Неделя 2. Почему мы забываем новые слова и что с этим делать
День, не потраченный на изучение иностранного языка,
потрачен на его забывание.
Последние несколько дней Антон активно занимался французским языком. Время действительно стало появляться, и заставлять себя садиться за обучение больше не приходилось. Он нашел хороший фонетический курс и пытался отрабатывать непривычные новые для него звуки. По совету Дмитрия, вначале он просто слушал небольшие диалоги. Слушал многократно, стараясь понять все нюансы языка, непривычные звуки, которые, ему раньше никогда не удавалось различить. После такого настойчивого прослушивания, он ознакамливался с текстом и переводом. В произношении Антон старался добиться максимального сходства с диктором, и не прекращал работу с диалогом, пока не был полностью доволен, тем что слышал от себя.
За эти дни Антон заметил значительный прогресс в произношении и ему очень хотелось поделиться своими успехами с новым учителем. У него также возникла масса вопросов в процессе обучения, на которые скорее хотелось получить ответ.
Наш герой решил учить не менее 30-ти новых слов каждый день. До работы он обычно добирался на автобусе. Удобно устроившись на последнем сиденье, он достал учебник французского языка. Сегодня Дмитрий обещал рассказать ему кое-что интересное. Ему не терпелось поскорее с ним увидеться и узнать очередной секрет. Дорога до работы занимала полчаса. Раньше он обычно слушал музыку или просто смотрел в окно и мечтал. Но теперь Антон решил потратить это время с пользой и повторить слова, которые он учил на днях. Но каково же было его удивление и разочарование когда он начал просматривать эти слова. Оказалось, что большую часть он так и не смог вспомнить. Было ощущение, что некоторые слова он видит впервые. Антон с досады хотел было закрыть книжку, но в последний момент вспомнил о своей француженке и снова принялся восстанавливать в памяти забытые слова. За эти 30 минут он как раз успел все повторить, но задался вопросом, почему на это ушло так много времени и почему некоторые слова напрочь забылись. Выйдя из автобуса с этим непониманием, Антон увидел вдалеке знакомую фигуру Дмитрия и решил догнать его, чтобы пожаловаться на свою память.
- Это нормально, - удивил Антона своим ответом Дмитрий. - Ты знаешь, было бы странно, если бы ты их все помнил. Просто при изучении этих слов ты не воспользовался всеми возможностями своего мозга. Представь, что у тебя есть машина, но ты не знаешь, как работает третья и четвертая передача, и мало того, даже не подозреваешь, что они у тебя есть. Ты ездишь на первой и второй и жалуешься что у тебя такая медленная машина. То же самое и с твоей памятью. Она у тебя хорошая, просто ты не знаешь, как ей правильно пользоваться. К сожалению, люди рождаются без инструкции к своему мозгу.
- И что мне нужно делать, чтобы расширить свои возможности?
- А вот это правильный вопрос. К сожалению, у меня сейчас не будет времени тебе это объяснить. Но я знаю человека, который это сделает даже лучше меня. Ты знаешь Лидию Сергеевну, нашего психолога?
- Да, она меня тестировала при приеме на работу. Очень приятная женщина.
- Вот и отлично. Подойди к ней, она тебе все подробно расскажет.
В этот день Антону пришлось изрядно побегать с бумагами по офисному зданию. Чтобы не тратить время он решил по пути зайти к Лидии Сергеевне и пригласить ее составить ему компанию за обедом. Она с удовольствием согласилась. У Антона даже сложилось впечатление, что она ждала его визита. И уже через пару часов Лидия Сергеевна увлеченно рассказывала ему, как работает наша память и как сделать так, чтобы слова запоминались надолго, а не на один день.
- Большинство людей думает, что память это просто запоминание информации. На самом деле у нее есть три составляющих:запоминание, хранение и воспроизведение. Поэтому, если мы правильно запомним и будем правильно хранить нужные нам сведения, только в этом случае мы сможем безошибочно их вспомнить. Запоминал ты правильно, но ты не знал законов хранения информации. Мозг невероятно умный и органичный. Большинство информации, которая в него поступает только один раз, считается потенциально ненужной. Для того чтобы показать мозгу, что эти данные для нас важны их нужно повторять. А если этого не сделать, то через день ты сможешь вспомнить менее половины, а к концу недели почти ничего не вспомнится.
Чтобы информация хорошо закрепилась ее нужно повторить несколько раз. Эти повторения не займут много времени. Но если пропустить хотя бы одно из них, то информацию придется учить заново. Психологи даже рассчитали время каждого повторения. Давай я тебе покажу.
