Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)
Одним из основных международных актов, регулирующих торговлю услугами в мировой экономике начала XXI в., является Генеральное соглашение по торговле услугами (General Agreement on Trade in Services, ГАТС). ГАТС было выработано в ходе Уругвайского раунда ГАТТ и является одним из главных приложений к Соглашению об образовании ВТО и, соответственно, одной из ее юридических основ.
Круг ведения ГАТС охватывает все виды услуг, кроме тех, поставка которых связана с правительственными функциями управления. Особенно подробно в ГАТС рассматриваются финансовые услуги.
В торговлю услугами, регулируемыми ГАТС, включаются как услуги, перемещаемые через национальные границы, так и те, которые производятся и потребляются иностранными физическими и юридическими лицами на территории стран-участниц.
ГАТС предусматривает два вида обязательств: 1) общие, принимаемые страной в безусловном порядке, и 2) специфические, касающиеся конкретных условий доступа на рынок услуг той или иной страны. Общие обязательства - это РНБ, который обеспечивает равный доступ стран-участниц на национальный рынок услуг, но не определяет условия такого доступа. Исключения могут быть связаны с региональной интеграцией, особыми обязательствами страны в отношении партнеров по зоне свободной торговли или таможенному союзу.
К специфическим обязательствам относятся прежде всего обязательства по предоставлению иностранным поставщикам услуг свободного доступа или национального режима на рынке данной страны, т. е. равных условий с местными участниками рынка.
Присоединившееся государство, не зафиксировавшее каких-либо ограничений в списке специфических обязательств, не имеет права их применять.
Подписывая ГАТС, государства не обязаны либерализовать сразу спой рынок услуг во всех секторах до уровня предоставления национального режима. При переговорах о вступлении в ГАТС можно добиваться определенной продолжительности переходного периода применительно к отдельным секторам услуг и с учетом приоритетов национальной экономической политики, а также уровня развития.
Различные виды услуг либерализованы неодинаково, и различные группы стран по-разному заинтересованы в открытости рынка услуг. Естественно, что в наибольшей степени в этом заинтересованы прежде всего развитые государства и ТНК.
К числу наиболее открытых отраслей относится туризм. В конце 90-х гг. достигнуты соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий, которые не только стремительно развиваются, но и дешевеют, а также рынка финансовых услуг, что также может привести к снижению стоимости страхования и кредита. Дальнейшая либерализация рынка услуг будет связана с проведением новых многосторонних переговоров.
Переговоры России о вступлении в ВТО касаются и торговли услугами. Это одно из самых сложных направлений переговоров, так как российское законодательство в этой сфере развито недостаточно. За исключением транспорта, российские фирмы, торгующие услугами, еще не сталкивались с жесткой конкуренцией на внутреннем рынке и могут не выдержать ее, как это уже произошло на рынке многих товаров.
Лучше других защищен российский рынок финансовых услуг, где имеются определенные ограничения для нерезидентов. С 1999 г. в страховых организациях поправкой к закону «Об организации страхового дела» от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 установлена совокупная квота участия иностранного капитала - 15%.
Проводя переговоры о вступлении в ВТО по рынку услуг, Россия должна будет принять общие требования ГАТС, представить и согласовать общие для всех секторов услуг и специфические (по отдельным видам услуг) обязательства. Потребуется модифицировать или заново сформировать нормативно-правовую базу в соответствии с требованиями ГАТС, а также добиться в ходе переговоров наиболее выгодных для страны условий либерализации рынка услуг.
Международный туризм
Международный туризм - один из важнейших секторов международной торговли услугами. В то же время это одна из быстрорастущих отраслей мировой экономики и один из наиболее прибыльных видов бизнеса. Туризм, в том числе международный, привлекает крупные инвестиции, обеспечивает растущую занятость и поступление доходов, в том числе и в государственные бюджеты.
Растущий спрос на туристские услуги во всем мире объясняется прежде всего социально-экономическими причинами.
