Понятие международной юрисдикции и её виды применительно к трансграничным инвестиционным спорам
ЮРИСДИКЦИЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ - подсудность определенных категорий дел международным органам. Ю.м. является исключением из общего принципа юрисдикции государства, т.е. определенным ограничением его суверенитета. Поэтому для подчинения юрисдикции какого-либо международного органа требуется явно выраженное согласие соответствующего государства. Так, по ст. 36 Статута Международного Суда ООН государства могут (но не обязаны) заявить об обязательности для себя юрисдикции Международного Суда. Подавляющее большинство государств до сих пор не признало его юрисдикцию обязательной.
Правовое положение иностранного инвестора, осуществляющего капиталовложения в экономику государства всегда остается уязвимым независимо от конкретной общественно-политической обстановки на конкретном этапе социально-экономического развития государства. Такое специфическое положение иностранного инвестора требует установления четких и ясных государственных гарантий, которые исключали бы малейшую возможность проявления произвола со стороны административного органа или принятия каких-либо дискриминационных мер.
Иностранные инвесторы достаточно часто сталкиваются с необходимостью судебной или арбитражной защиты своих прав, нарушенных действиями органов власти страны-реципиента. Для процессуальной защиты своих интересов инвесторы обращаются в национальные суды принимающего государства или иных стран или в международные арбитражные институты.
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (International Centre for the Settlement of Investment Disputes – ИКСИД) – международный арбитражный институт, создан для разрешения споров между иностранным инвестором и принимающим гос-вом. Учрежден на основании заключенной в Вашингтоне (США) 18 марта 1965 г. Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (далее – Вашингтонская Конвенция).
Статья 25 Вашингтонской конвенции устанавливает следующие признаки споров, на которых распространяется юрисдикция ИКСИД:
1) спор должен быть непосредственно связанным с инвестициями;
2) сторонами спора должны быть государство, являющееся членом Вашингтонской конвенции, и физическое или юридической лицо, принадлежащее к другому государству, - участнику Вашингтонской конвенции;
3) стороны спора должны дать письменное согласие на его передачу в ИКСИД.
Согласно ст. 25 Вашингтонской конвенции, к инвестиционным спорам относятся правовые споры, возникающие непосредственно из отношений, связанных с инвестициями, между принимающим государством (или любым уполномоченным органом государства, о котором сообщено в Центр) и физическим или юридическим лицом другого государства.
Руководствуясь ст. 42 Вашингтонской конвенции, арбитраж ИКСИД рассматривает спор:
- согласно нормам права в соответствии с соглашением сторон (п. 1 ст. 42) или (в случае отсутствия такого соглашения);
- в соответствии с правом государства – стороны спора, а также теми нормами международного права, которые могут быть применимы (п. 1ст. 42), кроме того;
- на основании «справедливости и доброй совести» (ex aequo et bono), если стороны договорятся об этом (п. 3 ст. 42).
Арбитражный суд не может выносить решения non liquet («не ясно, не выяснено»), ссылаясь на отсутствие или неясность правовых норм.
В целях расширения юрисдикции Центра, 27 сентября 1978 г. им были приняты «Дополнительные средства механизма рассмотрения спора и процедуры по установлению фактов» (Additional Facility for Administration of Concilation Arbitration and Fact-Finding Proceeding (далее – Дополнительные средства)), позволяющие ИКСИД урегулировать в рамках арбитражного разбирательства или примирения не предусмотренные Вашингтонской конвенцией споры между государствами и иностранными инвесторами. Это в частности, споры с участием стороны, не являющейся или не относящейся к государству, подписавшему Вашингтонскую конвенцию, или разногласия, не связанные с инвестициями. В соответствии с дополнительными средствами стороны также могут обращаться к «процедуре по установлению фактов» (Fact Finding Proceedings), которая направлена не на разрешение, а на предотвращение спора и представляет собой превентивное разбирательство. В соответствии со ст. 4 Правил Дополнительных средств, любое соглашение относительно передачи существующего или будущего спора для урегулирования должно быть предварительно одобрено Генеральным секретарем Центра. Это представляется особенно важным для России, которая подписала Вашингтонскую конвенцию в 1992 г., но до сих пор не ратифицировала ее. В Типовом проекте постановления Правительства РФ от 9 июня 2001 г. № 456 «О заключении соглашений о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений» предусматривается, что для разрешения инвестиционных споров возможно обращение к средствам разрешения споров, предусмотренным в этих Дополнительных протоколах.
Помимо двусторонних соглашений о поощрении и защите инвестиций ряд многосторонних международных соглашений также относят инвестиционные споры к юрисдикции ИКСИД. Например, Североамериканское соглашение о свободной торговле от 17 декабря 1992 г. (North American Free Trade Ageement – NAFTA), Протокол о взаимном поощрении и защите инвестиций в странах, входящих в «Mercosur» от 17 января 1994 г. (Protocol on Reciprocal Promotion and Protection of Investments in Mercosur), Соглашение о свободной торговле между Колумбией, Мексикой и Венесуэлой от 13 июня 1994 г. (Catagena Free Trade Agreement) и Энергетическая Хартия от 17 декабря 1994 г. (Energy Charter Treaty).
Порядок разрешения инвестиционных споров по Вашингтонской конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств 1965 г.
