Политика великих держав в Персии накануне первой мировой войны (1900-1914 гг, англо-русское соглашение)
Став в последней четверти 19 в. объектом ожесточенного соперничества России и Великобритании, Персия к концу столетия попала в полную экономическую зависимость от этих двух держав: англичане контролировали ее южные области, русские – северные и центральные. Угроза германского проникновения в Персию в начале 20 в. побудила бывших соперниц прийти к соглашению о разделе сфер влияния в Персии: по договору 31 августа 1907 зоной английских интересов был признан Юго-Восточный (Систан, восточная часть Хормозгана и Кермана и юго-восточные районы Хорасана), а российских – Северный Иран (Азербайджан, Курдистан, Зенджан, Гилян, Керманшах, Хамадан, Мазендаран, Столичная провинция, Семнан, часть Исфахана и Хорасана).
Британская и Российская империи стремились к возможно большему расширению своих сфер влияния. С началом ХХ века конкуренция Великобритании и России усилилась. Правительство России в 1903 году отказалось подписать договор о разделе сфер влияния в Персии, предложенный Великобританией. Более того российская сторона нарушила соглашение 1890 года, по которому ни одна из держав не могла получить от шаха концессию на строительство железных дорог. Но вопреки соглашению Россия провела железнодорожную колею Джульфа – Тебриз. Также русские инженеры модернизировали морской порт Энзели. Это вызывало недовольство и тревогу Великобритании. Но ещё большую тревогу и озабоченность правящих кругов Британской и Российской империи обусловило появление нового соперника на Среднем Востоке – Германии, экономическое проникновение которой в Персию с начала ХХ века постоянно возрастало. Напряжённую политическую и экономическую обстановку осложнило начало революции в Персии, которая во многом была вызвана экономической политикой соперничающих держав внутри страны.
Русско-Английское соглашение 1907 подписано в Петербурге 18(31) августа . Стороны пришли к соглашению по трём вопросам: о Тибете, Афганистане и Иране. По договору Иран был поделен на три зоны: русскую (южной границей являлась линия Касре — Ширин — Исфахан — Иезд — Зульфегар); английскую (к юго-востоку от линии Бендер-Аббас — Керман — Бирдженд — Гезик) и нейтральную (между английской и русской). Стороны взаимно обязывались не домогаться концессий в чужой сфере влияния и не вмешиваться в экономические и политические мероприятия, которые предпримет другая сторона. В случае невыполнения Ираном своих обязательств по задолженности перед Россией и Великобританией каждая из держав получала право финансового контроля над доходами Иранского правительства в пределах своей зоны влияния. Нейтральная зона оставалась открытым полем конкуренции для русских и английских капиталистов. Россия признала Афганистан лежащим вне сферы своих интересов. Великобритания дала обязательство воздерживаться от аннексий в Афганистане. Соглашение было важным этапом в создании империалистического блока, противостоявшего Тройственному союзу 1882, который возглавляла Германия. Оно было направлено и против национально-освободительного движения в странах Востока.
Но борьба за получение различных концессий, предоставление Персии частных и государственных денежных займов продолжалась, не ограничиваясь установленными зонами влияния. Помимо экономического противоборства двух держав существовало не менее острое соперничество за политическое влияние при шахском дворе. Стороны умело использовали стремление правящей Каджарской династии к личному обогащению в ущерб государственным интересам.
В 1910–1911 США предприняли попытку утвердить свое влияние в Персии, используя рост патриотических настроений во время Иранской революции 1905–1911, однако Россия и Великобритания совместными усилиями подавили революцию и вытеснили американцев из страны.
Действия России в Персии после подписания договора о разграничении сфер влияния вызвали ответные меры Великобритании, начавшей активный поиск рычагов противодействия дальнейшему распространению влияния соперника в регионе. Для этого умело использовались методы дипломатического давления на различных переговорах, особенно по вопросу о проливах. Правящие круги Британской империи попытались использовать проникновение Германии в регион Ближнего и Среднего Востока в качестве барьера для России. Во многом с этой целью 29 июля 1913 года между Британской империей и Оттоманской Портой было подписано соглашение, по которому одним из обязательств британской стороны являлся отказ от противодействия строительству германской железной дороги до Багдада. Вопрос о Персии вновь стал главным во время британо-российских морских переговоров в июне 1914 года. Переговоры были сложными. Ни одна из сторон не желала идти на уступки. Соперничество продолжалось.
Поражение революции и восстановление имперских позиций России и Англии в стране сыграло немалую роль в переориентации внешнеполитических симпатий иранцев. Как и в Турции, в Иране накануне мировой войны активно и весьма успешно действовала немецкая агентура, а официальная восточная политика кайзеровской Германии не уставала напоминать о своих симпатиях к миру ислама и даже о некоем родстве немецких потомков ариев с иранскими. Если принять во внимание, что Германия была едва ли не единственной из великих держав, почти не имевшей колоний и заметных сфер влияния, и что у нее не было сколько-нибудь существенных экономических позиций и интересов в самом Иране, то нетрудно заключить, что семена ее пропаганды имели немалые шансы дать хорошие всходы. Именно это и случилось в начале мировой войны.