Срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина не должен превышать три месяца
Если срок действия документа, подтверждающего иностранное гражданство, истекает, и у владельца нет возможности его продлить, такое лицо может быть признано на территории государства пребывания лицом без гражданства (обычно при условии получения им разрешения на постоянное проживание в данном государстве).
Иностранец вправе рассчитывать на дипломатическую защиту со стороны государства своего гражданства, и факт его законного нахождения на территории другого государства объективно облегчает получение им такой защиты. Если иностранец находится на территории другого государства незаконно, то последнее имеет право сомневаться в действительности наличия у него иностранного гражданства, не говоря уж о праве выдворить его за пределы своей территории, привлечь к ответственности за незаконный въезд и т. п.
Вопрос №2.
Режим иностранцев (правовое положение иностранцев) - совокупность прав и обязанностей иностранцев на территории данного государства.[4]
Существуют три вида режима иностранцев:
1) национальный режим- уравнивание иностранцев втой или иной области с собственными гражданами государства пребывания;
2) режим наибольшего благоприятствования - предоставление иностранцам в какой-либо области таких прав и (или) установление для них в какой-либо области таких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся на территории данного государства в наиболее выгодном в правовом отношении положении. Или : государства договариваются, что их граждане на территории друг друга будут иметь несколько большие возможности, нежели граждане третьих стран. Ряд авторов предпочитают это именовать «принципом взаимности».[5]Клаузула о наибольшем благоприятствовании встречается обычно в торговых договорах. Режим наибольшего благоприятствования чаще всего устанавливается на основе взаимности. В действительности он носит отсылочный характер и выражается в установлении либо специального, либо национального режима.
3) специальный режим-предоставление иностранцам вкакой-либо области определенных прав и (или) установление для них определенных обязанностей, отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для собственных граждан соответствующего государства. Как правило, это делается путем перечисления соответствующих прав и обязанностей.
Например, в отечественной практике внекоторых договорах с сопредельными государствами предусмотрен упрощенный порядок перехода государственной границы жителями пограничных районов для посещения родственников.
Специальный режим может носить и негативный характер, то есть представлять собой совокупность правовых ограничений, распространяющихся только на иностранцев (например, запрещение включать иностранцев в состав экипажа воздушного судна).
Ни водном государстве не существует какой-либо один вид режима иностранцев, как правило, действуют в сочетании.
Иностранные граждане, находящиеся на территории РФ, обладают комплексом прав, свобод и обязанностей в соответствии с действующим национальным законодательством. Так, в соответствии со ст. 12 ФЗ № 115
иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации. Но, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. В ст.11, рассматриваемого закона закреплено, что иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в с настоящим Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение. При этом, перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утверждается Правительством Российской Федерации.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.
Иностранным гражданам - сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журналистам право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации предоставляется на основе принципа взаимности, за исключением выше указанных ограничений.
В соответствии со ст. 14. ФЗ № 115 иностранный гражданин не имеет права:
1) находиться на муниципальной службе. Отношение иностранных граждан к государственной службе определяется федеральным законом;
2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
4) быть командиром гражданского воздушного судна, если иное не установлено федеральным законом;
5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации;
6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.
Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. Замещать должность главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, может иностранный гражданин, временно или постоянно проживающий Российской Федерации и соответствующий требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу, но они могут поступить на военную службу по контракту, а также быть принятыми на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Иностранные граждане, лица без гражданства в соответствии с ч.3 ст.62 Конституции РФ несут в Российской Федерации обязанности наравне с российскими гражданами. Это означает, что иностранцы привлекаются к административной, уголовной, материальной, гражданско-правовой ответственности на основании тех же норм, что и граждане России. Равная ответственность объясняется также тем, что ее меры предполагают ограничение ряда личных и имущественных прав, наличие которых не вязано с наличием или отсутствием гражданства.
В.В. Киян отмечает, что Конституционный Суд РФ (по вопросу лишения свободы иностранцев) подчеркнул, что согласно буквальному смыслу ст. ст. 22 и 46 Конституции и смыслу, вытекающему из взаимосвязи этих статей с другими положениями второй главы «Права и свободы человека и гражданина», а также с общепризнанными принципами и нормами международного права, право на свободу и личную неприкосновенность и право на судебную защиту являются личными неотчуждаемыми правами каждого человека, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства, и, следовательно, должны гарантироваться иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации (п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 N 6-П.[6]
Исключения из принципа равной ответственности согласно Конституции РФ могут устанавливаться только федеральными законами или международными договорами. Самые известные из них касаются юридической ответственности лиц, обладающих дипломатическими или консульскими иммунитетами. В этом случае действуют нормы Конвенции о дипломатических сношениях, а также Конвенции о консульских сношениях. Так, дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства пребывания. Исключения касаются лишь случаев гражданско-правовой ответственности в отношении деятельности, не относящейся к исполнению дипломатических функций:
а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;
б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;
в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций. Данное правило распространяется на членов семьи дипломатического агента, если у них отсутствует гражданство государства пребывания.
