Парадигма. Грамматическая категория
Практические задания
1.Составьте парадигматические ряды из следующих словоформ, укажите, если такие представлены, полные парадигмы.
Русск.:а) кочерыжка, спящего, веники, простой, спят, кочерыжкой, упростить, спящим, проще, кочерга, простейший, спящими, о кочерыжке, самый простой, более простой, кочерыжки, кочерыжке, веник, кочерыжку.
б) семи, логово, партитура, укромный, всемером, логовище, семью, укромного, семь, партитурный, логова, семеро, седьмого, партитур, логовом, укромному, седьмой.
в) ползет, рыбака, мог, хитер, можем, ползу, хитрее, рыбаки, мочь, рыбный, хитрейший, могучий, рыбак, ползаем, оползень, рыбачить, хитрый, могущий, полз, хитрить, могли, хитрого, польза, могли, рыбаками, хитрец;
г) о петельке, меня, послезавтра, петелька, дочь, нас, петля, завтракать, дочерями, мы, завтракал, дочерний, петельку, буду завтракать, дочерью, нам, я, петелькам, завтрашний, петельки, дочери, мною.
Англ.:а) a bee, escaped, being, to be, have escaped, bees, to escape, was, have been, escaping, were, will be, escapade.
б) master, hear, clean, mastering, heard, hearing, master’s, cleaner, masters, cleaning, hereafter.
в) to lose, season, make, loser, seaside, lost, made, making, see, loose, sea, remake, seasons.
2.Завершите ряд соответствий между грамматическими формами и их кодовыми обозначениями.
Слон n(NmSg) Слоны n(NmPl)
Слона n(GmSg) Слонам n(DmPl)
Слону n(DmSg) Слониха n(NfSg)
Слона n(AmSg) Слонихе _______
Слоном n(ImSg) Слонихам _______
о Слоне n(LmSg) _________ n(IfSg)
Объясните значение каждого кодового обозначения данной
парадигмы: n - ?, N…L - ?, m - ?, f - ?, Sg - ?, Pl - ?
3.Исходя из логики заданных последовательностей, придумайте русскоязычные примеры, иллюстрирующие следующие кодовые обозначения:
n(NfPl), n(GfPl), n(LfPl), n(NmSg).
Какие из приведенных ниже форм иллюстрируют кодовое обозначение n(AmSg): Зазноба, кота, города, воина, специалиста, рана, дела, тишина, террариума, пешехода.
Какие из приведенных ниже форм иллюстрируют кодовое обозначение n(NfPL): Крокодила, швабра, облака, камни, сени, капли, жабы, жабры, столы, крысы.
Какие из приведенных ниже форм иллюстрируют кодовое обозначение n(LfPl): городах, компаниях, окнах.
4.Сколько парадигм и сколько лексем представлено в следующем списке словоформ? Распределите слова по парадигмам и лексемам.
Русск.:бегу, читаешь, спали, плачет, ем, сел, скачет, встаем, хотят, живешь, будете, пишут, бегаю, сидите, рисую, степью, летит, дарю, прыгал, бежал, читал, книгу, стене, пером, бродим, поет, веришь, летаю, рычат, люблю, ходили, таскают, бежали, ехал, слышим, ручьи, сплю, спать, книгой, степи, летели, беги, читаешь, обедаешь, воробьев, перья, спим, стенам, лечу, степями, книги, спали, воробьи, перьев, спи, обедаете, бежите, стеной, ручей, степей, летят, перо, воробья, книга.
Англ.:go, I, she, child, was, man, went, gone, me, men, are, going, my, children, were, us, mine, childhood, is, her, be.
Лат.:orno, teream, tegebam, audies, suspico, frendui, fractum, cepi, utor, fertis, pati, dedi, traditum, terreant, ornabunt, tactum, disco, venire, scivi, audiemus, ornabor, gaudeamus, dividunt, metiri, dicebat, seretis, terret, loqui.
5.Какой из приведенных ниже рядов форм не является грамматической парадигмой? Мотивируйте свой ответ.
