Ам не обойтись без знака ударения в именах собственных
Согласитесь, как нередко оказываемся мы в состоянии внутреннего замешательства, боясь вслух прочитать ошибочно, например, такие фамилии: Иванов, Новиков, Александров, Козак, Федорин, Старшинови даже Ожегов. Причина этого смущения-дискомфорта ясна: это боязнь обидеть человека, исказив звучание, а стало быть, и название того, что ему свято, – имя его рода-племени. Это сфера тонкой этики, где, может быть, и нечаянно затронуто нечто сокровенное в душе человека. А можно ли этим пренебрегать? Ответ же на извечный русский вопрос «Что делать?» содержится в заголовке статьи: нам не обойтись без знака ударения в некоторых русских фамилиях. Технически при нынешнем размахе компьютеризации сделать это очень просто. Однако психологические и организационные трудности предстоит преодолеть существенные. Главное, к счастью, уже преодолено. «Правила русской орфографии и пунктуации» не против такого новшества: пожалуйста – ставьте ударение, если желаете. Но как преодолеть косность, рутину и консерватизм? Мается человек, обижается, что частенько неверно «ударяют» его в родной фамилии. А посмотришь к нему в визитную карточку, которую он сам для себя заказал, и видишь, что про ударение-то он и позабыл. Исполнители-печатники визитки сделали бы, конечно, карточку с ударением, и, глядишь, число ошибающихся пошло бы резко на убыль.
Часто задаётся вопрос: а как же с правилами постановки ударения в фамилиях? Они ведь существуют. Верно, есть такие, но эти правила имеют такое огромное число исключений, что правилами их в полной мере назвать никак нельзя. И здесь самое верное руководство к действию – это спросить самого представителя рода-племени-фамилии: а как однозначно правильно должна произноситься его фамилия? Его ответ и будет единственно верным ответом на поставленный вопрос, даже если это будет вопреки правилам.
Первые издания словаря Сергея Ивановича Ожегова выходили с ударением в его фамилии на титульном листе: «Ожегов». Он, наслушавшись, как коверкается его фамилия и как преподаватели стыдят студентов, ошибающихся в этом, настоял, чтобы она шла с ударением на титуле словарей. И вдруг в последние годы ударение исчезло. Оказывается появилось «правило»: на титульных листах ударение не ставить.
До войны чемпионом мира по шахматам был именно А.А. Алехин, а не Алёхин. В пятом классе я за одной партой сидел с Васей Ковалевым, а совсем недавно увидел на бейджике продавца газет – «Семенов». Осторожно его выспросил и прочитал вслух «Семенов». Он обрадовался: «Вы, наверное, первый, кто верно меня назвал. Говорят Семёнов, а мы-то – Семеновы». Посо-ветовал ему поставить заметный знак ударения. Он быстро смекнул и стал отстёгивать табличку.
Итак, к чему я призываю знатоков, занимающихся антропонимикой? Настала пора, и, повторяю, этому способствует компьютеризация – ввести за правило постановку ударения в проблемных фамилиях.Часть из них перечислена выше. И начать желательно с самих себя. Заказываешь визитку, попроси поставить ударение, что ты Данилов , Дашков, Ог ольцев, Кул иков, Александров .Пишешь заявление в паспортный стол, чтобы тебе поменяли паспорт, то просишь в нём поставить ударение, что ты Иван овили Новиков, а вовсе не Ивановили Нов иков. И для этого случая в паспортном столе должно иметься соответствующее распоряжение администрации, подтверждающее правомерность просьбы заявителя. Подаётся заявление о приёме ребёнка в первый класс – ударение из заявления родителей переходит в список учащихся 1 «А» класса, что принята Анна Левонтина и с этой фамилией и с этим ударением она дойдёт до 11 класса и получит аттестат зрелости тоже с ударением Левонтина! А теперь о собственных названиях географических объектов – топонимах. И в том числе названиях улиц, площадей, вокзалов, станций метро и т.п.
В центре Москвы, при выходе из метро «Китай-город», укреплена на стене бронзоваядоска, на которой отлито «ВАРВАРСКИЕ ВОРОТА». Читаю: «Варварские ворота». В чём дело? Начинаю лихорадочно размышлять. Нужно было прочесть «Варварские». И вот почему. С 1514 года стоит поблизости от этой площади храм Святой Варвары Великомученицы, и в честь Её в 1538 году были названы ворота, сооружённые в стене Китай-города. Да все ли это знают? И народ ждёт, когда наверху дадут команду поставить знак ударения: «Варварские ворота».
В очередной раз становится очень горько. Ведь есть особенности нашей орфографии, о которых совершенно не задумываются власти, а также те, кто пишет, например, дорожные указатели и указатели названий улиц, вокзалов, станций метро. Как и откуда появляются уродливые «Мневники» (Хорошево-Мневники), вместо единственно правильного: Хорошёво-Мнёвники. Ведь именно так написано в официальном «Классификаторе названий в городе Москве». А искажать его («Классификатор») означает нарушать государственную дисциплину. Заметим, кстати, что совсем недавно появились огромные точки над крышей Савёловского вокзала и стал он именно САВЁЛОВСКИМ! И это легко сделал начальник вокзала, осознав, что руководить «ошибочным» вокзалом нелепо и смешно. А уютно ли себя чувствуют работники станции метро «Планёрная»? Ведь в том же «Классификаторе» их станция, а также прилегающая улица, платформа электричек и ручей названы Планёрными. Да, да, ручей Планёрный! И это всё из-за аэродрома, с которого взлетали в 30-е годы XX века планёры. И это название никакого отношения не имеет к Планам пятилеток.
Нельзя оставить без значка ударения или точек над Ё такие надписи на дорожных указателях: Ложки, Райки, Жестылево, Мерелево, село Трехдневои др. Вообразим, что подумает о властях население? И не пора ли написать на дорожном указателе: город Балашиха! Глядишь – и приживётся верное произношение.
Сотни и сотни подобных нелепостей мы встречаем на российских дорогах. И нельзя оставаться равнодушными. Ведь это ведёт к подрыву и разрушению нашего великого достояния и наследия – Русского Языка.