Ритм и Метр. обозначение длительностей нот и пауз
Ритмические организации звуков. сильная и слабая доля. такт.
Тактовая черта. размер 2/4, 3/4, 4/4. приёмы дирижирования
Цель: ознакомление с компонентами метроритма и особенностями их применения в музыке.
Звуки мелодии различаются между собой не только по высоте, но и по длительности. Мы слышим то долгие, то короткие звуки. Длительность звуков обозначается при помощи заполнения пустого овала, а также добавления к нему вертикальной палочки (штиля) и хвостиков (флажков).
1 – флажок, 2 – штиль, 3 – головка
Пустой овал обозначает целую ноту:
Пустой овал со штилем обозначает половинную ноту:
Чёрный заполненный овал со штилем – четвертную ноту:
К восьмой ноте добавляется один флажок:
К шестнадцатой – 2 флажка:
Целая нота равна по длительности двум половинным, половинная – двум четвертным, четверть – двум восьмым, восьмая – двум шестнадцатым:
Чередование различных длительностей называется ритмом.
Ноты можно записывать по-разному:
Правописание штилей (вверх и вниз) зависит от положения ноты на нотном стане: если нота располагается ниже 3-ей линейки нотного стана, то штиль пишется справа вверх, а если нота находится выше 3-ей линейки, то штиль пишется слева вниз:
Перерыв в звучании называется паузой.
Продолжительность пауз измеряется такими же длительностями, как и звуки:
Метр, такт, размер
В музыке звуки организованы во времени. Чередование звуков равными по времени долями образует равномерное движение (как говорят, пульсацию). Доля (в музыке) — элементарная единица музыкального метра. В этом движении звуки некоторых долей времени выделяются ударениями. Такие ударения называются акцентами.
Доли, на которые приходятся акценты, называются сильными долями.
Доли, не имеющие акцентов, называются слабыми долями.
Последовательность чередования сильных и слабых долей в различных произведениях является неодинаковой.
Для выделения сильной доли ставится тактовая черта (вертикальная черта на нотном стане). Часть музыкального произведения от одной сильной доли до другой (от одной тактовой черты до другой) называется тактом:
На рисунке показаны четыре типа тактовых черт:
Равномерное чередование сильных и слабых долей называется метром.
Метры и такты различают двухдольные (одна доля сильная и одна слабая), трёхдольные (одна сильная и две слабые доли) и др. Метрические доли всегда выражаются определённой длительностью ( , , и т.д.).
Выражение долей метра определенной длительностью называется размером.
В нотном письме размеры обозначаются двумя цифрами. Они помещаются при ключе после знаков альтерации и ставятся одна под другой. Верхняя цифра означает количество долей в такте, нижняя – длительность каждой доли.
Например: размер 2/4 означает, что в каждом такте две доли, размер 3/4 – три, и каждая доля в них равна четверти.
Двухдольные размеры: 2/2, 2/4, 2/8.
Трёхдольные размеры: 3/2, 3/4, 3/8.
Это простые размеры (имеют одну ударную долю, один акцент).
Существуют и более сложные размеры: 4/4, 6/4, 6/8, 9/4, 9/8, 5/4, 12/8 и др.