а) Земля – земли; б) красивый – красивая – красивое; в) лежал – лежу – буду лежать; г)голова – головной – головня; д)знаешь – знай – знал бы; е) грибы – грибов – грибам – грибы – грибами – о грибах; ж) светлый – светлее – светлейший.
6.Верны ли приведенные ниже утверждения? От чего зависит появление двусмысленных случаев, отмеченных звездочкой?
а) Слово «сани» не имеет числовой парадигмы.
б) Слово «бетон» не имеет числовой парадигмы.
в) Слово «лыжи» не имеет числовой парадигмы.
г) Слово «любовь» не имеет числовой парадигмы.
д) Слово «сени» не имеет числовой парадигмы.
е) Слово «краснота» не имеет числовой парадигмы.
ж) Слово «апартаменты» не имеет числовой парадигмы.
а) Слово «слепой» не имеет родовой парадигмы.
б) Слово «прихожая» не имеет родовой парадигмы.
в) Слово «ловкий» не имеет родовой парадигмы.
г) Слово «мороженое» не имеет родовой парадигмы.
д) Слово «гостиная» не имеет родовой парадигмы.
е) Слово «ласковая» не имеет родовой парадигмы.
ж) Слово «второе» не имеет родовой парадигмы.
а) Слово «пальто» не имеет падежной парадигмы.
б) Слово «его» не имеет падежной парадигмы.
в) Слово «зло» не имеет падежной парадигмы.
г) Слово «строже» не имеет падежной парадигмы.
д) Слово «строгий» не имеет падежной парадигмы.
7.Приведены праславянские реконструкции грамматических форм и их русские эквиваленты:
*Ved-o-n веду *Pros-i-on прошу
*Ved-e-si ведешь *Pros-i-si просишь
*Ved-e-Ø ведет *Pros-i- Ø просит
*Ved-o-mos ведем *Pros-i-mos просим
*Ved-e-te ведете *Pros-i-te просите
*Ved-e-ntis ведут *Pros-i-ntis просят
Определите, какие служебные морфемы выделяются в праславянских и современных русских формах, за счет каких праславянских грамматических средств (суффиксов, флексий) оформилось современное противопоставление глаголов по спряжению и какой процесс изменения морфемной структуры слова произошел в данных формах на протяжении истории русского языка.
Установите русские соответствия для праславянских форм: *Zna-jesi, *Dvig-ne-te, *Dvig-no-n, *Zna-jo-n.
Вопросы по теме «Парадигма. Грамматическая категория»
1. Дайте определение грамматической формы слова, используя термины “грамматическое значение” и “грамматическое средство”.
2. Почему один из элементов структуры слова может быть назван “грамматическим показателем”?
3. Что такое нулевой грамматический показатель?
4. В чем разница между синтетическими и аналитическими грамматическими формами?
5. Что является грамматическим показателем в аналитической форме?
6. Дайте определение грамматической категории, используя термин “грамматическая форма”.
7. В каком отношении находятся друг к другу грамматические формы одной и той же категории?
8. Как объяснить несовпадение грамматических категорий тождественных разрядов слов в разных языках?
9. Что такое категориальное значение?
10.Что такое категориальный показатель?
Части речи
Практические задания
1.На основании общности какой или каких грамматических категорий мы относим к одной части речи следующие слова?
Русск.:а) лошадь, погода, рабочий, Осло, вуз, такси; б) мог, осознает, будет посещать, рисовала, съешьте, печь, хотел бы; в) натощак, затемно, исподтишка, слева, по-хорошему, без устали, вдоль; г) красен, бестолковый, теплейший, голодный, седой; д) двое, семьдесят, девятьсот пятый, три; е) их, я, мой, весь, который, нечто; ж) бодрящий, окрашенный, прописан, евший; з) или, словно, потому что, не то чтобы…, а как будто бы.
Англ.:а) smallness, wind, driver, reason; б) cold, reasonable, easiest; в) have, had, drive.
2.Сколько разных частей речи представлено в следующем ряду форм? Мотивируйте свой ответ.
Русск.:а) хитрый, являться, переехал, проще, понятный, изречь, сухому, трансатлантические, лисий, расскажет, кравчий, сушить; б) голый, высочайший, легок, понят, наивный, традиционен, лучший, шедший; в) смешно, нарочно, зло, критически, невпопад, водопад, внутрь, топь.