К социально-экономическим причинам развития туризма, в том числе и международного, можно отнести: общий рост доходов при увеличении количества свободного времени, включая оплачиваемые отпуска; достаточный для продолжения активной жизни уровень пенсионного обеспечения; изменения в составе семей в сторону малодетности и бездетности.
Развитию туризма способствуют и другие факторы экономического и политического порядка: прогресс в развитии транспорта, его удешевление и доступность, снятие или ослабление валютных ограничений, либерализация визового режима.
Как и другие отрасли экономики, туризм является объектом как международного, так и национального регулирования. Ведущей межправительственной организацией, отвечающей за развитие туризма, Генеральная ассамблея ООН признала Всемирную туристскую организацию (ВТО) (World Tourism Organization), которая действует с 1975 г. как преемница Международного союза официальных туристских организаций.
ВТО включает следующие категории членства: 1) действительные члены уверенные государства, в том числе Россия и большинство стран СНГ); 2) ассоциированные члены (территории, не несущие самостоятельной ответственности за свою внешнюю политику) и 3) присоединившиеся члены (межправительственные, негосударственные и коммерческие организации и объединения, действующие в сфере, предоставляющей интерес для туризма). ВТО приняла ряд деклараций и других документов по организации международного туризма, включая Хартию туризма и Кодекс поведения туриста (1985 г.), издает статистические справочники и прогнозы, предлагает информационные банки данных для туристического бизнеса. ВТО зафиксирован целый ряд важных для международного туризма понятий (в том числе таких, как «туризм» и «турист»).
Туризм определяется как активный отдых, способствующий укреплению здоровья и связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства. В международном туризме выделяются понятия «турист» (посетитель) и «экскурсант».
Турист - это любое лицо, которое остается на территории другого государства не менее 24 ч, но не более 1 года в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, без занятия в стране временного проживания оплачиваемой деятельностью. Этим определением проводится грань между туризмом и экономической миграцией.
Статус туриста по международным соглашениям предоставляет путешественнику целый ряд льгот, которые состоят в упрощенном визовом режиме и скидках по оплате транспортных услуг и проживания.
Путешественник, который провел за границей менее 24 ч, считается экскурсантом, и эта категория широко распространена прежде всего в странах Западной Европы и Восточного Средиземноморья с их небольшими расстояниями и развитой инфраструктурой.
Туризм представляет собой целый комплекс услуг, объединяемых в туристскую индустрию: совокупность гостиниц и иных средств временного размещения (мотели, кемпинги и т.д.), объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, спортивного и иного назначения.
Главное звено туристской индустрии - гостиницы и другие средства размещения. Для обслуживания туристов, имеющих различный достаток, действуют отели с разными уровнями комфорта и сопутствующих услуг, но при наличии определенного, привычного для развитых стран стандарта. В зависимости от набора услуг и других параметров, гостиницам присваивается определенная классность, звездность. Помимо мелких и средних фирм, владеющих или управляющих гостиницами, мотелями, кемпингами, в сфере гостиничного бизнеса действуют ТНК в виде гостиничных цепей. Услуги гостиниц, интегрированных в такие цепи, однородны, они имеют общее название и знак. Считается, что при объединении гостиниц в цепи доходность значительно повышается по сравнению с независимыми отелями. К числу крупнейших гостиничных цепей относятся: «Холидэй Инн», «Аккор», «Хил-тон», «Хаятт», «Сол труп», «Шератон» и др.
Независимые отели и другие средства размещения также могут объединяться в гостиничные консорциумы с общей системой маркетинга и бронирования мест, они заинтересованы в государственном сертифицировании и поддержке.
Составной частью туристской индустрии выступает собственно туристский бизнес, где действуют: а) туроператоры фирмы, производящие туристский продукт (тур), и б) турагенты - самостоятельные фирмы или агенты туроператоров, которые распространяют туристский продукт.
Туристский продукт (тур) - это разработка маршрута и сопутствующего комплекса услуг. Туроператоры заключают договора с гостиницами, транспортными фирмами и другими участниками туриндустрии.