Административно-технический персонал дипломатического представительства, проживающие с ними члены их семей (если они являются иностранцами), пользуются лишь иммунитетом от уголовной юрисдикции. Гражданская и административная юрисдикция государства пребывания распространяется на их действия, совершенные не при исполнении своих должностных обязанностей. Иммунитет от привлечения к юридической ответственности тесно связан с иммунитетом от административного принуждения. Дипломатический агент, сотрудники представительства не могут подвергаться аресту или задержанию «в какой бы то ни было форме».
Для консульских должностных лиц и консульских служащих предусмотрен менее льготный правовой режим. Они не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания лишь в отношении действий, совершаемых при выполнении консульских функции. Также и в отношении ограничения свободы консульские должностные лица могут быть подвергнуты аресту на основании судебного акта и только в случае совершения тяжких преступлений. Консульские должностные лица не подлежат любым формам ограничения свободы, «иначе как во исполнение судебных постановлений, вступающих в законную силу». Однако это лишь общее правило, предусмотренное Венской конвенцией. Государства вправе заключать двухсторонние соглашения, расширяя объем иммунитетов от юрисдикции консульских должностных лиц. Поэтому они часто пользуются теми же привилегиями, что и дипломатические агенты.
Необходимо учитывать, что равная ответственность иностранных и российских граждан, прежде всего, означает одинаковые правила привлечения к ответственности. Ее реализация также оформляется идентичными для всех субъектов правонарушения процессуальными документами. В таком контексте следует воспринимать правовую позицию Конституционного Суда РФ, по которой "на общих основаниях с гражданами Российской Федерации иностранные граждане подлежат административной ответственности, что соответствует принципам и нормам международного права". При этом ее нормативные основания могут отличаться. Данное утверждение обусловлено тем, что иностранцы обладают собственным правовым статусом. Это значит, что помимо общих с россиянами юридических обязанностей у них имеются и особые обязанности, которые могут быть связаны, к примеру, с необходимостью встать на миграционный учет, получить разрешение на право осуществления трудовой деятельности, покинуть российскую территорию. Кроме этого, для лиц, не обладающих российским гражданством, предусматривается особая мера ответственности - административное выдворение за пределы Российской Федерации.
Конституция РФ запрещает высылать лишь собственных граждан, на остальных субъектов данная норма не распространяется. Проблема юридической ответственности иностранных граждан затрагивает вопросы, связанные с совершением правонарушения за пределами Российской Федерации. По общему правилу иностранцы привлекаются к ответственности за правонарушения, совершенные на российской территории. Этот принцип, безусловно, касается административной, материальной ответственности. Некоторые особенности устанавливаются УК РФ. Постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых российским уголовным законом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с этим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.
Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, совершившие преступление вне ее пределов, подлежат уголовной ответственности по российским нормам в случаях, если преступление направлено против российских интересов либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в ней лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно на российской территории, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации (ст. 12 УК РФ).
В остальных случаях иностранцы, совершившие преступления за пределами российской территории, могут выдаваться соответствующему иностранному государству. Основания и порядок выдачи предусматриваются международными договорами (ч. 2 ст. 13 УК РФ).
Вопрос №3.