Англ.:а) birth, youth, teeth, beneath, south; б) pharaoh, richness, liability, stand, conversation; в) accept, relax, choose, were, sleep, try.
3.Объясните, почему формы “купленный, ставший, разбитый” мы относим к одной части речи, а формы “знакомый, жареный” - к другой?
4.Объясните, почему формы “купил, любил, узнал, устал” мы относим к одной части речи, а формы “устало, нагло, тепло” - к другой?
5.Объясните, почему формы “сотый, сто, двенадцать, тысяча девятьсот восемьдесят пять ” мы относим к одной части речи, а формы “тысяча, сотня, тридцатка” - к другой?
6.Определите, к каким частям речи относятся выделенные формы:
Русск.:а) Человек! – это великолепно, это звучит гордо. б) В комнате накурено и сыро. в) Вновь в ожидании набега хоронят по лесам добро. г) Мал, да умел не по летам: с пятилеток умел куропатку камнем сшибить.
Англ.:а) This be the verse you grave for me. б) It was not a bound that she was prepared to break and certainly not for a perfect stranger. в) They will never reach London before dark. г) I can’t stand the whole time here – the stand doesn’t seem to be dependable enough.
7.Объясните, на каком основании следующие формы мы называем а) существительными.
Русск.:военный, тысяча, зло, учитель, ученый, молодость, шило, рабочий, гостиная, стена, новизна, зодчий, ребенок, канапе, Осло, Канада, тюль.
Англ.:the poor, government, hundreds, easiness, the love, the native, length, university, whites, the wounded, ability, connection, the advice.
Лат.:lex, civitas, leo, anser, miles, labor, mos, hiems, mare, guttur, nomen, tempus, cornu, luna, ration, saxum, ars.
б) глаголами.
Русск.:постой, стекло, бежать, буду знать, лезь, мог, смеется, споришь, знал бы, пью.
Англ.:to love, satisfied, came, to demonstrate, lead, led, share.
Лат.:dixi, orno, audis, usus, metior, scriptum.
в) прилагательными.
Русск.:белый, новее, самый простой, строжайший, выше, красен, откровенный, жженый.
Англ.:beautiful, capable, lucky, easier, cool, senseless, dark, smartest, actual, active, evident.
8.В следующих предложениях определите частеречную принадлежность всех форм, укажите, какие признаки совпадают и какие – не совпадают в тождественных частях речи в русском и английском языках. Есть ли несовпадения между частями речи в разных языках?
Русск.:Пожилой водитель улыбнулся, не отрывая глаз от дороги, и кивнул. Разговор иссяк. Полина отвернулась к окну и промолчала до самого города.
Англ.:The elderly driver has smiled, not tearing his eyes off from a road, and has noded. The conversation has run low. Poline has turned away to a window and has kept silent till they were up to the city.
9.Во всех ли случаях выделенные в тексте формы можно отнести к одной и той же части речи (подчеркнутые формы – к причастию, выделенные курсивом – к наречию)? Мотивируйте свой ответ.
Русск.:Подводя итоги развития лингвистической науки в конце нашего столетия, ученые обращаются к истокам идей, разрабатывавшихся в течение века, то есть избранных в качестве предмета изучения еще лингвистами восемнадцатого столетия. Очень часто представление о первых попытках решения актуальных и сейчас проблем современной лингвистики связано с именами представителей Казанской лингвистической школы. Одним из выдающихся представителей этой школы был Н.В.Крушевский. Р.О.Якобсон в своем предисловии к польскому изданию избранных работ Н.В.Крушевского писал об ученом, что “он оставался недооценен и полузабыт и в польской, и в русской, и в международной научной печати”. Действительно, о Крушевском писали меньше, чем о Бодуэне и Соссюре. Но даже в немногочисленных высказываниях о нем теоретическое наследие его оценивалось высоко, а среди авторов критических разборов его исследований мы находим имена выдающихся российских и европейских ученых. Вклад Крушевского в развитие лингвистической мысли не меньше, если не больше, чем любого из названных выше ученых.
