Защита прав и законных интересов государства и других субъектов внешнеэкономической и хозяйственной деятельности Украины
Согласно ст.389 ХК государство осуществляет защиту прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности за пределами Украины согласно нормам международного права. Такая защита осуществляется через дипломатические и консульские учреждения, государственные торговые представительства, представляющие интересы Украины, а также другим способом, определенным законом.
Государство принимает необходимые меры в ответ на дискриминационные и/или недружественные действия со стороны других государств, таможенных союзов или экономических группировок, ограничивающих права и законные интересы субъектов внешнеэкономической деятельности Украины.
Законом могут быть предусмотрены специальные. меры по защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта и специальные меры по импорту, который причиняет или
может причинить существенный ущерб национальным товаропроизводителям, а также определен перечень видов товаров и услуг, экспорт, импорт и транзит которых через территорию Украины запрещается.
В соответствии со ст.29 Закона «О внешнеэкономической деятельности» в случае, если имеются сведения о том, что другие государства, таможенные союзы или экономические группы ограничивают осуществление законных прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности, органы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с их компетенцией имеют право применять адекватные меры в ответ на такие действия. В случае, если такие действия наносят ущерб или создают угрозу его нанесения государству и/или субъектам внешнеэкономической деятельности, указанные меры могут предусматривать его возмещение.
Мерами в ответ на дискриминационные и/или недружественные действия других государств, таможенных союзов либо экономических групп являются:
применение полного запрета (полного эмбарго) на торговлю;
применение частичного запрета (частичного эмбарго) на торговлю;
лишение режима наибольшего содействия или льготного специального режима;
введение специальной пошлины;
введение режима лицензирования и/или квотирования внешнеэкономических операций;
установление квот (контингентов);
введение комбинированного режима квот и контингентов;
введение индикативных цен относительно импорта и/или экспорта товаров;
другие меры, предусмотренные законами и международными договорами Украины.
В Законе определены органы, которые принимают решения о применении мер в ответ на дискриминационные и/или недружественные действия: Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины и Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины. • Верховной Радой Украиной принимаются решения о:
лишении специального режима наибольшего содействия или льготного специального режима и о применении полного запрета (эмбарго) на торговлю.
Кабинет Министров Украины принимает решение о:
применении частичного запрета (эмбарго) на торговлю;
осуществлении мер тарифного регулирования относительно импорта и/или экспорта товаров;
введении режима лицензирования и/или квотирования внешнеэкономических операций.
Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины принимает решение о:
применении мер нетарифного регулирования относительно импорта и/или экспорта товаров;
лицензировании и регистрации отдельных видов контрактов;
введении индикативных цен относительно импорта и/или экспорта товаров;
применении других мер в ответ на дискриминационные и/или недружественные действия других государств, таможенных союзов или экономических групп.
В Законе установлена процедура применения этих решений.
В целях установления фактов дискриминационных и/или недружественных действий других государств, таможенных союзов либо экономических групп, Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины проводит соответствующее расследование в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.
Материалы такого расследования рассматриваются Межведомственной комиссией по международной торговле, которая дает рекомендации соответствующим государственным органам относительно применения соответствующих мер. На основании материалов расследования Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины совместно с Министерством иностранных дел Украины обращается в соответствующие и/или компетентные органы других государств либо таможенных союзов или экономических групп с предложением об урегулировании спорной ситуации.
В случае получения положительного ответа от указанных органов Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины формирует делегацию для проведения соответствующих переговоров и подготовки соответствующих международных договоров межведомственного характера.
В случае, если соответствующие государственные и/или компетентные органы других государств либо таможенных союзов или экономических групп не дали официального согласия на применение международно-правовых средств урегулирования международных споров и/или если дискриминационные и/или недружественные действия этих органов непосредственно или опосредованно нарушают международные договоры Украины с этими государствами, таможенными союзами или экономическими группами, Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, в пределах своей компетенции, в соответствии с рекомендациями Межведомственной комиссии по международной торговле самостоятельно применяет соответствующие меры или передает материалы Кабинету Министров Украины для принятия соответствующих решений о применении необходимых мер.
Применение мер в ответ на дискриминационные и/или недружественные действия других государств, таможенных союзов либо экономических групп прекращается в случае прекращения соответствующими государствами, таможенными союзами или экономическими группами таких действий в отношении Украины, подписания соответствующего соглашения и/или возмещения ущерба.
Акты Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины об урегулировании спора и применении мер в ответ на дискриминационные и/или недружественные действия других государств, таможенных союзов либо экономических групп являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти в Украине, субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности. Решение о применении соответствующих мер может быть обжаловано в судебном порядке в течение месяца с даты введения таких мер в порядке, установленном законами Украины.
