Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз

1. Точка справа возле ноты или паузы удлиняет длительность на её половину:

Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru

2. Лига Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru – дугообразная черта, обозначает связность исполнения ряда звуков. Звуки одинаковой высоты, соединённые лигой, не повторяются, а длятся столько времени, сколько обозначают залигованные ноты.

Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru

3. Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru Фермата – знак увеличивает длительность звука или паузы по желанию исполнителя (приблизительно в два раза), в зависимости от характера произведения. Обозначение ферматы: Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru или Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru .

Знаки сокращения нотного письма

Наименование Обозначение Исполнение
Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru Октавой выше Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru
Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru Октавой ниже Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru
Повторение Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru   Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru   Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru
Реприза Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru

Группировка длительностей – образование ритмических групп внутри такта; используется для более чёткого осознания ритма и размера. В простых размерах основные доли такта должны быть отделены друг от друга. Например. Надо группировать так:

Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru а не Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru

Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru а не Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru

Допускаются исключения:

а) объединение всех длительностей общим ребром возможно в тех случаях, когда эти длительности одинаковы. Например:

Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru или Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru ; Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru

б) когда у ноты, начинающей метрическую долю. Стоит точка:

Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru

В вокальной музыке для удобства зрительного восприятия любая длительность, приходящаяся на слог текста, пишется отдельно и не группируется с соседними нотами:

Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru

Обратите внимание на предпоследний такт: здесь на один слог приходится две ноты (так называемый, распев слога), поэтому они объединены ребром. Кроме этого, длительности, которые попадают в распев слога, дополнительно обозначаются лигой, которая в данном случае показывает, что эти две ноты следует петь плавно и связно.

Синкопа – смещение акцента с сильной доли на слабую. Например:

Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru

Затакт – неполный такт, с которого начинается музыкальное произведение или часть его. Затакт начинается со слабой доли. Затакт может образоваться и в середине произведения перед любой его частью. В большинстве случаев произведения или отдельные части их, начавшиеся с затакта, заканчиваются неполным тактом, дополняющим собой затакт. Например:

Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru

и 1 - и 2 - и и 3 - и 1и,2и, 3и 3 – и, 4 – и 1и, 2и, 3и, 4и

Тактирование

Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru а) Все простые двухдольные размеры дирижируются двумя взмахами – вниз и вверх.

Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru

б) Все простые трехдольные размеры дирижируются тремя взмахами – вниз, вправо и вверх. Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru

в) Четырехдольные размеры – четырьмя взмахами вниз, влево, вправо и вверх.

Д/З:

1. Знать теорию, составить терминологический словарь по теме «Метроритм»

2. Анализ нотного текста детских песен – чтение нот, тактирование (Хрестоматия, 1-4 кл. – по выбору).

Практическая работа № 3

Метроритм

Цель: закрепление знаний о компонентах метроритма; приобретение практических умений в использовании их в музыке.

Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз - student2.ru План-задание:

Теоретический блок

1.1. Что такое нота?

1.2. Из чего состоит нотный знак?

1.3. Перечислить и записать основные нотные знаки, изображающие длительность звуков, нарисовать схему.

1.4. Что такое штили нот, и какое существует общее правило для их написания?

1.5. Что такое ритм?

1.6. Перечислить и объяснить основные понятия метроритма: музыкальная доля, метр, такт, тактовая черта, размер, двух-, трёх-, четырёхдольные метры и размеры, паузы, способы увеличения звуков и пауз, знаки сокращённого нотного письма, группировка длительностей, синкопа, затакт.

Наши рекомендации