Различные звенья туриндустрии представляют собой капиталоемкие и трудоемкие отрасли.
По оценке ВТО на долю международного туризма приходится 11% мирового ВВП, 6 % мирового экспорта товаров и услуг и около 10 % рабочих мест. В 1999 г. общее число прибытий туристов по всем странам составило 657 млн. чел., что означает рост международного туризма за 90-е гг. в 1,5 раза. В 2002 г. этот показатель составлял уже 703 млн., правда, в 2003 г. он (по предварительным данным ВТО) снизился до 694 млн.
Все показатели международного туризма непрерывно растут и обгоняют по темпам роста мировой ВВП в целом. Это дает основание для прогноза о превращении международного туризма в крупнейшую отрасль мировой экономики. Однако динамика путешествий очень чувствительна к конъюнктуре национальных экономик и мирового хозяйства в целом. Спад в экономике той или иной страны, сокращение доходов ее населения немедленно сказывается на активном отдыхе ее граждан. Точно так же обострение политической обстановки и военные конфликты в районах туриз-ма, будь то балканские государства, Ближний Восток или Закавказье, сказываются на количестве посетителей, вплоть до полного прекращения их приезда.
Международный туризм развивается неравномерно не только по годам, но и по регионам мира. В 1999 г. максимальное количество посетителей приходилось на страны Европы (58,7 %), на страны Азиатско-Тихоокеанского региона выпало 14,3 % посещений. В 90-е гг. увеличился приток туристов в некоторые страны Ближнего и Среднего Востока (Египет, Израиль, ОАЭ), Юго-Восточной Азии (Таиланд, Сингапур, Индонезия) и ряд других.
В десятку ведущих стран по приему иностранных гостей входят: Франция (71,4 млн. чел.), Испания (52,0 млн. чел.), США (47,0 млн. чел.), Италия (35,8 млн. чел.), а также Китай, Великобритания, Мексика, Канада, Польша, Австрия. По величине доходов от иностранного туризма десятку первых составляют: США (73,0 млрд. долл.), Италия (31,0 млрд. долл.), Испания (25,2 млрд. долл.), Франция (24,7 млрд. долл.), а также Великобритания, Китай, Австрия, Канада, Германия и Мексика. Наибольшее положительное сальдо, т. е. превышение доходов от экспорта туристских услуг над их импортом, имеют Испания, Италия, Франция, Турция и Мексика, тогда как наибольшее отрицательное сальдо характерно для Германии, Японии, Великобритании и государств Северной Европы.
В Российской Федерации туризм регулируется Федеральным законом «Об основах туристской деятельности» от 24 ноября 1996 г. № 132- ФЗ и рядом других нормативных документов по вопросам лицензирования туристской деятельности и сертификации туристских услуг. Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в России и порядок рационального использования туристских ресурсов. Под туристскими ресурсами понимаются природные, исторические, социально-культурные и иные объекты, которые способны удовлетворять духовные потребности туристов и содействовать восстановлению и развитию их физических сил.
Все важнейшие понятия системы туризма, которые употребляются в его российской правовой базе, соответствуют общепринятым международным терминам. Федеральный закон выделяет туризм выездной (импорт туристских услуг) и туризм въездной (экспорт туристских услуг), которые в сумме составляют международный туризм России. Кроме того, выделяются: внутренний туризм (путешествия лиц, постоянно проживающих в РФ, по территории страны), а в его составе - туризм социальный и самодеятельный. Федеральный закон рассматривает туризм как одну из приоритетных отраслей экономики страны.
В СССР международный туризм был жестко монополизирован и соответствии с государственной монополией на внешнеэкономическую деятельность.
Быстрый рост международных поездок граждан происходит со и горой половины 80-х гг. В этот период основной поток международного обмена осуществлялся между СССР и странами Центральной и Восточной Европы. Максимального объема международный туризм в России в (составе СССР) достиг в 1989 г. (въезд туристов 2,3 млн. чел., выезд 2,2 млн. чел.) Международный туризм в Российской Федерации в 90-е гг. в целом стал более динамичным, но даже в лучшие годы для международного туризма в России поток российских туристов не составлял и 1 % мирового потока (табл. 1).
