Предлоги, управляющие двумя падежами
К этой группе относятся следующие предлоги: an, auf, hinter, in, neben, über, unter, vor, zwischen
Эти предлоги управляют винительным (Akkusativ) и дательным (Dativ) падежами. Падеж, которым управляет тот или иной предлог зависит от смыслового контекста.
Если речь идёт о действии, имеющем цель или направление (предложение отвечает на вопрос wohin? "куда?"), то предлоги этой группы употребляются с винительным падежом — существительное или местоимение, обозначающие цель этого действия стоят в винительном падеже
Например:
Er schreibt das Wort an die Tafel (Akkusativ) — Он пишет слово на доске "в классе"
Das Buch ist hinter das Bücherregal (Akkusativ) gefallen — Книга упала за книжный шкаф
Er setzte sich neben mich (Akkusativ) — Он сел рядом со мной
Если речь идёт о месте действия (предложение отвечает на вопрос wo? "где?") или четко определённом промежутке времени, то предлоги этой группы употребляются с дательным падежом
Например:
Das Wort steht an der Tafel (Dativ) — На доске написано слово
Das Buch liegt hinter dem Bücherregal (Dativ) — Книга лежит за книжным шкафом
Er sitzt neben mir (Dativ) — Он сидит рядом со мной
In einem halben Jahr (Dativ) sehen wir uns wieder — Через полгода мы увидимся снова
Поскольку большинство из предлогов данной группы встречаются и в высказываниях, относящихся не только к месту или времени действия, то помимо вышеприведенного правила для каждого из предлогов существуют свои правила управления падежом в зависимости от окружающего смыслового контекста. В целом, эти правила аналогичны предыдущим: при описании действия целенаправленного после предлогов данной группы стоит дополнение в винительном падеже, если группа слов с предлогом служит своеобразной целью данного действия. В остальных случаях эти предлоги, как правило, управляют дательным падежом. Но, в отличие от первого правила, это правило весьма приблизительно
Например:
In ihrer Angst (Dativ) sprangen einige Seeleute ins Wasser (Akkusativ) — Поддавшись своему страху некоторые моряки прыгнули в воду (здесь целью действия является "ins Wasser", и поэтому обстоятельство действия "in ihrer Angst" стоит в дательном падеже)
Neben seinen physikalischen Forschungen (Dativ) schrieb er auch Gedichte — Наряду со своими физическими исследованиями он также писал стихи (речь не идёт о цели действия)
Предлоги, не требующие после себя строго определенного падежа
Предлоги als и wie не требуют после себя какого-либо определённого падежа. Существительные и местоимения после них склоняются также, как и члены предложения, к которыми они относятся.
Например:
Ich kannte ihn schon als Student (Nominativ) —Я знал его еще когда сам был студентом ( Ich = Student)
Ich kannte ihn schon als Studenten (Akkusativ) — Я знал его еще когда он был студентом ( ihn = Student)
Если после предлога стоит наречие или не субстантивированное прилагательное без определяемого существительного или местоимения, то ни один из предлогов не требует какого-либо падежа после себя
Например:
Ich halte ihn für begabt — Я считаю его одарённым
Wir gehen nach vorn — Мы идём вперёд
Если два предлога стоят рядом, то управляющим является последний из них, находящийся ближе всего к соответствующему существительному или местоимению. Таким образом, первый предлог не требует какого-то определенного падежа после себя. Это относится ко всем предлогам
Например:
Wir fuhren bis zu dem Haus
Wir fuhren bis vor das Haus
Оба предложения переводятся на русский язык одинаково: "Мы подъехали к дому", — но в первом случае управляющим предлогом является zu, который вне зависимости от контекста требует после себя дательный падеж, а во втором случае - предлог vor, стоящий перед членом предложения обозначающим цель действия, и поэтому, требующий после себя существительное в винительном падеже. При этом первый предлог bis, в других условиях, требующий вне зависимости от контекста винительный падеж, никакого влияния на падеж существительного не оказывает.