Лидия Сергеевна начала рисовать график на салфетке:
- Это кривая забывания, немецкий психолог Эббингауз построил ее более ста лет назад. Если ты учишь иностранные слова, то их обязательно нужно повторять. Первое повторение нужно сделать сразу же после запоминания. В этом случае твои слова продержатся в голове еще около суток. Второе повторение желательно сделать в тот же день, в крайнем случае - на следующий день. И тогда ты будешь помнить эти слова около недели. К концу недели связи, которые создал мозг, постепенно начнут разрушаться и нужно будет сделать третье повторение. Ну и последнее повторение нужно сделать через месяц. Каждое повторение должно занимать 10 процентов времени от первоначального запоминания, на которое мозг тратит больше всего энергии. Но если ты пропустишь хотя бы одно из них, то тебе придется потратить почти столько же времени, как и в первый день, когда ты только начал их учить. Кроме этого, прибавь к этому неприятное чувство, когда нужно делать все заново. Но если ты все правильно сделаешь, то можешь быть уверен, что вспомнишь эти слова и через много лет.
Антон вспомнил свои ощущения в автобусе. Теперь он понял, почему некоторые слова казались новыми, хотя он учил их всего 4 дня назад. Он не сделал первое повторение сразу после запоминания, а также пропустил повторение через день. А вместо этого начал учить новые слова, которые, скорее всего уже тоже начали забываться.
- Получается, что для каждого слова будут свои дни, в которые их нужно повторять. Я за последние дни пытался выучить почти 100 слов, но невозможно же уследить какое слово когда повторять. А через неделю-две вообще будет путаница.
- Совершенно верно, - согласилась Лидия Сергеевна. – Я тебе назвала идеальный вариант повторения. К этому нужно стремиться. Но на практике так никогда не получается. Лично я поступаю вот каким образом.
Лидия Сергеевна полезла в свою сумочку и достала оттуда небольшую стопочку карточек размером примерно пять на пять сантиметров.
- Смотри! Каждое иностранное слово я записываю на отдельную карточку. На другой стороне я пишу перевод, а иногда возле перевода еще и рисую небольшую картиночку, если есть время и настроение. Ты куда обычно записываешь новые слова?
- Раньше я вообще никуда не записывал, а сейчас завел специальную тетрадь, - похвастался Антон.
- Да, это хорошо. Но у такого метода есть свои недостатки. Например, выучил ты сегодня 20 слов. Как показывает практика, какие-то слова запомнятся хорошо, какие-то не очень. А некоторые сложные могут не запомниться вообще. И вот приходит очередное время повторения слов. Для того, чтобы найти слова, которые действительно нуждаются в повторении, тебе придется повторять и те слова, которые ты уже хорошо знаешь. А более правильно было бы сконцентрировать свое внимание на словах, которые плохо запомнились. Вот поэтому я и использую систему карточек. Я раскладываю карточки на 2 стопки. Одну стопку я храню дома или на работе. Туда я складываю слова, которые хорошо выучила. Эти слова я просматриваю, но очень редко. А в сумочке с собой я ношу вторую стопку. Сюда попадают новые слова, а также слова, которые еще не окончательно запомнились. Об этой системе я узнала, когда учила второй язык. Карточки сохранили мне очень много времени и сил. Во-первых, потому, что я стала тратить меньше времени на слова, которые уже хорошо знаю, а во-вторых, потому что благодаря такой системе я начала учить больше слов и намного быстрее, чем раньше.
Антон все это время внимательно слушал и периодически что-то записывал в тетрадь. «Действительно, все гениальное – просто. Времени трачу меньше, а запоминаю лучше. Наконец я начал добираться до ускоренных методик изучения. Похоже, быстро выучить язык - это действительно реально. Но Антон чувствовал, что это еще далеко не все способы как можно ускорить процесс изучения иностранных языков. У него было еще много вопросов: как быстрее освоить грамматику, как лучше понимать на слух и говорить более свободно и многое другое.
- А в прошлом году я познакомилась с Дмитрием, и он мне рассказал еще более продвинутую методику карточек. С ее помощью я недавно начала учить свой четвертый по счету иностранный язык.
Антон не поверил своим ушам. «Четвертый по счету! То есть Лидия Сергеевна уже знает три языка!»
- Так вот, - продолжала Лидия Сергеевна, - этот новый метод невероятно простой. С его помощью ты можешь повторять слова как раз с нужными интервалами. Ты будешь тратить еще меньше времени, и будешь учить еще больше слов. Правда, этот способ потребует от тебя некоторой организованности.
После обеда Лидия Сергеевна пригласила Антона зайти в ее кабинет. Она выдвинула ящик стола и достала оттуда небольшую картонную коробочку с отсеками, в каждом из которых стояли карточки с иностранными словами.
