Особые (свободные) экономические зоны

В современных условиях одним из важнейших способов привлече­ния иностранного капитала является создание свободных или особых эко­номических зон в различных формах. Хотя называться они могут по-разному (особые, специальные и т.д.), наиболее общим и распространен­ным их названием является понятие особая экономическая зона (ОЭЗ)– часть территории страны, на которой иностранным и отечественным предприятиям предоставляются особые льготные условия организации и деятельности.

Цели создания ОЭЗ:

- улучшение инвестиционного и предпринимательского климата;

- развитие экспортноориентированного производства;

- выравнивание условий межстрановой конкуренции;

- развитие наукоемких производств и коммерциализации научно-технических разработок;

- развитие депрессивных территорий (регионов).
По функциональным признакам и хозяйственной специализации вы­
деляют следующие типы ОЭЗ:

• зоны свободной торговли или торгово-складские зоны;

• промышленные или промышленно-производственные зоны;

• технико-внедренческие зоны (технополисы и технопарки);

• сервисные зоны или зоны услуг.

В 2005г. в мире насчитывалось 1200 ОЭЗ, в том числе 400 зон сво­бодной торговли, 300 промышленно-производственных зон, 400 технико-внедренческих и 100 сервисных зон.

Зоны свободной торговли создаются, как правило, в крупных транс­портных узлах для стимулирования внешнеторговой деятельности и пред­ставляют собой участки территории, которые рассматриваются как нахо­дящиеся за пределами государства. Это означает, что ввезенный на терри­торию зоны товар не подпадает под действие таможенного законодатель­ства до тех пор, пока он не будет готов для перемещения за пределы зоны – на таможенную территорию страны или на экспорт. Это наиболее про­стая организационная форма ОЭЗ. Примером микрозон такого типа явля­ются магазины Duty Free.

Промышленные или промышленно-производственные зоны соз­даются для развития производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Различают импортно-производственные зоны (ориентированы на внутренний рынок принимающей страны) и экспорт­но-производственные (производят товар для экспорта).

Технико-внедренческие зоны создаются для развития наукоемких производств и сферы услуг в области высоких технологий. Обычно они представляют собой территориально сгруппированную совокупность офисных и производственных помещений и научных лабораторий, предос­тавленных в прокат на льготных условиях компаниям, занятым коммер­циализацией перспективных технологических нововведений и идей.

Для успешного становления и развития таких зон необходимы сле­дующие условия: наличие в регионе престижного университета или друго­го научного центра с мощной исследовательской базой, наличие научного парка с повышенной концентрацией высокотехнологичных предприятий, доступ к источникам венчурного (национального и иностранного) капита­ла, благоприятные географические и климатические условия. Наиболее из­вестными примерами таких ОЭЗ являются технопарк Силиконовая долина в США и технополис Цукуба («город мозгов») в Японии.

Сервисные зоны специализируются, прежде всего, на банковской и страховой деятельности, а также на услугах в сфере туризма и отдыха. Разновидностью этих ОЭЗ являются оффшорные зоны, о которых подроб­нее будет рассказано в следующем разделе данной главы.

Каждому типу ОЭЗ соответствует определенный набор льгот и сти­мулов, включающий:

- внешнеторговые льготы и преференции, предусматривающие введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций;

- фискальные льготы, содержащие нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения пред­принимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, доход, стоимость имущества), отдельные ее компоненты (амортизацион­ные отчисления, издержки на заработную плату и транспорт), уровень на­логовых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогов;

- финансовые льготы, включающие различные формы субсидий, предоставляемых в виде установления низких цен на коммунальные услу­ги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, а также за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов;

- административные льготы, предоставляющиеся администрациями зон с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных видов услуг.

В России образование ОЭЗ началось в 90-е годы и характеризовалось следующими чертами:

- отсутствием четкого понимания целей и задач ОЭЗ;

- огромностью отводимых для ОЭЗ территорий (на долю формально созданных ОЭЗ приходилось более трети территории России);

- - бесконтрольной раздачей Правительством РФ льгот и привилегий ОЭЗ;

- - использованием ОЭЗ в сепаратистских целях.
К настоящему времени этот негативный опыт проанализирован и уч­
тен. Сейчас на федеральном уровне существуют 22 ОЭЗ (табл. 5.2).

- Таблица 5.2

- Особые экономические зоны по федеральному законодательству

-

Типы ОЭЗ Название Местоположение
Промышленно-производственные «Липецк» Липецкая область
«Елабуга» Республика Татарстан
Технико-внедренческие ОЭЗ в г. Санкт-Петербурге Первая очередь — участок «Нойдорф» Вторая очередь — участок «Ново-Орловский» Санкт-Петербург
ОЭЗ «Зеленоград» Первый участок — Москва промзона Алабушево Второй участок — МИЭТ
- «Дубна»

- Московская область

  ОЭЗ «Томск» Первый участок — Академ­городок Второй участок — Томскнефтехим» Томск
Туристско-рекреационные «Куршская коса» Калининградская область
«Новая Анапа» Краснодарский край
«Гранд Спа Юца» Ставропольский край
«Бирюзовая Катунь» Алтайский край
«Алтайская долина» Республика Алтай
«Байкал» Республика Бурятия
«Ворота Байкала» Иркутская область
Портовые Аэропорт Емельяново Красноярский край
Аэропорт Ульяновск-Восточный Ульяновская область
Морской порт Советская Гавань Хабаровский край.
Игровые «Азов-Сити» Ростовская область, Краснодарский край
«Сибирская монета» Алтайский край
«Янтарный берег» Калининградская область
«Приморская» Приморский край
Региональные та­моженные Калининградская область Калининградская область
город Магадан Магаданская область

- Большинство из них было организовано в соответствии с Федераль­ным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зо­нах в Российской Федерации» и Федеральным законом от 3 июня 2006 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых эконо­мических зонах в Российской Федерации"».

- Подтверждением того, что современный опыт создания российских

- ОЭЗ является более удачным, является тот факт, что в конце 2008 года Ли­пецкая область по инвестиционному рейтингу регионов РФ вышла на пер­вое место, опередив многолетнего лидера – Москву (см. главу 4 настояще­го курса лекций).

Наши рекомендации