10.Во всех ли случаях выделенные в тексте формы можно отнести к одной и той же части речи (подчеркнутые формы – к глаголу)? Мотивируйте свой ответ.
Англ.:After returning from a theatre we have had supper and went to sleep. Unfortunately, nobody made up his mind to set up an alarm clock. Thus, my sleep did not interrupt till eleven o'clock in the morning, when my colleagues, concerned with my absence, started knocking at the door.
11.Сравните приведенные ниже ряды форм, укажите, какие из них представляют собой полные парадигмы:
1. Море Сани Думаю Понятный
Моря Саней Думаешь Понятного Себя
Морю Саням Думает Понятному Себе
Море Сани Думаем Понятного Себя
Морем Санями Думаете Понятным Собой
Море Санях Думают Понятном Себе
2. Голос Голос Охотник Кошка Стар
Голоса Голоса’ Охотники Кошки Стара
Голосу Кошке Старо
Голос Кошку
Голосом
Голосе
12.В каждом приведенном ниже отрывке текста содержится 10 местоимений. Верно ли это утверждение?
Русск.:Любые учебные пособия, предназначенные для будущих специалистов, отражают научную позицию своих составителей, их понимание ряда явлений, которое может не совпадать с “традиционным” толкованием фактов. Как правило, пособия указанного назначения ориентированы на определенные теоретические труды, обосновывавшие ту или иную точку зрения. Причем каждое теоретическое построение этого порядка может в прикладной работе рассматриваться критически, даже если автор пособия разделяет саму точку зрения “теоретика” на все освещаемые теорией и затрагиваемые в его (автора) учебном пособии вопросы.
Англ.June, of course, had not seen this, but, though not yet nineteen, she was notorious. Had she not said to Mrs.Soames – who was always so bautifully dressed – that feathers were vulgar? Mrs.Soames had actually given up wearing feathers, so dreadfully downright was dear June! These misgivings, this disapproval and perfectly genuine distrust, did not prevent the Forsytes from gathering to old Jolyon’s invitation. Never had there been so full an assembly, for mysteriously united in spite of all their differences, they had taken arms against a common peril.
13.Определите частеречную принадлежность выделенных слов в следующих контекстах. Имеют ли выделенные слова омонимические формы, относящиеся к другой части речи? Ответ мотивируйте.
Русск.:За лесом грянуло “ура”! Россия начала войну, будучи неподготовленной к ней. Невидимые невооруженным глазом микроогранизмы.
Англ.We met at the Mall’s center. One should focus on his material. Birds of a feather flock together.
Вопросы по теме «Части речи»
1. По каким признакам устанавливается принадлежность слова к той или иной части речи?
2. Перечислите признаки имени существительного как части речи.
3. Перечислите признаки имени числительного как части речи.
4. Перечислите признаки глагола как части речи.
5. Перечислите признаки причастия как части речи.
6. Перечислите признаки союза как части речи.
7. Чем объяснить наличие “промежуточных случаев” в системе частей речи в пределах одного языка?
8. Почему части речи в разных языках не всегда совпадают?
Синтаксис
Практические задания
1.Распределите данные словосочетания а) по структурным типам; б) по семантическим типам.
Интерес к музыке; брат товарища; родной дом; ярко блестит; сорвала цветок; скрипач из Москвы; некто в сером; рисует мастерски; скрывать тревогу; лунной ночью; пробудить интерес; заниматься спортом; прогулка верхом; женщина с ребенком; нечаянное открытие; неожиданно открывшаяся; жажда славы; охота странствовать; учиться в школе; коричневый с искрой; один из них; сократить вдвое; бежали врассыпную; чай вприкуску; право на отдых; слепой от ярости; колонна демонстрантов; плакать от радости; зимний вечер; сделать впопыхах; отворить дверь; душа нараспашку; спящая красавица; пора вставать; рокот волн.