I. Закон РФ « О международных инвестициях» предусматривает возможность обращения в суд, арбитражный суд и международный коммерческий арбитраж -(положение о гарантиях надлежащего разбирательства спора).
II. Вашингтонская Конвенция- универсальный документ.
III. NAFTA – североамериканский альянс- региональный документ.
IV.Договоры «о защите и поощрении иностранных инвестиций» – двусторонние договоры.
Способы разрешения инвестиционных споров.
1) Иностранная доктрина.
I. Формальный способ – разрешение спора на основе посредничества, переговоров.
II. Неформальный способ- судебное разбирательство, арбитраж.
По сути это досудебный и судебный способы разрешения спора.
Плюс к этим способам выделяют два понятия, по сути, означающее тоже самое, но содержащиеся в договоре между РФ и США « о поощрении и защите иностранных инвестиций»:
I. Обязывающий механизм
II. Необязывающий механизм.
Некоторые соглашения предусматривают возможность инвестора по своему усмотрению решить проблему, куда обратиться за защитой в российский суд, арбитражный суд или мкА ad hoc или институциональный. Это положение предусмотрено соглашением между Правительство РФ и Венесуэлой.
Некоторые соглашения предусматривают, что любая сторона может передать спор на рассмотрения, т.е быть инициатором. Это положение предусмотрено соглашением РФ и Правительством Катара.
Во многих соглашениях предусмотрен необязывающий, неформальный механизм- переговоры, которые длятся. По общему правилу 6 месяцев.
В некоторых подробно регламентируется процедура рассмотрения спора в арбитраже ad hoc.
В Соглашении РФ и США определяется место проведения разбирательства, которым является любое место гос-ва-участника Конвенции 1965 « О признании и исполнении решений».
Вашингтонская Конвенция 1965 года.
Предусматривает 2 механизма разрешения инвестиционных споров;
1. Примирительные процедуры
2. Международный коммерческий арбитраж
В рамках этой Конвенции учрежден орган по урегулированию инвестиционных споров. Этот орган определяет ряд оснований для обращения, передачи спора в этот орган таких как: наличие инвестиционного спора, наличие сторон, иногда гос-во может потребовать исчерпания инвестором всех средств местной административной, государственной защиты и тогда это тоже будет являться одним из оснований.
В рамках конвенции также содержится перечень споров, исключаемых из споров, рассматриваемых в данном центре.
Ведется 2 списка:
1. список примирителей
2. список арбитров
Все лица, включенные в эти списки должны обладать необходимой квалификацией, должными знаниями, компетенцией в области права, промышленности и финансов. Государства могут назначить в эти списки по 4 члена. Одно и тоже лицо может быть назначено в оба списка.
I. Примирительные процедуры.
Возбуждение. Одна из сторон обращается с письменным заявлением на имя генерального секретаря в центр. В нем должны быть изложены суть дела и стороны. Далее заявление регистрируют. Если данный спор не входит в компетенцию центра, то могут отказать в принятии заявления.
Далее назначаются примирители- комиссия из 3 человек. Обязанность этой комиссии – выяснить суть спора и найти компромисс. Если стороны достигли соглашения, то составляется протокол, где прописывается предмет спора и факт достижения согласия.
II.Арбитражное разбирательство.
Проводится судом при этом центре.
Возбуждение- те же самые стадии.
Состав арбитров должен сформироваться в кратчайшие сроки. Состоит из 1 или нечетного количества арбитров. Если стороны не договорятся о составе арбитров, то назначают комиссия из 3 членов. При этом большинство арбитров должны быть гражданами разных государств ( других государств нежели стороны). За исключением случая, когда единственный арбитр и назначается он по соглашению сторон.
Процедура:
1. разрешение вопроса компетенции,
2. Определение применимого права.
Арбитражное решение: Содержание как обычно. Основания отмены предусмотрены в Законе РФ « о коммерческой арбитраже», в Конвенции 58 года « о признании и исполнении решений».
Статья 52 Вашингтонской Конвенции предусматривает следующие случаи отмены решения:
1. Суд сформирован ненадлежащим образом,
2. Присутствовало явное превышение своих полномочий,
3. Имела место коррупция члена суда,
4. Имело место серьезное отступление от правил процедуры,
5. Не изложены мотивы в решении.
Решение может быть отменено и тогда любая сторона может передать спор в другой суд для дальнейшего разбирательства. Плюс ко всему назначается комиссия ad hoc для выяснения оснований отмены (и наличие). Решение также может пересмотрено в случае, если выяснился новый факт, ранее неизвестный сторонам.
Место рассмотрения спора: 1. Место нахождения постоянной палаты третейского суда , например Гаага. 2. По месту нахождения иного другого учреждения, с которым есть соглашение, например Азиатско-африканский центр в Куал- Лумпуре.
Правила дополнительной процедуры.
Отдельные документы 79 года предусматривает другие случаи, когда спор не подпадает под компетенцию центра:
1. сделки, выходящие за рамки инвестиционной деятельности,
2. рассматривается дело, одна из сторон которого не является участником Вашингтонской Конвенции.
Сделки, не являющиеся обычной коммерческой сделкой:
1. могут или не могут рассматриваться сторонами как инвестиционные,
2. влекут за собой долгосрочные отношения или выделения значительных ресурсов в отношении каждой стороны.
3. Представляет особую важность для экономики государства стороны спора и имеют явные отличия от обычных коммерческих сделок.