил 264%.
По срочным счетам в иностранной валюте наблюдается похожая тенденция.
3. Стратегическими целями развития розничного банковского рынка в Республике Беларусь до 2010 года являются:
- достижение уровня обслуживания, позволяющего максимально удовлетворять потребности частных лиц в банковских услугах;
- приближение параметров розничных банковских услуг в республике к уровню развитых стран.
4. Для достижения поставленных целей деятельность банков в сфере привлечения ресурсов должна вестись по следующим направлениям:
- стандартизация и автоматизация процесса оказания розничных услуг;
- развитие и оптимизация филиальной сети;
- расширение спектра розничных банковских услуг и повышение их качества.
5. Расширение спектра розничных банковских услуг может осуществляться по следующим направлениям:
- модификация услуг, уже оказываемых банками населению республики;
- внедрение услуг, новых для белорусского розничного банковского рынка.
6. В целях повышения качества предоставляемых услуг можно рекомендовать следующее:
- уделять постоянное внимание высшего руководства банка к проблемам качества;
-устанавливать высокие стандартов качества;
-использовать систему мониторинга результатов обслуживания;
-стимулировать работников банка в зависимости от качества предоставленных услуг;
- обеспечивать максимально комфортные условия для обслуживания населения;
- улучшать информационное обслуживание населения.
7. Основными факторами успешной работы банков с вкладами являются наличие широкой депозитной линейки, учитывающей потребности любого вкладчика, и высокое качество взаимоотношений с клиентами. Высокая нагрузка на структурные подразделения в отдельных городах и районах свидетельствует о неиспользованных резервах в развитии розничных услуг и повышении качества обслуживания клиентов. Многие из банков невнимательно подходят к организации освещения информации о действующей линейке вкладов, зачастую представленные данные сложны для понимания большинства клиентов.
8. В условиях продолжающейся финансовой нестабильности в мире для дальнейшего роста рынка вкладов одних усилий банков уже недостаточно. Назрела необходимость повышения уровня кооперации работы по стимулированию роста сбережений государственных органов и банков.
Обеспечение максимальной привлекательности вклада необходимо, однако при этом депозит должен выполнять и свою основную задачу — сохранять сбережения, а не только выступать в качестве источника получения дохода. Компромисс между привлекательностью и доходностью — включение в договор депозита возможности льготного предоставления дополнительных услуг
Представляется, что будущее рынка вкладов — именно за комплексными продуктами, сочетающими в себе возможности совершения одновременно как дебетовых, так и кредитных операций.