Формы двустороннего и многостороннего международного регулирования инвестиционной деятельности
Результатом политики либерализации и роста объемов международного движения капитала является следующая совокупность наиболее распространенных документов по международному регулированию иностранных инвестиций:
• на двустороннем уровне – соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций, а также договоры о ликвидации двойного налогообложения;
• на многостороннем уровне – принципы приема ПИИ, разработанные Международным банком реконструкции и развития (МБРР) совместно с Международным валютным фондом (МВФ); Соглашение Всемирной торговой организации (ВТО) об инвестиционных мерах, связанных с торговлей (TRIMS); методические рекомендации Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) по оценке эффективности инвестиционных проектов и др.;
• в рамках отдельных отраслей мировой экономики – договор энергетической хартии (ДЭХ), распространяемый на топливно-энергетический комплекс.
После ратификации и вступления в силу подобных соглашений, содержащиеся в них правовые нормы становятся частью национальной правовой системы государств, подписавших соответствующие документы. Более того, во многих странах (в частности, в нашей стране) правовые нормы подписанных и ратифицированных международных соглашений приобретают приоритет по сравнению с аналогичными актами национального права. Конечная цель мирового сообщества – заключение всемирного инвестиционного соглашения, которое могло бы выполнять роль международного инвестиционного кодекса и заменить те же двусторонние соглашения. Но пока перспектива такого документа весьма неопределенна, так как трудно соединить в одном соглашении интересы и позиции различных стран, участвующих в международном сотрудничестве. Поэтому значение указанных выше соглашений будет расти, а их содержание будет совершенствоваться.
Важным инструментом регулирования иностранных инвестиций являются двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций.Число таких соглашений непрерывно возрастает. В 1980 году заключено 181 соглашение, в начале 2000 года – уже 1856. Эта тенденция характерна и для России. 14 таких соглашений было подписано в периодСССР, и затем Российская Федерация в период 1999 – 2000 года заключила ещё 39 соглашений. Впервые такого рода соглашения начали применяться ещё в 40-е годы ХХ века и сначала в отношениях между развитыми странами, а затем уже и развивающимися странами, и странами с переходной экономикой.
Соглашения носят рамочный характер, однако в них конкретно прописывается следующее:
- правила и условия допуска и осуществления иностранных инвестиций, имеющие целью их контроль, регулирование и даже запрет принимающей страной;
- режим функционирования иностранного капитала, чаще национальный, чем наибольшего благоприятствования;
- нормы защиты иностранных инвестиций от возможной экспроприации или национализации, которые сводятся к соблюдению законности этих процедур, а также к быстрой и достаточной выплате компенсации, соответствующей справедливой рыночной стоимости тех активов, которых лишается иностранный инвестор;
- гарантии беспрепятственного перевода за границу платежей в связи с инвестиционной деятельностью. Поводом для таких платежей является репатриация капитала и (или) прибыли, а также текущие платежи в рамках этой деятельности. Могут оговариваться допустимый срок задержки платежей и ограничения в отношении перевода доходов, если страна-реципиент имеет проблемы с валютой;
- порядок урегулирования споров между субъектами экономики
страны-реципиента и иностранными инвесторами. Как правило, этот по
рядок предполагает обращение по поводу спорной ситуации не в суды
страны-заемщика, а в международные инстанции.
Вторым важным инструментом двустороннего международного регулирования иностранных инвестиций являются договоры о ликвидации двойного налогообложения.Их распространенность обусловлена огромным ростом объемов ПИИ в последнюю четверть ХХ века. К концу 1999 года в мире было 1982 таких договора, причем только за 1999 год их число увеличилось на 109 соглашений, в которых участвовали 88 стран. Из договоров, заключенных в 1999 году, 27% составили соглашения между развитыми и развивающимися странами, 26% – между развивающимися, 19% - между развитыми, 12% - между развивающимися и странами Центральной и Восточной Европы, 4% - между странами Восточной и Центральной Европы.
Основными целями заключения договоров являются:
- устранение двойного налогообложения; т.е. обложения налогом
прибыли иностранного инвестора на территории страны размеще
ния его филиала или совместного предприятия и на территории
страны его происхождения;
- предотвращение уклонений и избежания от налогообложения;
- распределение налоговых прав между договаривающимися государствами;
- предотвращение налоговой дискриминации.