Украина также вправе применять меры против недобросовестной конкуренции и возрастающего импорта при осуществлении внешнеэкономической деятельности, которые предусмотрены в ст. 31 Закона «О внешнеэкономической деятельности».
Под недобросовестной конкуренцией при осуществлении внешнеэкономической деятельностипонимается:
осуществление демпингового импорта, к которому применяются антидемпинговые меры;
осуществление субсидированного импорта, к которому применяются компенсационные меры;
осуществление других действий, признаваемых законами Украины недобросовестной конкуренцией.
Под возрастающим импортом понимается осуществление импорта в объемах и/или при условиях, причиняющих значительный ущерб или создающих угрозу причинения значительного ущерба украинским производителям соответствующих товаров.
По результатам антидемпингового, антисубсидиционного или специального расследования в соответствии с законами Украины принимается решение о применении антидемпинговых, компенсационных или специальных мер, которое может быть обжаловано в судебном порядке в течение месяца с даты введения соответствующих мер в порядке, установленном законами Украины.
Применение режимов свободной торговли, преференций, специ-■ альных льготных режимов пограничной (прибрежной) торговли, специальных (свободных) экономических зон, а также налоговых, таможенных и других льгот, действующих при импорте в Украину товаров, относительно которых применяются антидемпинговые, компенсационные или специальные меры, приостанавливается до окончания применения указанных мер.
Механизм защиты национального товаропроизводителя от демпингового импорта из других стран, таможенных союзов или экономических групп, основания и порядок возбуждения и проведения антидемпинговых расследований и применения антидемпинговых мер установлены в Законе Украины «О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта» от 22.12.98 г.
В соответствии со ст. 1 этого Закона, антидемпинговые меры —
это предварительные или окончательные меры, применяемые согласно Закону во время или по результатам антидемпингового расследования. Антидемпинговая пошлина (предварительная или окончательная) — особый вид пошлины, взимаемой в случае ввоза на таможенную территорию Украины товара, который является объектом применения антидемпинговых мер (предварительных или окончательных).
Этот Закон применяется к импорту товара, который является объектом демпинга, если такой импорт наносит ущерб национальному товаропроизводителю подобного товара.
Товар считается объектом демпинга, если в Украине его экспортная цена ниже сопоставимой цены на подобный товар в стране экспорта в обычных торговых операциях.
Предварительные антидемпинговые меры могут применяться при наличии следующих условий:
возбуждена антидемпиговая процедура в порядке, установленном ст. 12 Закона;
возбуждено антидемпинговое расследование в порядке, установленном ст. 13 Закона;
в газете было опубликовано сообщение о возбуждении антидемпингового расследования;
заинтересованным сторонам были предоставлены соответствующие возможности относительно представления сведений и комментариев в соответствии со ст. 12 Закона;
в ходе антидемпингового расследования Министерство экономики сделало предварительное положительное заключение относительно наличия демпинга и ущерба, который является его последствием;
национальные интересы требуют применения предварительных антидемпинговых мер в целях предотвращения нанесения ущерба.
Предварительные антидемпинговые меры применяются по решению Комиссии не ранее чем через 60 дней и не позднее чем через девять месяцев после возбуждения соответствующего антидемпингового расследования.
Антидемпинговое расследование прекращается, как правило, в соответствии с решением Комиссии о применении окончательных антидемпинговых мер.
Закон «О защите национального товаропроизводителя от субсидированного импорта» от 22.12.98 г. определяет механизм защиты национального товаропроизводителя от субсидированного импорта из других стран, таможенных союзов и экономических групп, регулирует принципы и порядок возбуждения и проведения антисубсидиционных расследований, а также применения компенсационных мер.
Субсидированныйимпорт — ввоз на таможенную территорию страны импорта товара (товаров), пользующегося льготами от субсидии, которая предоставляется для производства1, переработки, транспортировки или экспорта такого товара.
Компенсационныемеры — предварительные или окончательные меры, применяемые в соответствии с Законом во время или по результатам антисубсидициоиного расследования.
Компенсационная пошлина (предварительная или окончательная) — особый вид пошлины, взимаемой в случае ввоза на таможенную территорию Украины товара, являющегося объектом применения компенсационных мер (предварительных или окончательных).
