Вопрос 21. Иммунитет государства и его виды
Гос-ва в качестве субъекта МЧП часто становятся участниками гражданско-правовых отношений международного хар-ра. Гос-во, заключая какие-либо сделки на территории иностранного гос-ва, пользуется особым правовым режимом. Согласно данному правовому режиму гос-во, его соб-сть, сделки с его участием не подчиняются власти этого иностранного гос-ва, т. е. его юрисдикции. Следовательно, особенность правового режима государства как участника международной частноправовой деятельности заключается в его иммунитете от иностранной юрисдикции.
Для понимания иммунитета необходимо отметить, что юрисдикция бывает полная и ограниченная.
Полная юрисдикция – гос-во обладает властью предписывать определенное поведение всем находящимся на его тер-рии и обеспечивать любыми средствами реализацию своих предписаний.
Ограниченная юрисдикция – гос-во обладает властью предписывать определенное поведение, но оно ограничено по определенным причинам в использовании средств для обеспечения реализации своих предписаний.
Иммунитет – это право гос-ва на освобождение от юрисдикции другого гос-ва, т. е. право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов гос-ва.
Иммунитет – частичный отказ гос-ва от осуществления своей территориальной юрисдикции, т. е. отказ от применения принудительных мер своими судебными, административными и иными органами.
В последней четверти XX в. некоторые гос-ва стали принимать законы об иммунитете. Первый закон «Об иммунитетах иностранных гос-в» был принят в США в 1976 г. В 1978 г. в Великобритании был принят акт об иммунитете гос-ва и т. д.
В тех гос-вах, где не создавалось отдельного закона об иммунитете, нормы о нем содержались в других законодательных актах.
В РФ специального закона об иммунитете нет, однако нормы об иммунитете закреплены в ГК.
Так, на основании ст. 127 ГК РФ особенности ответственности РФ и суб. РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юр. лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете гос-ва и его соб-сти.
А в соответствии со ст. 1204 ГК РФ к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом с участием гос-ва, правила распространения действия коллизионных норм применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом.
Иммунитет гос-ва от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:
1) судебный иммунитет – неподсудность гос-ва суду иностранного гос-ва, т. е. ни один иностранный суд не вправе принудительно осуществлять свою юрисдикцию по отношению к другому гос-ву, не вправе привлечь иностранное гос-во в качестве ответчика, третьего лица. Гос-во может выступить ответчиком в иностранном суде, но лишь в добровольном порядке;
2) иммунитет от применения мер по предварительному обеспечению искаозначает, что суд, рассматривающий частноправовой спор с участием иностранного гос-ва, не вправе принимать любые меры по предварительному обеспечению иска, поскольку такие меры носят принудительный характер;
3) иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения – т.е.в отношении гос-ва, его собс-сти не могут быть применены какие-либо принудительные меры по исполнению иностранного судебного решения, даже если гос-во добровольно приняло участие в иностранном судебном процессе;
4) иммунитет собственности государства - означает правовой режим неприкосновенности государственной соб-сти, находящейся на тер-рии иностранного гос-ва. Соб-сть гос-ва пользуется иммунитетом независимо от наличия судебного разбирательства и даже в том случае, если находится во владении лица, не обладающего иммунитетом. Не допускается проверка принадлежности имущества, находящегося во владении гос-ва, если это гос-во делает соответствующее заявление.
5) иммунитет сделок государства. Сделки, заключенные гос-вом с иностранными физ. лицами и юр. лицами, должны регулироваться правом этого гос-ва, если только сами стороны не договорятся о применении иностранного права. В принципе особое положение гос-ва как участника международных хозяйственных связей выражается в том, что к обязательствам гос-ва может применяться только его право, кроме случаев, когда гос-во прямо выразило свое соглашение на применение иностранного права. Поэтому правоотношения по договору гос-ва с иностранной компанией или иностранным гр-ном регулируются внутренним зак-вом гос-ва – стороны в договоре, а не законодательством другого гос-ва или международным правом, если договором не предусмотрено иное.
Вопрос 22. Коллизионные вопросы права собственности.
ГП классифицирует объекты вещного права, определяет правовое положение вещи в зависимости от принадлежности ее к определенному виду, устанавливает содержание права соб-сти и других вещных прав, порядок возникновения и прекращения этих прав, причем эти многочисленные вопросы по-разному решаются в праве разных гос-в, что порождает многообразные коллизии, когда вещные отношения выходят за рамки одного гос-ва.
К середине XlX в. сложились две системы перенесения права собственности: консенсуальная– английское и французское право, и система традиции – германское право.
Для перенесения права соб-сти по консенсуальной системе достаточно было иметь согласие сторон, для традиционной требовалось иметь совокупность двух юр. фактов: согласие сторон и фактическую передачу вещи.
В Кодексе Наполеона определяется, что переход права соб-сти осуществляется в силу самого соглашения, это означает, что переход имеет место незамедлительно, когда между продавцом и покупателем заключен договор купли-продажи.
Настоящая концепция в общей форме находит свое отражение в английском законе о продаже товаров 1979 г. Английское право является системой, которая придерживается правила, в соответствии с которым право собственности переходит, когда договаривающиеся стороны намереваются его перенести. Если намерение сторон не ясно, судья прибегнет к критерию «толкование намерения сторон», согласно этому критерию английское право оказывается смешанной системой, не строго придерживающейся правила о соглашении сторон.
Старейший коллизионный принцип – закон места нахождения вещи – предписывает применение права того гос-ва, где находится вещь. Служит исходным началом почти для всех коллизионных норм ГК РФ, определяющих право, применимое к праву соб-сти и другим вещным правам на имущество.
Под правом страны, где им-во находится (п. 1 ст. 1205 ГК РФ), имеется в виду фактическое, действительное место нахождения соответствующего имущества вне зависимости от места нахождения соб-ка данного имущества, от того, где выданы или находятся правоустанавливающие документы на это имущество, от того, в какой стране данное имущество взято на учет или зарегистрировано (исключение составляют суда и космические объекты, подлежащие государственной регистрации).
Характерной чертой современного вещного статута является его единство, поскольку он распространяется на любое имущество. Сфера применения весьма обширна. Прежде всего, вещным статутом регулируется юр. квалификация вещи, т. е. движимая/недвижимая, делимая/неделимая, главная и принадлежность, оборотоспособная и изъятая из оборота.
Закон места нахождения вещи также определяет основания возникновения, изменения и прекращения права соб-ти и иных вещных прав.
В соответствии с п. 1 ст. 1206 ГК РФ возникновение и прекращение права соб-ти и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права соб-ти и иных вещных прав.
Из общего правила есть три признаваемых во многих государствах исключения:
1) касается вещи в пути: при установлении вещного статута берется либо место отправления, либо место назначения вещи;
2) касается водных, воздушных судов, космических объектов: их вещный статут определяется чаще всего местом регистрации;
3) касается имущества ликвидированного юр. лица: статут определяется личным законом юр. лица.