2.Укажите, какими средствами связаны друг с другом выделенные слова, предварительно сгруппировав их в двучленные словосочетания:
1) Не знаю, слышали ли вы, что в больших городах в кубическом метре воздуха находится около сорока тысяч разных бактерий, а в лесах в каждом кубическом метре их всего двести - триста, а то и меньше. Там вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха, городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. Кто испытал это на себе, кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчетной радости и силы, охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов. (К. Паустовский)
2) Не могло быть никакого сомнения в том, что на этой длинной гряде камней, к которой шторм нес клипер с ужасающей быстротой, он разобьется вдребезги, и нет никакой надежды спастись среди водяных громад беснующегося моря. Казалось, сама смерть уже глядела с бесстрастной жестокостью на эту горсть моряков из рокочущих, веющих ледяным холодом, высоких свинцовых волн, которые бешено скачут вокруг, треплют бедный клипер, бросая его с боку на бок, как щепку, и вкатываются своими верхушками на палубу, обдавая ледяными брызгами. Матросы снимали фуражки, крестились и побелевшими устами шептали молитвы. По некоторым лицам текли слезы. Один, совсем молодой матрос, добродушный, веселый парень, попавший прямо от сохи на корабль и страшно боявшийся моря, вдруг громко ахнул, захохотал безумным смехом и, размахивая как-то наотмашь руками, подбежал к борту, вскочил на сетки и прыгнул в море. (Стан.)
3.На основании чего можно установить грамматические значения выделенных слов и определить их синтаксические связи с другими словами?
1. Мы сели в такси, в такси было тепло и уютно. 2. Мальчику купили новое пальто, пальто висело на гвоздике. 3. Ночь сменяет день, день сменяет ночь. 4. Знание обогащает опыт, опыт обогащает знание. 5. Танк обстрелял дзот, дзот обстрелял танк.
4.Почему при переводе на английский и французский языки не сохраняется структура следующих русских предложений:
1. Странная это была история. 2. Пришли мы туда уже к рассвету. 3. Этого вопроса я не понимаю. 4. И сладкая возникнет вдруг печаль.
5.Сколько разных словосочетаний можно образовать с выделенными словами в пределах предложения? Какие формальные средства для этого используются?
1. Мне приснилось небо Лондона. 2. Часто наблюдаемые факты не объясняются. 3. Молодые ссорятся часто и не всегда по делу. 4. Мой товарищ встречал брата с сестрой. 5. Румяной зарею покрылся восток.
6.Данные словосочетания разбейте на три группы в зависимости от вида синтаксических отношений между компонентами: а) согласование; б) управление; в) примыкание. Укажите, какими средствами осуществляются в них эти связи. Какие выводы можно сделать, сравнивая результаты разбивки словосочетаний в русском и изучаемом языках?
Русск.:упасть навзничь; совет отца; вчера утром; девочка из легенды; вернуться домой; дело чести; горные вершины; построить дом; прийти на праздник; вечерний звон; мчаться стремглав; любить человека; достояние народа; лелеять мечту; безмерно счастливый.
Англ.:depends on you; come here; Mary's brother; look at me; these books; go away; black table; a book cover; his answer; read a letter; nice of you; a running boy; bad manners; speak loudly.
Лат.:patria nostra, incolae insularum, viam monstrare, patent portae, libenter legere, vive valeque, veiu ad me, fortiter pugnare, mea culpa, puer miser, in errore perseverare, dura lex, terra Romanis, pallida mors, honeste vivere, liberos educare, divisa in partes, lupus in fabulis.
7.Нижеследующие словосочетания переведите на изучаемый язык и сопоставьте средства синтаксической связи, используемые в двух языках, для выражения тождественных синтаксических отношений. Совпадают ли виды синтаксических отношений между компонентами тождественных словосочетаний в этих языках? Какие выводы о различиях в грамматическом строе этих языков можно сделать на основе сопоставления?
Открытое окно; (тезис) в чем-то сомнительный; воля к жизни; узнал случайно; мужичок в сапогах; вошли в комнату; делаем вывод; посмотрел на ребенка; жду тебя; (лекцию) перенесли на среду; жду с нетерпением; ели из котелка; кошелек из кожи; купаться в реке; бежать стремглав; группа рабочих; взглянул на меня; мнение друга; (что-то) стряслось с ним; запчасть от механизма; (ночь) прошла незаметно; зимняя пора; встретил друга; бочка с водой; вешние воды; право на труд; рассказать о работе; любовь отца.
