Виды международных договоров, регулирующих сотрудничество государств в области взаимных инвестиций, их значение

Специфика международного экономического сотрудничества в области инвестиций состоит в том, что оно развивается постепенно от международно-правовой защиты инвестиций к их международно-правовому регулированию, от двусторонних к многосторонним договорам о сотрудничестве.

А. Двусторонние международные договоры.

1. наиболее распространенные двусторонние договоры – о поощрении и защите инвестиций. Как правило их содержание сводится к следующему:

  • Цели и предмет таких соглашений – создание благоприятных условий для инвестиций, их поощрения и защиты, уважение суверенитета и законов страны инвестирования, специфические сферы поощрения инвестиций;
  • Определение иностранных инвестиций – перечисление различных видов капиталовложений: движимое и недвижимое имущество, имущественные права, акции, облигации, виды интеллектуальной собственности, ноу-хау, торговые марки и т.п.; включение оговорок о формах инвестирования вкладов.
  • Применение соглашения к субъектам правоотношений сторон;
  • Сфера территориального применения соглашения;
  • Применение соглашения по времени;
  • Обусловленность общего правового режима для инвестирования – классическим считается «благоприятный и справедливый» режим, включающий в качестве элементов недискриминацию, обязанность государства-капиталополучателя защищать с «должным тщанием» иностранную собственность.
  • Положение о национальном режиме для инвестиций.
  • Оговорка о ежимее наиболее благоприятствуемой нации.
  • Оговорка о «предохранении права» - ее цель состоит в обеспечении действия любого более благоприятного режима. Вытекающего из других международных соглашений и обязательств или национального законодательства сторон.
  • Стабилизационная оговорка («дедушкина оговорка») – предусматривает на случай изменения законодательства сохранение условий, действовавших во время подписания соглашения или инвестиционного контракта.
  • Установление специфических стандартов, регулирующих режим инвестиций.
  • Условия о прекращении инвестиционного соглашения.
  • Условия о порядке рассмотрения споров. Как правило, предусматривается арбитраж ad hoc.
  • Суброгационные оговорки.


2. договоры об избежании двойного налогообложения – с их помощью достигается разграничение налоговой юрисдикции в отношении доходов и имущества.

3. договоры о поселении определяют правовой режим приема иностранных инвестиций и резидентов. Включая правила в отношении имущества иностранцев.

4. торговые договоры, договоры об экономическом и промышленном сотрудничестве.

5. соглашения о научно-техническом и военно-техническом сотрудничестве.

Б. Многосторонние международные договоры.

1. Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 года (Вашингтонская конвенция).

2. Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 года (Сеульская конвенция). В ней определены 3 обязательных признака инвестиций, а также некоммерческие риски, подлежащие страхованию.

3. Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС) в рамках ВТО.

4. Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности в рамках СНГ 1993 года.

5. Кодекс либерализации движения капиталов в рамках ОЭСР.

6. Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций в рамках АТЭС.

Единый инвестиционный кодекс Андской группы стран.

8. Интернационализация вопросов трансграничного движе­ния инвестиций.

В Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года зафиксированы следующие принципы: каждое государство имеет право «регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах действия своей национальной юрисдикции согласно своим законам и постановлениям и в соответствии со сво­ими национальными целями и первоочередными задачами. Ни одно государство не должно принуждаться к предоставлению льготного режима иностранным инвестициям».

Тенденция к унификации внутригосударственных инвестиционных режимов, к международно-правовой универсализации правил приема и защиты иностранных инвестиций находит свое проявление в со­здании различных национальных и многосторонних кодексов пове­дения и аналогичных актов.

Кодекс либерализации движения капиталов принят в свое время решением Совета ОЭСР. Он является обязательным для государств-членов, состоит из трех частей: обязательств государств-членов, в част­ности, не вводить новых ограничений на передвижения капиталов; порядка нотификации в случаях применения ограничительных мер (по соображениям безопасности, в связи с трудностями с платежны­ми балансами и т.п.); перечня инвестиционных операций, подлежа­щих либерализации.

В 1992 году МБРР принял Руководящие принципы в отношении режима иностранных инвестиций. В рамках Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 1994 году был принят Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций, в котором сформулированы, в частности, следующие принципы:

- недискриминационный подход к странам-донорам;

- национальный режим для иностранных инвесторов;

- минимизация ограничений;

- недопустимость экспроприации без компенсации;

- обеспечение регистрации и конвертируемости;

- устранение барьеров при вывозе капитала;

- избежание двойного налогообложения;

- соблюдение инвестором норм и правил страны пребывания;

- обеспечение въезда-выезда иностранному персоналу;

- разрешение споров путем переговоров либо через арбитраж. Кодекс АТЭС, по мнению специалистов, может быть использован

в будущем Всемирной торговой организацией (ВТО) для разработки универсального международно-правового режима МИО.

Наши рекомендации