Определение правового статуса субъектов
Субъектами ВЭС могут выступать российские и иностранные юридические лица, международные организации, российские граждане, предприниматели, иностранные граждане, либо лица без гражданства.
Отдельным субъектом может выступать государство.
Юридические лица субъекты ВЭС создаются на территории различных государств в соответствии с их национальным законодательством. Однако при осуществлении ВЭС часто возникает вопрос о признании права субъектности иностранных юридических лиц, о допуске его к осуществлению хозяйственной деятельности на территории конкретного государства и об условиях такой деятельности.
Правосубъектности иностранных юридических лиц на практике признается на основании двух и многосторонних договоров (конвенций). В торговых договорах и соглашениях заключаемых государствами и определяющих правосубъектность юридических лиц и граждан применяются 3 правовые системы;
1) Национального режима, при котором используется национальное законодательство, договаривающихся сторон.
2) Специального режима, при котором действуют условия международных торговых договоров и соглашений.
3) Режим, обоснованный на принципе наибольшего благоприятствования.
В связи с несколькими правовыми системами на практике, часто возникает необходимость установить, к какому государству принадлежит юридическое лицо и является ли оно юридическим по законодательству своего государства.
Международное частное право определяет личный статус юридического лица, устанавливающий объем правоспособности в зависимости от его государственной принадлежности, национальности.
Для определения национальности юридического лица разработаны различные критерии:
1 Закон «Инкорпорации», по которому национальность юридического лица определяется местом его учреждения, т.е. где юридическое лицо создано и утвержден его устав (США, Англия и т.д.)
2 Место нахождение, т.е. то место где находится правление этого юридического лица (главный офис)
3 Место деятельности юридического лица
4 Теория контроля, т.е. кто осуществляет контроль за деятельностью юридического лица
5 Сочетание вышеуказанных методов.
Во внешне-экономических связях принимают участие международные юридические лица, которые создаются на основе м/н договоров, или на основании внутреннего закона одной или двух и более стран на основе договора.
2. Иностранным юридическим лицам предоставлено право, открывать свои представительства и отделения в РФ, участвовать в создании и деятельности совместных предприятий, создаваемых на их основе консорциумов, разнообразных ассоциаций, АО, торговых домов; в качестве иностранных инвесторов создавать предприятия, полностью принадлежащие им, открывать свои филиалы.
Положение о порядке открытия и деятельности представительств инофирм утверждено ещё постановлением Совета Министерств СССР, которое предусмотрело, что инофирмы могут открывать свои представительства не иначе как с особого разрешения, выдаваемого в зависимости от характера деятельности инофирмы уполномоченным государственным органом.
Представительства инофирмы, открываются в целях эффективного содействия в реализации соглашений «О сотрудничестве в области торговли, туризма, гостиничного дела, иных областях хозяйственной деятельности, для расширения обмена экономической, коммерческой и научно-технической информацией, развитие торгово-экономических связей с российскими предприятиями».
Иностранным представительствам, открывающимся также для обеспечения выполнения коммерческих и иных сделок, оказывают эффективное содействие в развитии экспорта товаров и услуг, осуществления технического перевооружения и т.д.
Для того, чтобы открыть представительство, иностранное юридическое лицо подаёт соответствующий в аккредитующий орган письменное заявление в котором излагается цель, для осуществления которой инофирма просит открыть представительство. Даётся описание деятельности инофирмы и подробная информация о деловых связях в российских организациях и заключаемых соглашениях или коммерческих сделках с указанием предмета, суммы и срока действия соглашения или сделки, выполнению которых должны содействовать представительство, а также о перспективах дальнейшего сотрудничества.
К заявлению должны быть приложены официальные документы (устав фирмы, выписка из реестра).
В нотариальных копиях заверены в установленном порядке консульскими учреждениями РФ за границей, с переводом на русский язык, а также особые разрешения, сведения и документы, касающиеся деятельности иностранного юридического лица, если они необходимы.
До получения разрешения на открытие или продление срока деятельности своего представительства, иностранное юридическое лицо, уплачивает установленный сбор, квитанция об оплате прилагается к заявлению.
В разрешении на открытие представительства указывается;
- цель открытия представительства
- условия, на которых оно открывается
- срок, на который выдаётся разрешение
- число сотрудников представительства из числа иностранных граждан.
Представительство иностранного юридического лица считается открытым в стране с даты выдачи разрешения на его открытие. Разрешение теряет силу, если иностранная фирма не воспользовалась правом на открытие представительства течении 6-ти месяцев с даты выдачи разрешения.
Деятельность представительства инофирмы в нашей стране прекращается;
по истечению срока, на который было выдано разрешение и в том случае, если инофирма не обратилась с просьбой о продлении срока деятельности представительства.
в случае ликвидации инофирмы имеющей представительство в нашей стране.
в случае прекращения действия, заключаемого РФ с иностранным государством межправительственного соглашения, на основании которого было открыто представительство.
по решению аккредитующего органа в случае нарушения представительством условий, на которых инофирме разрешены его открытие и деятельность, либо нарушение российского законодательства.
по решению инофирмы, открывшей представительство.
3. Правовой статус торгового представительства за границей определяется законом СССР 1989г., в котором утверждено положение «о торговых представительствах СССР за границей».
Торговые представительства являются составными частями посольств и консульств за рубежом.
В странах, где нет торговых представительств, их задачи и функции выполняют торговые советники посольств. Все торговые представительства учреждаются на основе международных договоров.
Торговые представительства представляют интересы государства в странах пребывания по всем вопросам внешней торговли и других видов ВЭД. Они содействуют развитию ВЭС со странами пребывания. Они осуществляют контроль над соблюдением государственных интересов всеми российскими участниками ВЭД, координируют их деятельность в стране пребывания.
В задачу торговых представительств входит осуществление наблюдения за исполнением, заключаемых м/у государствами международных договоров.
Они также принимают участие в разработке и подготовке международных договоров и соглашений. В соответствии с возложенными на них задачами торгового представительства изучают общие экономические условия;
- планы и программы экономического развития
- валютно-финансовое положение стран пребывания их ВЭС
- законодательство в области экономической деятельности
- экологические нормативы
- конъюнктуру рынков товаров и услуг
- системы сертификации
- применение стандартов международных организаций
- качество и конкурентоспособность предоставляемых товаров и услуг, вносят предложения по повышению технического уровня и оснащённости российских предприятий и обеспечение конкурентоспособности.
Торговые представительства информируют учреждения и организации стран пребывания об экологических, социально-экономических и коммерческих условиях в своей стране;
- об изменении законодательства в области ВЭД
- содействуют проведению национальных торгово-промышленных выставок
- участвуют в их организации
- координируют работу международных выставок
Торговые представительства могут совершать от своего имени и от имени государства сделки и иные юридические акты, необходимые для осуществления возложенных на них задач, выступать в судах в качестве истца или представителя истца. В качестве ответчика торгового представительства могут выступать в судах лишь по спорам, выступающим по сделкам и иным юридическим актам, совершенных торговыми представительствами и только в тех случаях, когда государство в международном договоре или путём одностороннего заявления выразило согласие на подчинение своего торгового представительства суду страны пребывания по указанным спорам.
Торговое представительство не отвечает по обязательствам российских предприятий и организаций. По обязательствам торговых представительств несёт ответственность государство.