При заключении таких договоров есть потребность обеспечения баланса между интересами принимающей страны и страны, осуществляющей инвестиции. Перед принимающей стороной стоит задача найти оптимальный баланс между стремлением получить определенную долю фискальных поступлений с филиалов иностранных компаний и поддержанием благоприятного налогового климата, привлекательного для инвесторов. При этом предполагается, что долгосрочные выгоды для неё (рост объема производства, занятости, приток новых технологий) могут быть достаточно велики, чтобы компенсировать налоговые послабления, предоставленные иностранным инвесторам. В то же время, интересам страны-экспортера капитала отвечает максимизация конкурентных позиций компаний-резидентов на внешних рынках.
Договоры о ликвидации двойного налогообложения содержат следующие сведения:
• констатацию целей заключения договора и определение сферы его применения как в отношении физических и юридических лиц, так и в отношении специфических налогов;
• детальное изложение правил применения договора к различным категориям имущества и доходов;
• стандарты рассмотрения случаев трансфертного (внутрифирменного) ценообразования в случае товаропотоков между филиалами компаний;
• принцип недискриминации налогоплательщиков по национальному признаку, а также правила взаимопомощи и обмена информацией между налоговыми службами;
• изложение процедуры урегулирования споров;
• в отдельных случаях – оговорки о взаимопомощи налоговых служб при сборе налогов.
В международной практике используется два метода, исключающих двойное налогообложение:
- метод налоговых вычетов: сумма прибыли, полученной филиалом в принимающей стране, не включается в расчет налоговых обязательств материнской компании в стране базирования;
- метод налогового кредита: сумма налогов, уплаченных в принимающей стране, вычитается из суммы налоговых обязательств в стране базирования. Применяется в России.
Основное различие между этими методами состоит в том, что в первом выгоды от налоговых стимулов, предоставляемых принимающей страной для привлечения иностранных инвестиций, полностью достаются ин вестору. При использовании второго метода сэкономленную часть налоговых платежей инвестор должен будет выплатить (в случае репатриации прибыли) в стране базирования.
Принципами приема ПИИруководствуются практически все развитые страны, устанавливая для иностранных инвестиций национальный режим. Целью соглашения TRIMSявляется защита интересов иностранных инвесторов на территории принимающей страны от следующих дискриминационных мер:
- требования к покупке или использованию в процессе производства предприятия с иностранным участием конкретных товаров отечественного происхождения в определенных объемах или стоимости (требования «местного компонента»);
- требования, чтобы закупка или использование импортных товаров увязывались с объемом или стоимостью экспорта местной продукции (требования в отношении сбалансированности торговли);
- ограничение импорта товаров для целей производства путем увязки с объемом валютных поступлений за счет данного предприятия (ограничение доступа к иностранной валюте);
- ограничения экспорта в размере фиксированного объема или доли производимой предприятием продукции.
Применение этих мер запрещается независимо от того, являются ли эти меры обязательным условием создания предприятия с иностранным участием или их соблюдение необходимо для получения каких-либо льгот (в виде субсидий или взаимного освобождения от налогов). Временно отступать от положений TRIMS разрешается развивающимся странам в той мере, в какой такие отступления допускаются другими статьями, например, в случаях охраны здоровья и жизни населения, национальной безопасности и качества платежного баланса.
Методические рекомендации ЮНИДО по оценке эффективности инвестиционных проектовопределяют принципы формирования участниками этих проектов бизнес-планов и методы оценки эффективности предлагаемых решений. Единообразный подход к решению этих вопросов во многом ускоряет процесс согласования инвестиционных решений между различными сторонами и обеспечивает сопоставимость получаемых оценок.
Договор ДЭХвступил в силу в 1998 г. и в настоящее время ратифицирован 44 странами, среди которых все страны ЕС и остальной Европы, а также отдельные страны СНГ, Австралия, Турция, Япония и др. Договор обеспечивает юридическую защиту компаний и организаций при вложении ими капитала в топливно-энергетические комплексы зарубежных стран, а также при торговле и транзите энергетических ресурсов.
Россия активно участвует в разработке и заключении двусторонних и многосторонних соглашений, касающихся регулирования международныхпотоков капитала. Сегодня капиталовложения в Россию осуществляют субъекты более чем из 100 стран, однако соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций заключены только в 58 из них, причем многие еще от имени СССР. Это, в основном, соглашения с промышленно развитыми странами, которые являются главными инвесторами в российскую экономику. Участие России в многосторонних соглашениях описано в следующем пункте данного раздела.