Законом Украины «О применении специальных мер относительно импорта в Украину» от 22.12.98 г. в целях введения механизмов защиты интересов национального товаропроизводителя регулируются принципы и порядок возбуждения и проведения специальных расследований фактов роста импорта в Украину из других стран, таможенных союзов или экономических групп, что наносит значительный ущерб или грозит нанесением значительного ущерба национальному товаропроизводителю, по результатам которых могут применяться специальные меры.
В практике Украины уже есть случаи применения таких специальных мер.
Так, принято решение Межведомственной комиссии по международной торговле «О применении специальных мер относительно импорта в Украину меха искусственного и ткани ворсовой происхождением из Республики Беларусь, Китайской Народной Республики (в том числе из Тайваня, Гонконга, Макао), Российской Федерации и Венгерской Республики» от 14.09.99 г. № СП-8/1999. Этим решением установлено, что специальные меры не применяются относительно импорта в Украину товара происхождением из Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Польша, США в связи с тем, что объем импорта из каждого из таких государств определен как незначительный, а совокупная оценка влияния этого импорта соответствует условиям конкуренции между импортными товарами и условиями конкуренции между импортными товарами и подобными товарами. Решением Межведомственной комиссии по международной торговле от 27.09.99 г. № СП-9/1999 комиссией возбуждено спе-
циальное расследование относительно импорта в Украину поролона из Европейского союза, Канады, Королевства Норвегии, таможенного союза стран Балтии (Эстонской, Латвийской, Литовской республик), таможенного союза Российской Федерации и Республики Беларусь, Республики Польша, Словацкой, Турецкой, Чешской и Словенской Республик [8].
10.8. Санкции за нарушения законодательства о внешнеэкономической деятельности
В результате нарушения правил осуществления внешнеэкономической деятельности, в частности, нарушения сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям, приносится огромный ущерб Украине.
Субъекты внешнеэкономической деятельности несут ответственность в видах и формах, предусмотренных ст.ст.33 и 37 Закона «О внешнеэкономической деятельности», другими законами Украины и/или внешнеэкономическими договорами (контрактами).
В соответствии со ст.33 Закона «О внешнеэкономической деятельности» в сфере внешнеэкономической деятельности, которая определяется этим и другими связанными с ним законами Украины, могут применяться такие виды ответственности:
имущественная ответственность. Она применяется в форме материального возмещения прямых, побочных убытков, упущенной выгоды, материального возмещения морального вреда, а также имущественных санкций. Если нарушения субъектами внешнеэкономической деятельности или иностранными субъектами хозяйственной деятельности Закона «О внешнеэкономической деятельности» или связанных с ним законов Украины привели к возникновению убытков, утраченной выгоде и/или моральному ущербу у других таких субъектов или государства, то нарушившие закон субъекты несут материальную ответственность в полном объеме;
уголовная ответственность — она применяется только в случаях, предусмотренных уголовным законодательством Украины.
Согласно ст.37 Закона «О внешнеэкономической деятельности» за нарушение этого или связанных с ним законов Украины к субъектам внешнеэкономической деятельности или иностранным субъектам хозяйственной деятельности могут быть применены такие специальные санкции:
наложение штрафов в случаях несвоевременного исполнения или неисполнения субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности своих обязательств в соответствии с этим или связанными с
ним законами Украины. Размер таких штрафов определяется соответствующими положениями законов Украины и/или решениями судебных органов Украины;
применение к конкретным субъектам внешнеэкономической деятельности и иностранных субъектов хозяйственной деятельности индивидуального режима лицензирования в случаях нарушения такими субъектами положений этого Закона относительно предусмотренных в нем положений, которые устанавливают определенные запреты, ограничения или режимы осуществления внешнеэкономических операций с разрешения государства;
временное приостановление внешнеэкономической деятельности в случаях нарушения этого Закона или связанных с ним законов Украины, осуществления действий, которые могут нанести вред интересам национальной экономической безопасности.
Санкции, указанные в ст. 37 Закона, применяются Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, по решениям судебных органов Украины или по представлениям органов государственной налоговой и контрольно-ревизионных служб, таможенных, правоохранительных органов, комиссии по вопросам возврата в Украину валютных ценностей, которые незаконно находятся за ее пределами, и Национального банка Украины. Эти санкции действуют до момента применения практических мер, которые гарантируют выполнение Закона. Применение указанных санкций может быть обжаловано в судебном порядке.