8.Найдите в тексте и охарактеризуйте простые предложения согласно классификации.
Полк князя Андрея был в резервах. Не сходя с места и не выпустив ни одного заряда, полк потерял третью часть своих людей. Князь Андрей, точно так же как и все люди полка, нахмуренный и бледный, ходил взад и вперед по лугу подле овсяного поля от одной межи до другой, заложив назад руки и опустив голову. Делать и приказывать ему нечего было. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряды смыкались. Ежели отбегали солдаты, то они тотчас же поспешно возвращались. Сначала князь Андрей, считая своей обязанностью возбуждать мужество солдат и показывать им пример, прохаживался по рядам; но потом он убедился, что ему нечему и нечем учить их. Все силы его души, точно так же как и каждого солдата, были бессознательно направлены на то, чтобы удержаться только от созерцания ужаса того положения, в котором они были. Он ходил по лугу, волоча ноги, шаршавя траву и наблюдая пыль, которая покрывала его сапоги; то он шагал большими шагами, стараясь попадать в следы, оставленные косцами на лугу, то он , считая свои шаги, делал расчеты, сколько раз он должен пройти от межи до межи, чтобы сделать версту. Изо всей вчерашней работы мысли не оставалось ничего. Он ни о чем не думал. Он прислушивался усталым слухом все к тем же звукам, различая свистенье полетов от гула выстрелов, посматривал на приглядевшиеся лица людей первого батальона и ждал. «Вот она... эта опять к нам! - думал он, прислушиваясь к приближавшемуся свисту чего-то из закрытой области дыма. - Одна, другая! Еще! Попало...» он остановился и поглядел на ряды. «Нет, перенесло. А вот это попало.» И он опять принимался ходить, стараясь делать большие шаги, чтобы в шестнадцать шагов дойти до межи. Свист и удар! В пяти шагах от него взрыло сухую землю и скрылось ядро. Невольный холод пробежал по его спине. Он опять поглядел на ряды. Вероятно, убило многих; большая толпа собралась у второго батальона (Т.).
9.Распределите приведенные ниже сочетания (синтагмы) на обладающие предикативностью и лишенные ее.
Никто не спорит; в молодом возрасте; силы в избытке; не шалит здоровье; играть в шахматы; значительно легче; бездна вариантов; проанализировал дома; немалая часть; нашел ответ; четкий план; стабилизировал положение; разочарованный поворотом событий; допустил ошибку; ошибка объяснима.
Вопросы по теме «Синтаксис»
1. Объясните разницу между синтагматическими и парадигматическими отношениями. Какие свойственны явлениям языка, какие — явлениям речи?
2. Что такое словосочетание?
3. Чем словосочетание отличается от предложения?
4. Какие типы словосочетаний вам известны — по их структуре и по характеру смысловых отношений между компонентами?
5. Какими внешними средствами могут связываться компоненты словосочетания?
6. Перечислите основные виды синтаксических отношений и определите их сущность.
7. Какие виды синтаксической связи осуществляются при помощи словоформ?
8. В чем состоит отличие согласования от управления? Что между ними общего? Какие разновидности управления вам известны?
9. Каковы основные функции порядка слов?
10. Какова роль интонации для осуществления синтаксической связи слов?
11. Какими средствами осуществляется примыкание?
12. Приведите известные вам определения предложения, сопоставьте их содержание. Какие аспекты и свойства предложения затрагивает каждое из них? Как они связаны друг с другом? (Таких определений должно быть не менее трех.)
13. Перечислите основные свойства предложения, отличающие его от других структурных единиц языка.
14. Что такое предикативность? Из каких элементов состоит понятие «предикативность»? Приведите примеры предикативных и непредикативных синтагм с тождественным лексическим содержанием. Чем выражается предикативность?
15. Объясните, как вы понимаете коммуникативную функцию предложения. Объясните соотношение коммуникации и информации.
16. Как вы понимаете выражение «законченность мысли», содержащееся в школьном определении предложения?
17. С реализацией каких функций языка связано предложение?