Глагол (Verb)
Глагол обозначает действие, состояние или процесс.
Например:
Das Mädchen schreibt (девочка пишет). Der Junge schläft (мальчик спит). Es regnet (идет дождь).
Глагол спрягается: изменяется по лицам и числам, временам, наклонениям, имеет залог. Спрягаемые формы глагола называют личными формами или финитными формами. Глагол также имеет три основные формы: инфинитив (Infinitiv), претеритум (Präteritum) и причастие II (Partizip II).
Например:
malen — malte — gemalt; rufen — rief — gerufen.
От этих трёх основных форм образуются все глагольные формы немецкого языка. Глагол состоит из основы и окончания.
Например в инфинитиве: lach-en, geh-en, les-en, folge-n, brödel-n, meißel-n.
Спряжение глаголов
В немецком языке различают слабые и сильные глаголы, которые спрягаются по-разному. При спряжении всегда меняется окончание глагола. Все слабые глаголы спрягаются одинаково. Они образуют самую многочисленную группу глаголов немецкого языка. Сильные глаголы образуют свои формы по особым правилам, часто с изменением корневого гласного. Это немногочисленная группа глаголов, которую следует выучить наизусть (все три основные формы). Таблицы неправильных глаголов приведены в любом хорошем словаре и учебнике грамматики
Спряжение слабых глаголов в настоящем времени (Präsens)
Формы Präsens слабых глаголов образуются от основы глагола с помощью личных окончаний.
Личные окончания в Präsens:
Лицо | Единственное число | Множественное число |
-e | -(e)n | |
-(e)st | -(e)t | |
-(e)t | -(e)n |
Общий случай:
lachen
Лицо | Единственное число | Множественное число |
ich lache | wir lachen | |
du lachst | Ihr lacht | |
er sie lacht es | sie lachen |
Глаголы с основой на -d, -t, -n, -m (кроме -ln, -lm, -rn, -rm) имеют перед окончанием -st, -tгласную -е:
arbeiten, begegnen
Лицо | Единственное число | Множественное число |
ich arbeite; begegne | wir arbeiten; begegnen | |
du arbeitest; begegnest (!) | Ihr arbeitet; begenet (!) | |
er sie arbeitet; begegnet (!) es | sie arbeiten; begegnen |
Но:
lernen, filmen
Лицо | Единственное число | Множественное число |
ich lerne; filme | wir lernen; filmen | |
du lernst; filmst | Ihr lernt; filmt | |
er sie lernt; filmt es | sie lernen; filmen |
У глаголов с основой на -s, -ß, -z, -x, во 2-м лице единственном числе выпадает -s в личном окончании:
reisen, grüßen, übersetzen
Лицо | Единственное число | Множественное число |
ich reise; grüße; übersetze | wir reisen; grüßen; übersetzen | |
du reist; grüßt; übersetzt (!) | Ihr reist; grüßt; übersetzt | |
er sie reist; grüßt; übersetzt es | sie reisen; grüßen; übersetzen |
Если инфинитив глагола оканчивается на -eln, основа глагола теряет в 1-м лице единственного числа -e- и 1-е и 3-е лицо множественного числа образуются с помощью окончания -n.
lächeln, klingeln
Лицо | Единственное число | Множественное число |
ich lächle; klingle(!) | wir lächeln; klingeln (!) | |
du lächelst; klingelst | Ihr lächelt; klingelt | |
er sie lächelt; klingelt es | sie lächeln; klingeln (!) |
Если инфинитив глагола оканчивается на -ern, 1-е и 3-е лицо множественного числа образуются с помощью окончания -n и в 1-м лице единственного числа в разговорной речи допускается использование формы когда основа глагола теряет -e-
rudern
Лицо | Единственное число | Множественное число |
ich rudere / rudre(!) | wir rudern (!) | |
du ruderst | Ihr rudert | |
Er sie rudert es | sie rudern (!) |
Вышеприведенные правила охватывают все случаи спряжения слабых глаголов