Международные акты, регламентирующие статус иностранных граждан:
1) Статус Европейского соглашения о временном проживании иностранцев в семьях (ETS N 68) (Страсбург, 24 ноября 1969 года)
2)Статус Конвенции N 19 Международной организации труда "О равноправии граждан страны и иностранцев в области возмещения трудящимся при несчастных случаях" (Женева, 5 июня 1925 года)
3)Статус Конвенции об участии иностранцев в общественной жизни при решении вопросов местного значения (ETS N 144) (Страсбург, 5 февраля 1992 года)
4)Статус Конвенции N 118 Международной организации труда "О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения" (Женева, 28 июня 1962 года)
5)Рекомендация N Rec (2004) 2 Комитета министров Совета Европы
"О трудоустройстве иностранных граждан и лиц без гражданства в публичном секторе"
(Принята 24.03.2004 на 877-ом заседании представителей министров)
6)Постановление N 28 Совета Министров Союзного государства
"О финансировании из бюджета Союзного государства в 2004 году мероприятий по выпуску миграционных карт и созданию региональной базы данных учета иностранных граждан, въезжающих на территорию государств-участников Союзного государства через пункты пропуска Республики Беларусь"(Принято 29.12.2003)
7)"Конвенция об участии иностранцев в общественной жизни при решении вопросов местного значения" (ETS N 144) (Заключена в г. Страсбурге 05.02.1992)
8) Договоренность в форме обмена Нотами между Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики об открытии на советско-финляндской государственной границе контрольно-пропускного пункта Лотта-Рая-Йоосеппи для пропуска иностранных граждан и осуществления международного пассажирского автомобильного сообщения (Подписана в г. Москве 12.07.1989)
9)Рекомендация N R (84) 12 Комитета министров Совета Европы"В отношении заключенных-иностранцев"(Принята 21.06.1984 на 374-ом заседании представителей министров)
10) "Европейское соглашение о временном проживании иностранцев в семьях" (ETS N 68) (Вместе с "Оговорками", "Протоколом")(Заключено в г. Страсбурге 24.11.1969)
11) Конвенция N 118 Международной организации труда
"О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения"(Заключена в г. Женеве 28.06.1962)
12)Рекомендация N 25 Международной организации труда
"О равноправии граждан страны и иностранцев в области возмещения трудящимся при несчастных случаях"(Принята в г. Женеве 05.06.1925 на 7-ой сессии Генеральной конференции МОТ)
13)Конвенция N 19 Международной организации труда"О равноправии граждан страны и иностранцев в области возмещения трудящимся при несчастных случаях"(Заключена в г. Женеве 05.06.1925)
14)Рекомендация N 2 Международной организации труда"О взаимности в области отношения к трудящимся - иностранцам"(Принята в г. Вашингтоне 29.10.1919 - 27.01.1920 на Генеральной конференции МОТ)
15) Конвенция о статусе апатридов (Принята 28. 09.1954)
16) Конвенция о сокращении безгражданства (Принята 30. 08.1954)
17) Конвенция о статусе беженца (Принята 28. 07.1951)
Нормативные правовые акты РФ по вопросам правового положения иностранных граждан в РФ:
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) и (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ) 2.Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002г. № 115-ФЗ
(в ред. 22.12.2014).
3.Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006г. №109-ФЗ (в ред. 22.12.2014)
4. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15августа 1996г. № 114-ФЗ
(в ред. 31.12.2014)
5. Федеральный закон от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «Беженцах» (в ред. от 22.12.2014)
6.Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ
«О гражданстве Российской Федерации» (в ред. 31.12.2014)
7.Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ
«О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (в ред. 23.07.2013)
8.Закон Российской Федерации «О государственной границе» от 1 апреля 1993 г. №- 4730-1 (в ред. 31.12.2014)
9.Закон РФ от 19 февраля 1993г. № 4530-1«О вынужденных переселенцах» (в ред. 25.11.2013).
10.«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ (в ред.31.12.2014).
11. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29декабря 1995№ 223-ФЗ (в ред.04.11.2014)
12. . «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 5 августа 2000г. № 117-ФЗ (в ред. 29.12.2014)
13.«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ (в ред. 31.12.2014)
14. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.
15.Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (в ред. 06.08.2014).
16.Указ Президента РФ от 22.06.2006 N 637
«О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (вместе с "Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом")(в ред. от 19.12.2014)
17.Указ Президента РФ от 5 июня 2012 г №- 777 "О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан - владельцев карт для деловых и служебных поездок в страны - участницы форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество"
18. Указ Президента РФ от 21 июля 1997г. №746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» (в ред. от 12.07.2012)
19.Указ Президента РФ от 24 ноября 2014г. № 735 «О сборе биометрических персональных данных иностранных граждан и лиц без гражданства»
20.Указ Президента РФ от 9 января 2011 г. № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» 21.Постановление Правительства РФ от 10 мая 2011 г. № 356 «Об удостоверении беженца» (в ред. от 27.10.2012) .
22.Постановление Правительства РФ от 10 марта 2007 г. № 150
«Об утверждении правил выплаты участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания» (в ред. 03.12.2014) 23. Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2008г. № 715
«Об утверждении Правил выплаты участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей компенсации за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации» (в ред. 27.03.2013)
24. Постановление Правительства РФ «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 15января 2007г. № - 9 (в ред. 29.05.2014)
Также применяется практика Конституционного суда РФ, арбитражных судов по вопросам регулирования статуса иностранных граждан в РФ.