Таблица 1.Динамика международного туризма в Российской Федерации (тыс. чел.)*
Год | Въездной туризм | Выездной туризм |
Без учета турпоездок в страны СНГ и из стран СНГ.
В 2002 г., по данным Госкомстата РФ, число граждан России, в качестве туристов выезжавших за рубеж, впервые превысило 5 млн. человек. При этом россияне больше всего посещали Турцию, Польшу, Китай, Украину, Финляндию, Египет, Испанию, Германию, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Италию. Популярностью пользуются также Кипр, Греция, Болгария, Таиланд, Франция. Первые места, которые занимают Китай, Украина, Польша, Финляндия, частично Турция и ОАЭ, в очень большой степени связаны с «челночной» и приграничной торговлей, а не с оказанием туристических услуг в их классических формах. (Например, Польшу с деловыми целями активно посещают жители Калининградской области).
Во въездном туризме в России лидируют Польша, Финляндия, Китай, Германия и США.
Объемы международного туризма в России возрастали непрерывно до 1997 г. включительно. Финансовый кризис 1998 г. резко сократил выездной туризм в страны вне СНГ. В то же время произошел всплеск внутреннего туризма, особенно на российское Черноморское побережье. Вырос и поток российских туристов в Украину, особенно на курорты Крыма.
Для всех видов туризма в России общим является то обстоятельство, что туристская отрасль приватизирована. Различные составные части индустрии туризма, в том числе гостиницы, санатории, пансионаты, базы отдыха, стали объектами предпринимательской деятельности российских и иностранных юридических и физических лиц с очень небольшим участием государства. То же относится и к туристским фирмам туроператорам и турагентствам.
В общей сложности в России действует несколько тысяч туристских фирм, с преобладанием турагентов по выездному туризму.
Государство обязалось поддерживать прежде всего въездной и внутренний туризм путем налоговых и таможенных льгот. Туристеско-экскурсионные путевки не облагаются НДС. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» предусматривает возможность предоставления льготных кредитов и прямых бюджетных ассигнований на разработку федеральных и региональных целевых программ развития туризма.
Въездной туризм (экспорт туристских услуг) требует крупных инвестиций, прежде всего на строительство гостиниц и других средств размещения. Хотя в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи появились первоклассные отели, в том числе и принадлежащие известным международным гостиничным цепям («Холидей Инн», «Кемпински», «Мариотт», «Шератон»), сохраняется нехватка гостиниц, обеспечивающих привычные условия комфорта и сервиса для иностранных туристов, принадлежащих к среднему классу.
Несоответствие в соотношении «цена качество» в организации въездного туризма, недостатки в рекламе и маркетинге отечественного туризма, впечатление о России как о стране криминала, война в Чечне все это сдерживает рост въездного туризма. Как и все несырьевые экспортные отрасли экономики России, въездной туризм сталкивается с серьезной конкуренцией на международном рынке путешествий несмотря на богатейшие туристские ресурсы.
Большинство туристических фирм России работают на рынке выездного туризма в качестве турагентов. Для их образования не требуются крупные инвестиции. Рынок выездного туризма ограничен финансовыми возможностями клиентов. Выездной туризм конкурирует с внутренним, и значительное число организаций туристического бизнеса сочетают эти виды туризма в своей деятельности.
С 1995 г. международная туристская деятельность, осуществляемая на территории России российскими и иностранными юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, а также и физическими лицами, подлежит лицензированию. Лицензии выдаются федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма и соответствующими органами субъектов Российской Федерации на определенный срок. Утверждена единая форма туристской путевки (ТУР-1), к которой прилагается стандартный пакет документов (договор, ваучер, т. е. документ с перечислением обязательного пакета оплаченных услуг, медицинская страховка). С 2000 г. введена сертификация туристских услуг.