Кейс № 6 Прямые иностранные инвестиции в Китае

С 1978г. Руководство Китая начало осуществление перехода от централизованно регулируемой к рыночной системе, параллельно поддерживая строгие политические рамки контроля Коммунистической партии. Стратегия включала ряд ключевых элементов: переход к фермерской системе хозяйствования (семейный подряд) в аграрном секторе взамен старого коллективизма; изменение системы управления на региональном уровне и в рамках отдельных предприятий, что позволяло создавать небольшие частные предприятия в сфере обслуживания и легкой промышленности; либерализация внешнеэкономической сферы. Результатом стало резкое увеличение с 1978 года объёма внутреннего валового продукта. Продукция сельскохозяйственной отрасли увеличилась вдвое в 80-е годы. В промышленности также наметился положительный рост, особенно в прибрежных районах Гонконга и территориях напротив Тайваня, где иностранные вложения дали толчок увеличению продукцию как внутренних, так и экспортных товаров.

Начавшись с небольших вложений, иностранные инвестиции достигли ежегодного среднего уровня в 2.7 миллиардов долларов в период 1985 – 1990 годов, а в 1997 году эта цифра составила 45.2 миллиарда долларов, сделав Китай вторым по масштабам реципиентом притока прямых иностранных инвестиций после США. Около 80 процентов инвестиций поступили от других азиатских государств, таких как Гонконг (который сейчас является частью Китая), Сингапур, Корея и Япония, и равное количество инвестиций поступило из США и стран Западной Европы. За последние 20 лет приток инвестиций стал результатом образования в Китае 145 000 иностранных предприятий с объемом капиталовложений на 216 миллиардов долларов. По некоторым оценкам, эти инвестиции способствовали 20 или 30 процентам экономического роста в Китае в конце 80-х и в течение 90-х годов. К 1996 году фирмы с иностранным капиталом создавали 12% промышленной продукции, концентрируясь на производстве игрушек, обуви, электроприборов и других секторах, требующих высокой концентрации труда.

Причина увеличения инвестиций очевидна. С населением в 1.2 миллиарда человек Китай представляет собой один из самых больших потенциальных рынков в мире. Таможенные пошлины затрудняют использование этого рынка для экспортных товаров, поэтому прямые иностранные инвестиции необходимы для использования огромного потенциала страны. Также сочетание дешевой рабочей силы и налоговых льгот, особенно для предприятий, расположенных в специальных экономических зонах, делает Китай привлекательным центром, из которого можно снабжать азиатский и мировые рынки экспортными товарами.

Что было не так очевидно, по крайней мере, вначале, так это то, как трудно было иностранным фирмам заниматься бизнесом с Китаем. Ослепленные размером и потенциалом китайского рынка, многие фирмы уделили недостаточно внимания на трудности, связанные с ведением бизнеса в этой стране, перед тем как непосредственно вкладывать деньги. Возможно в Китае и огромное население, но, несмотря на два десятилетия экономического роста это все равно очень бедная страна, в которой средний доход чуть превышает $700 в год. Отсутствие покупательской способности предполагает слабый рынок для многих западных потребительских товаров, начиная с автомобилей и заканчивая электроприборами. Другой проблемой является отсутствие развитой транспортной инфраструктуры или системы распределения. Пепси Кола обнаружила эту проблему в своем филиале в Chongqing. Расположенный высоко над рекой Yangtze в юго-восточной провинции Sichuan, Chongqing расположен в самом центре Китая. Муниципалитет Chongqing, включающий город и прилегающие к нему районы, населяет свыше 30 миллионов людей. По словам Стива Чена, управляющего филиалом Пепси Колы, отсутствие хороших дорог и системы распределения означает, что он может передать свою продукцию только половине этого населения.

Другой проблемой является высоко контролируемая среда, которая может сделать проблематичным осуществление бизнес-трансакций и изменения налоговых и уставных режимов. Например, в 1997 году китайское правительство внезапно отменило схему налоговых скидок, которая делала импорт капитального оборудования в Китай привлекательным. Открывать предприятия в стране сразу стало гораздо дороже.

Проблемой также является наличие достаточного количества квалифицированного персонала. Культурная революция породила поколение людей, у которых отсутствует базовое образование, которое на Западе считается само собой разумеющимся. Из-за прошлого страны очень небольшое количество местного населения понимает сложность управления современным промышленным предприятием. Также существуют проблемы с местными партнерами совместных предприятий, которые либо неопытны, либо авантюрны, либо действует в соответствии с разными целями. Один менеджер- американец, работающий в совместном предприятии, объяснил, что когда он уволил 200 человек, чтобы снизить затраты, его китайский партнер на следующий день принял их всех на работу обратно. Когда американец поинтересовался, почему их приняли на работу обратно, партнер, компания которого находилась в собственности государства, объяснил что, будучи государственным учреждением, они просто обязаны снижать уровень безработицы. Увеличившиеся инвестиции в прибрежные районы Китая также вызывают опасения. Серьезная способность производить больше необходимого сейчас принимает угрожающие размеры в определенных сферах, оказывая негативное влияние на цены и доходы.

Осознавая эти проблемы, западные предприятия замедлили уровень инвестиций в Китай в конце 1997 и начале 1998 годов. В июле 1997 года компания Крайслер объявила, что она закроет свой отдел сбыта в Пекине, из-за перезагруженности автомобильного рынка и меньшего чем ожидалось спроса на автомобили. Компания также заявила, что, продолжая работать на своем совместном предприятии в Шанхае по производству джипов, она больше не будет вкладывать деньги в экономику Китая. В то же время Caterpillar Inc. констатировала, что она закрывает свое совместное предприятие в Китае из-за небольшого спроса на двигатели, которые производились предприятием. Финансовый кризис, который пронесся по Азии в конце 1997 начале 1998 годов, значительно сократил поток инвестиций из других азиатских стран, которые исторически всегда являлись важным источником.

Что все это будет значить для долгосрочных притоков прямых иностранных инвестиций в Китай и для уровня долгосрочного роста, нужно будет смотреть позже. Китайское руководство пыталось использовать разные тактики, чтобы найти поддержку прямым иностранным вложениям. Правительство взяло на себя обязательство вложить более 800 миллиардов долларов в проекты по инфраструктуре в течение следующих 10 лет, что должно улучшить систему дорог в стране. Предоставляя преференциальные пошлины компаниям, вкладывающим деньги в определенные регионы, например, вокруг Chongqing, правительство стимулировало иностранные компании инвестировать внутренние территории Китая, где в настоящее время рынки не востребованы. Правительство также придерживалось макроэкономической политики, которая делает упор на устойчивый экономический рост, низкую инфляцию и стабильную валюту – все то, что привлекает инвесторов. Решая проблему нехватки квалифицированного персонала, в 1997 году правительство отдало распоряжение университетам открыть 30 бизнес школ, чтобы обучить китайское население базовым навыкам бухгалтерского учета, финансирования и управления человеческими ресурсами. Поэтому, хотя бум в Китае по притоку прямых иностранных инвестиций может немного утихнуть, страна, скорее всего, останется притягательной для иностранных инвесторов.

Вопросы:

1. Выделите аспекты положительные и отрицательные

аспекты инвестиционного климата Китая.

2. Какие меры предпринимало китайское руководство

для привлечения иностранных инвестиций?

3. Оцените китайский рынок с точки зрения иностранного

инвестора.


Наши рекомендации