- Держи, - она протянула коробку Антону. Коробочка была длиной примерно со стандартный лист бумаги, а шириной на сантиметр-два больше карточек, которые в ней находились. - В этой коробочке 5 отделений. Каждое отделение символизирует день, когда нужно повторять слова. Например, я выучила сегодня 20 новых слов. Все эти слова я кладу в первую ячейку. Эту ячейку я называю «сегодня». Обрати внимание, она самая маленькая. Затем я делаю контрольное первое повторение и те слова, которые хорошо запомнились, я перекладываю во второе отделение. Оно называется «завтра». А завтра, перед тем как учить новые слова, я сначала повторяю те слова, которые уже находятся в ячейках. Я повторяю ячейку «завтра», и те слова, которые хорошо помнятся, я перекладываю дальше, в ячейку под названием «конец недели». Затем просматриваю ячейку «сегодня» и слова, которые уже выучила, перекладываю дальше. И только после этого приступаю к новым словам. Вначале все кажется немного запутанным, но на практике это происходит очень быстро. Так я делаю каждый день, а в субботу или воскресенье пересматриваю слова в отсеке «конец недели» и перекладываю дальше в ячейку «конец месяца». Все очень просто, но как я уже говорила, нужно себя к этому приучить. Те слова, которые я достала из сумочки, должны быть в ячейке «сегодня». Просто я их все время ношу с собой, чтобы повторить при удобном случае. Обрати внимание, я повторяю не ровно через неделю, а в конце недели, и в конце месяца. Я это делаю для удобства. Невозможно уследить за каждым словом, когда ты его учил, да в этом и нет необходимости. На самом деле если ты решил учить иностранный язык, то повторений у тебя будет куда больше. Тебе попадутся эти слова в учебнике, ты их услышишь в диалогах или увидишь где-то в дополнительных материалах. Поэтому не переживай что какое-то слово ты повторишь не ровно через неделю, а через 3 дня или например через 10 дней. Самое главное - занимайся ежедневно. Пусть понемногу, но каждый день.
- Пожалуй я начну сразу со второго способа, если он быстрее и эффективнее, - сказал Антон.
- Правильно, лучше начинай сразу с него, но для этого, как я уже говорила, нужна некоторая дисциплина. Повторение карточек занимает немного времени, главное себя к этому приучить. Очень часто новички пытаются выучить новые слова, не уделив времени повторению. И накапливается столько недоученных слов, что повторение опять превращается в запоминание. Кстати, отличный вариант для повторений это специальные программы. Очень подойдет тем, кто работает в течение дня за компьютером.
- Отлично, это как раз для меня, - обрадовался Антон, - не нужно будет таскать с собой кучу листиков! А как она работает?
- Ты записываешь новые слова и выражения, а в программе уже заложен оптимальный режим повторения и она показывает на экране, какие слова нужно будет повторить в течение дня. Но я тебе советую все-таки поэкспериментировать и с карточками.
Антон очень воодушевился, узнав, что теперь он сможет запоминать слова быстрее и пообещал, что попробует оба способа.
По пути домой Антон купил маленькие цветные карточки для слов, а также картон, чтобы смастерить себе коробочку. Она получилась вполне аккуратная и должна была вместить около тысячи слов. Также Антон нашел в интернете программу для интервального повторения слов, чтобы завтра установить ее на рабочем компьютере.
Он систематически начал выписывать все слова на карточки, которые учил в последние дни. Одна карточка – одно слово. Их уже набралось больше сотни. Антон еще раз убедился в том, что Лидия Сергеевна была права. Те слова, которые он учил вчера, помнились на порядок лучше, чем те, которые он учил четыре дня назад. В конце концов, все слова были написаны и разложены на 2 стопки. В первой стопке оказались сложные слова, которые он так и не смог запомнить, а также слова, значение которых он знал плохо. Во второй стопке оказались слова, перевод которых вспоминался довольно быстро. Эту стопку он сразу же положил в ячейку «завтра», а первую в сумку, чтобы повторить их завтра в автобусе.
Закончил работу он опять после полуночи и с чувством выполненного долга пошел спать, предварительно подведя итог сегодняшней встречи.
Итог:
✓ Память это 3 составляющих: запоминание, хранение, воспроизведение. Чтобы между первым и третим пунктом иностранные слова не забывались их нужно обязательно повторять
✓ Система повторения:
1 повторение – сразу после запоминания
2 повторение – в тот же или следующий день
3 повторение – через неделю
4 повторение – через месяц
5 повторение – по мере необходимости
✓ Чтобы соблюдать наиболее оптимальный режим повторения нужно завести коробочку с 5-ю ячейками: «сегодня», «завтра», «конец недели», «конец месяца», «по мере необходимости». Карточки из первой ячейки все время носить с собой и повторять в любое удобное время
✓ Упрощенный вариант «коробочки» - 2 стопки карточек: слова, которые знаешь хорошо и те, которые еще находятся в процессе изучения
✓ Также можно пользоваться специальными программами для повторения слов