Принципы и методы обучения иностранным языкам

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ:

ХРЕСТОМАТИЯ

Правительство города Москвы

Департамент образования города Москвы

Гоударственное образовательное учреждение ВПО

Московский Городской Педагогический Университет

Институт иностранных языков

Факультет английской филологии

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ:

ХРЕСТОМАТИЯ

ЧАСТЬ 1

Под общей редакцией Н. В. Языковой

Москва

Учебное пособие «Теория и методика обучения иностранным языкам: хрестоматия» утверждено Ученым советом Института иностранных языков и рекомендовано к печати.

Рецензенты:

О.В. Афанасьева, д.ф.н. профессор МГПУ

Е.Г. Тарева, д.п.н., профессор МГЛУ

Теория и методика обучения иностранным языкам: хрестоматия.Учебное пособие. В 2ч. Ч.1./ Сост.: А.В. Большакова, Е.Ф. Иванова, Н.П. Серебрякова, И.Д. Трофимова, Н.В. Языкова/ Под общ. ред. Н.В. Языковой.

В хрестоматию включены наиболее значимые статьи и отдельные фрагменты из работ ведущих отечественных методистов и психологов по общим проблемам обучения иностранным языкам и методике формирования речевых навыков. Хрестоматия является компонентом учебно-методического комплекта по курсу «Теория и методика обучения иностранным языкам», предназначенного для студентов языковых вузов (факультетов), обучающихся по специальностям 031001 – филология и 050303 – иностранный язык

От составителей

Данная хрестоматия является компонентом учебно-методического комплекта по курсу «Теория и методика обучения иностранным языкам», предназначенного для студентов языковых вузов (факультетов).

В хрестоматию включены фрагменты из монографий и учебников ведущих специалистов по психологии (И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев, З.И.Клычникова) и методике обучения иностранным языкам (Л.В.Щерба, А.А.Миролюбов, И.Л.Бим, Е.И.Пассов, Г.В.Рогова, М.В. Ляховицкий, Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез, С.К.Фоломкина, И.Н.Верещагина, С.Ф. Шатилов, П.Б.Гурвич, Р.П.Мильруд и др.). Кроме этого в хрестоматию включены статьи по проблемам теории и методики обучения иностранным языкам, опубликованные в журнале «Иностранные языки в школе» до 1995 года. В связи с ограниченным объемом учебного пособия в хрестоматию не вошли многие работы, имеющие важное значение для теории и методики обучения иностранным языкам.

При отборе составители руководствовались двумя основными обстоятельствами:

  1. Соответствие материалов списку рекомендуемой литературы для основного и дополнительного чтения в рамках Стандарта высшего профессионального образования и программы курса «Теория и методика обучения иностранным языкам».
  2. Наличие (доступность) книг и учебников в библиотеках университетов и городов.

Большинство значимых научных и учебно-методических изданий прошлого столетия, превратились в библиографическую редкость и отсутствуют в фондах доступных научных городских и университских библиотек. А отдельные статьи, опубликованные в 70-е – 90-е годы в журнале «Иностранные языки в школе», полностью утрачены.

Хрестоматия представляет собой попытку рационализировать учебный материал, дополняя немногочисленные существующие учебники по психологии, теории и методике обучения иностранным языкам и учебное пособие «Иностранные языки: Теория и методика обучения» (Н.В.Языкова 2006, 2007) и дает возможность обеспечить самостоятельную работу студентов по курсу.

Отдельные статьи и фрагменты из монографий и учебников составителями сокращены, при этом логика и стиль работ полностью сохранены. При публикации отрывков из монографий и учебных пособий приводятся данные авторами подзаголовки.

В первую часть хрестоматии включены материалы по общим проблемам методики обучения иностранным языкам и по методике формирования речевых навыков у учащихся общеобразовательных школ.

Составители выражают надежду, что представленный в хрестоматии материал поможет студентам рационализировать и оптимизировать самостоятельную работу по курсу «Теория и методика обучения иностранным языкам» и явится средством стимулирования их научно-исследовательской и будущей профессиональной деятельности в области обучения иностранным языкам.

Оглавление

От составителей………………………………………………………………4

Оглавление……………………………………………………………………….6

Раздел 1. Общая методика

Тема 1

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ КАК НАУКА.

ПРЕДМЕТНО-ОБЪЕКТНАЯ ОБЛАСТЬ МЕТОДИКИ.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Бим И.Л. Рассмотрение объекта и предмета методики обучения иностранным языкам с позиций системно-структурного подхода….9

Бим И.Л. Понятие «Система обучения ИЯ»…………………………14

Ляховицкий М.В. Методы исследования в обучении иностранным языкам…………………………………………………………………..20

Тема 2

ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Зимняя И.А. Общая характеристика речевой деятельности………..39

Леонтьев А.А. Управление усвоением иностранного языка……….48

Бухбиндер В.А., Штраус В. Лингвистические основы методики… 54

Тема 3

ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Щерба Л.В.Практическое, общеобразовательное и воспитательное значение изучения иностранных языков…………………………….61

Бим И.Л. Интерпретация целей обучения ИЯ в средней школе на современном этапе. Их конкретизация применительно к обучению немецкому языку………………………………………………………74

Бим И.Л. Содержание обучения ИЯ в принципиальном плане и немецкому языку в частности………………………………………...90

Тема 4

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Пассов Е.И.Коммуникативный метод – средство обучения говорению………………………………………………………….101

Леонтьев А.А.Принцип коммуникативности сегодня…………..123

Бим ИЛ. Методы в узком смысле слова и приемы обучения иностранным языкам .......................................................................133

Тема 5.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Пассов Е.И. Методическое содержание урока иностранного языка………………………………………………………………..146

ТЕМА6

Наши рекомендации