В сравнении с ранее действовавшей редакцией этой нормы, которая предусматривала ограниченный перечень органов, по представлению которых эти санкции могли быть применены, и максимальный срок их действия 6 месяцев, в ныне действующей редакции Закона расширен перечень органов, по представлению которых могут быть применены санкции, а также разрешено применять эти санкции в течение более 6 месяцев.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров и Национального банка Украины от 12.12.98 г. № 1968 «Об усилении контроля за проведением расчетов резидентов и нерезидентов по внешнеэкономическим операциям» в случае применения к субъекту внешнеэкономической деятельности — резиденту в соответствии со ст.37 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» специальной санкции — временного приостановления внешнеэкономической деятельности, уполномоченные банки не принимают от него поручений на перечисление средств в пользу нерезидентов. В случае применения к субъекту внешнеэкономической деятельности — нерезиденту в соответствии со ст.37 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» специальной санкции — временного приостановления внешнеэкономической деятельности, уполномоченные банки не принимают
от резидента поручений на перечисление средств в пользу такого нерезидента. В случае применения к субъектам внешнеэкономической деятельности или иностранным субъектам хозяйственной деятельности в соответствии со ст. 37 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» специальной санкции — индивидуального режима лицензирования уполномоченные банки осуществляют расчеты по внешнеэкономическим договорам (контрактам) только при наличии у резидентов разовой индивидуальной лицензии, предоставляемой органом, который применил указанную специальную санкцию.
Положение о порядке применения к субъектам внешнеэкономической деятельности Украины и иностранным субъектам хозяйственной деятельности специальных санкций, предусмотренных статьей 37 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», утверждено приказом Министерства экономики от 17.04.2000г. № 52.
Индивидуальный режим лицензирования внешнеэкономической деятельностиукраинских субъектов внешнеэкономической деятельности и иностранных субъектов хозяйственной деятельности предусматривает осуществление Министерством экономики Украины индивидуального лицензирования каждой отдельной внешнеэкономической операции определенного вида внешнеэкономической деятельности, указанной в ст.4 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности».
В целях контроля за внешнеэкономической деятельностью субъектов внешнеэкономической деятельности, допустивших нарушение в этой сфере, оформляется разовая (индивидуальная) лицензия, которая выдается Министерством экономики Украины или уполномоченными им органами. Разовая (индивидуальная) лицензия является основанием для осуществления внешнеэкономических операций субъектами внешнеэкономической деятельности, к которым применены санкции. Оформляется разовая (индивидуальная) лицензия в порядке, определенном Министерством экономики Украины.
Временное приостановление внешнеэкономической деятельностиотносительно украинских субъектов внешнеэкономической деятельности и иностранных субъектов хозяйственной деятельности означает лишение права заниматься всеми видами внешнеэкономической деятельности, предусмотренными ст.4 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», за исключением:
завершения расчетов по внешнеэкономическим операциям, при которых со стороны украинских субъектов внешнеэкономической деятельности или иностранных субъектов хозяйственной деятельности были перечислены средства до применения этой санкции;
завершения расчетов по внешнеэкономическим операциям за продукцию, которая была отправлена за пределы Украины укра-
инскими субъектами внешнеэкономической деятельности или отправлена в Украину иностранными субъектами хозяйственной деятельности до применения этой санкции.
Санкции в виде временного приостановления внешнеэкономической деятельности могут применяться Министерством экономики Украины к субъектам внешнеэкономической деятельности в случае осуществления ими следующих действий в сфере внешнеэкономических отношений:
которые могут повредить интересам национальной экономической безопасности;
которые приводят к нарушениям международных обязательств
Украины;
если субъект внешнеэкономической деятельности, к которому ранее была применена санкция — индивидуальный режим лицензирования, в течение года после ее применения не принял мер по приведению своей деятельности в соответствие с требованиями действующего законодательства в сфере внешнеэкономических отношений.
Постановлением Кабинета Министров Украины «О государственном сборе за выдачу разовых (индивидуальных) лицензий с субъектов внешнеэкономической деятельности, нарушивших Закон «О внешнеэкономической деятельности» от 21.04.98 г. № 524 (в редакции от 14.12.98 г. № 1965) установлено, что за выдачу разовых (индивидуальных) лицензий на осуществление внешнеэкономических операций субъектов внешнеэкономической деятельности, к которым, согласно ст. 37 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», Министерством экономики применена специальная санкция в виде индивидуального режима лицензирования, взимается государственный сбор в размере 0,2 процента стоимости товаров (продукции, работ, услуг). При этом перерасчеты валюты осуществляются по курсу, установленному Национальным банком Украины на дату платежа.
Выводы. Временное приостановление внешнеэкономической деятельности— специальная санкция, предусматривающая лишение украинских субъектов внешнеэкономической деятельности и иностранных субъектов хозяйственной деятельности права заниматься внешнеэкономической деятельностью по основаниям, предусмотренным в Законе «О внешнеэкономической деятельности».