Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз
1. Точка справа возле ноты или паузы удлиняет длительность на её половину:
2. Лига – дугообразная черта, обозначает связность исполнения ряда звуков. Звуки одинаковой высоты, соединённые лигой, не повторяются, а длятся столько времени, сколько обозначают залигованные ноты.
3. Фермата – знак увеличивает длительность звука или паузы по желанию исполнителя (приблизительно в два раза), в зависимости от характера произведения. Обозначение ферматы: или .
Знаки сокращения нотного письма
Наименование | Обозначение | Исполнение |
Октавой выше | ||
Октавой ниже | ||
Повторение | ||
Реприза |
Группировка длительностей – образование ритмических групп внутри такта; используется для более чёткого осознания ритма и размера. В простых размерах основные доли такта должны быть отделены друг от друга. Например. Надо группировать так:
а не
а не
Допускаются исключения:
а) объединение всех длительностей общим ребром возможно в тех случаях, когда эти длительности одинаковы. Например:
или ;
б) когда у ноты, начинающей метрическую долю. Стоит точка:
В вокальной музыке для удобства зрительного восприятия любая длительность, приходящаяся на слог текста, пишется отдельно и не группируется с соседними нотами:
Обратите внимание на предпоследний такт: здесь на один слог приходится две ноты (так называемый, распев слога), поэтому они объединены ребром. Кроме этого, длительности, которые попадают в распев слога, дополнительно обозначаются лигой, которая в данном случае показывает, что эти две ноты следует петь плавно и связно.
Синкопа – смещение акцента с сильной доли на слабую. Например:
Затакт – неполный такт, с которого начинается музыкальное произведение или часть его. Затакт начинается со слабой доли. Затакт может образоваться и в середине произведения перед любой его частью. В большинстве случаев произведения или отдельные части их, начавшиеся с затакта, заканчиваются неполным тактом, дополняющим собой затакт. Например:
и 1 - и 2 - и и 3 - и 1и,2и, 3и 3 – и, 4 – и 1и, 2и, 3и, 4и
Тактирование
а) Все простые двухдольные размеры дирижируются двумя взмахами – вниз и вверх.
б) Все простые трехдольные размеры дирижируются тремя взмахами – вниз, вправо и вверх.
в) Четырехдольные размеры – четырьмя взмахами вниз, влево, вправо и вверх.
Д/З:
1. Знать теорию, составить терминологический словарь по теме «Метроритм»
2. Анализ нотного текста детских песен – чтение нот, тактирование (Хрестоматия, 1-4 кл. – по выбору).
Практическая работа № 3
Метроритм
Цель: закрепление знаний о компонентах метроритма; приобретение практических умений в использовании их в музыке.
План-задание:
Теоретический блок
1.1. Что такое нота?
1.2. Из чего состоит нотный знак?
1.3. Перечислить и записать основные нотные знаки, изображающие длительность звуков, нарисовать схему.
1.4. Что такое штили нот, и какое существует общее правило для их написания?
1.5. Что такое ритм?
1.6. Перечислить и объяснить основные понятия метроритма: музыкальная доля, метр, такт, тактовая черта, размер, двух-, трёх-, четырёхдольные метры и размеры, паузы, способы увеличения звуков и пауз, знаки сокращённого нотного письма, группировка длительностей, синкопа, затакт.