Понятие, виды и особенности правовых режимов, предоставляемых иностранному инвестору. Национальный режим
Основные правовые режимы: национальный и режим наибольшего благоприятствования.
Национальный режим закрепляется в м\н актах, нац-ном зак-ве и в 2сторонних соглаш. Общий режим наиболее благоприятствуемой нации означает, что ранее существовавший для какой либо нации режим наибольшего благоприятствования становится общим для всех наций. А не наоборот, когда какой либо нации предоставляется набольшее благоприятствование против общего для всех остальных лиц режима.
Таким образом, режим наибольшего благоприятствования исходит из принципа равенства всех иностранцев при распространении действия какой либо льготы или ограничения. Если в договаривающемся государстве была установлена преференция для инвесторов из какой-то одной страны, то после вступления в силу ГАТТ эта преференция стала распространяться уже на инвесторов из всех других договаривающихся стран. Следует иметь ввиду, что в контексте приведённой статьи имеются ввиду главным образом таможенные пошлины и сборы за ввоз и вывоз товара, а также расчёты по расчёты по экспорту и импорту.
Режим наибольшего благоприятствования-это приравнение правового режима иностранного лица к правововому режиму третьего лица, т.е. др иностранного государства. О национальном режиме говорится в том же документе. Статья 3 ГАТТ озаглавлена «Национальный режим в отношении внутреннего налогообложения и регулирования». В этой статье предусматривается, что товары, происходящие с территории какой-либо договаривающейся стороны, не должны облагаться, прямо или косвенно, внутренними долгами или другими внутренними сборами любого рода, превышающими, прямо или косвенно, налоги и сборы, применяемые к аналогичным товарам отечественного происхождения.
Можно резюмировать, что национальный режим для иностранцев заключается в предоставлении им равных прав и обязанностей с национальными лицами. Как следует из текста ст. 3 ГАТТ её действие распространяется на внутренние налоги и сборы, о таможенных пошлинах и режиме осуществления трансграничных коммерческих платежей здесь не говорится.
Преференционный режим-это предоставление специальных льгот и преимуществ иностранным лицам из стран определенной категории (Напр, Договор о таможенном союзе и едином экономическом пространстве, 1999г. –СНГ) Особое внимание в ГАТТ уделяется режиму преференций. Соответствующие оговорки совершаются в каждой статье. Преференциальный режим носит исключительный характер. В этом случае не взимаются таможенные пошлины, налоги и сборы. Устанавливается он, как правило, для товара из слаборазвитых государств.
Изъятия из национальносго режима:
-разрешается порядок создаия Юл с участием иностранного капитала
-установление максимально возможного размера участия иностранцев к уставном капитале национального ЮЛ
-запрет на занятие определенным видом деятельности (в промышленном и народном хоз-ве. Пр., Индия, Африканские страны)
-включение в состав органов управления ЮЛ определенной доли местных гр-н
-запрет на перевоз за границуприбыль от капиталовложений сверх установленного лимита
-обязательное использовании еместноц рабочей силы и обязательное приобретение местного сырья.
Стимулирующие меры: налог, таможня и др.
21. Правовое содержание формулы «режим не менее благоприятный, чем предоставляемый своим инвесторам (резидентам)». Его отличие от формулы « режим наиболее благоприятствуемой нации».
Режим наиболее благоприятствуемой нации - принцип, лежащий в основе деятельности ВТО, согласно которому каждая из стран, входящих в ВТО, применяет один и тот же уровень таможенного тарифа на одинаковые товары ко всем своим торговым партнерам.
РЕЖИМ НАИБОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТСТВУЕМОЙ НАЦИИ - международно-правовой режим, в соответствии с которым каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне, ее физическим и юридическим лицам такие же благоприятные условия экономических, торговых и иных отношений, какие она предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству, его юридическим и физическим лицам. Р.н.б. предусматривает предоставление таможенных льгот, а также преимуществ в отношении внутренних налогов и сборов, которыми облагается производство, обработка и обращение импортируемых товаров, и т.д. Оговорки о Р.н.б., т.е. положения о его взаимном предоставлении, обычно включаются в тексты межгосударственных торгово-экономических договоров. Любые изъятия из Р.н.б., так же как и сам режим, устанавливаются в договорном порядке. Наиболее типичное изъятие такого рода - положение, предусматривающее особый порядок регулирования приграничной торговли.
В силу сложившейся международной практики иностранным инвестициям может быть предоставлен один из следующих правовых режимов: национальный режим и режим наиболее благоприятствуемой нации.
При предоставлении национального режима иностранным инвестициям национальные и иностранные предприниматели выступают на рынке, за некоторыми исключениями, равноправными субъектами, что не ущемляет интересов иностранных инвесторов. Из этого следует, что «национальный режим» означает такой режим, при котором права иностранцев на территории принимающего государства определяются в основном местными (национальными) законами, а не законами страны происхождения капитала. При этом режим иностранных инвестиций не может быть менее благоприятным, чем режим, предоставляемый национальным юридическим лицам (национальному капиталу).
Принцип национального режима может предусматривать некоторые исключения и изъятия. Ограничения на деятельность иностранных инвесторов делаются для установления государственного контроля за развитием отдельных отраслей в целях недопущения ослабления конкурентоспособности национальных юридических лиц. В разных странах круг этих отраслей различен, но, как правило, это добывающая и военная промышленность, а также отрасли сферы услуг (банковское и страховое дело). Некоторые из этих отраслей полностью закрыты для иностранных инвестиций, а в отдельные доступ разрешен только после получения специального разрешения.
К изъятиям из принципа национального режима для иностранных инвесторов можно отнести существующие в ряде отраслей тех или иных стран требования взаимности, т.е. выдача разрешений на иностранные инвестиции только в случае, если в стране происхождения этих инвестиций разрешается аналогичная деятельность инвесторов первой страны.
Многие десятилетия режим наибольшего благоприятствования рассматривается как один из важнейших юридических инструментов нормального осуществления международных торгово-экономических связей. Государства, заинтересованные в равноправном и взаимовыгодном экономическом сотрудничестве, стремятся строить его на основе взаимности.
Принцип наибольшего благоприятствования означает, что одно договаривающееся государство предоставляет другому договаривающемуся государству (его юридическим и физическим лицам) в той или иной согласованной области их взаимоотношений столь же благоприятный режим, как и тот, который оно предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству, его юридическим и физическим лицам.
Наибольшее благоприятствование, договорной режим и определение его объема - дело самих договаривающихся сторон. Стороны могут распространить действие этого режима на область экономических отношений, могут ограничить его действие лишь вопросами торговли, мореплавания и т.п., могут договориться о его применении только к отдельным областям регулирования их экономических отношений (например, к таможенному обложению).
Как закреплено в п.1 ст.4 Закона «Об иностранных инвестициях…» правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.
Таким образом, действующее законодательство по общему правилу устанавливает национальный режим. Иные (приоритетные) правила определения режима установлены двухсторонними международными соглашениями.
Как показывает анализ двухсторонних соглашений установление национального режима или режима наибольшего благоприятствования носит «смешанный характер». В одном соглашении на инвестиции может распространяться режим наибольшего благоприятствования или национальный режим. Другие соглашения гарантируют режим наибольшего благоприятствования или национальный режим в отношении инвестиций и доходов, в то время как есть еще соглашения, которые распространяют режим наибольшего благоприятствования или национальный режим на инвестиции и деятельность, имеющую отношение к инвестициям или непосредственно связанную с инвестициями.