Расчет эксплуатационно-экономических показателей работы судна
Эксплуатационно-экономические показатели работы проектируемых судов позволяют всесторонне оценить эффективность использования каждого из них и выбрать оптимальный для заданных условий вариант.
Для этого рассчитываются следующие экономические показатели.
Доход от перевозки грузов в инвалюте:
,где (62)
– средневзвешенная фрахтовая ставка, определяемая:
(63)
1.
Доход от перевозки груза в рублях:
(64)
Расходы на содержание судна в инвалюте:
(65)
Расходы на содержание судна в рублях:
(66)
Полные расходы судна в рублях:
(67)
Чистая валютная выручка:
(68)
Финансовый результат:
(69)
Себестоимость перевозки 1тонны груза:
(70)
Себестоимость 1 тонно-мили:
(71)
Тайм-чартерный эквивалент:
(72)
Удельные капиталовложения на 1ам. доллар ЧВВ:
(73)
Общая (абсолютная) экономическая эффективность капвложений в загранплавании:
(75)
Производительность труда экипажа в загранплавании:
(76)
Рэк.руб = Рэк * Ккурс = руб/чел-сут.
Аналогично рассчитываются остальные варианты. Данные сводим в таблицу 16.
Таблица 16
Характеристики | Обозначения | Ед. измерения | Грузоподъемность, Dч (тонны) | ||||||||
Скорость хода, V (узлы) | |||||||||||
Доходы в ин.валюте | Fи | $ | 13 971 337,76 | 14 770 476,91 | 15 555 593,55 | 15 602 122,66 | 16 481 955,97 | 17 346 281,03 | 17 194 215,82 | 18 154 000,22 | 19 093, 594,85 |
Ср. фрахт. ставка | fи | $./т | 71,20 | 71,20 | 71,20 | 71,20 | 71,20 | 71,20 | 71,20 | 71,20 | 71,20 |
Доходы в руб. | Fр | руб. | 488 996 821,4 | 516 966 691,9 | 544 445 774,3 | 546 074 293,2 | 576 868 | 607 119 836,1 | 601 797 553,6 | 635 390 007,6 | 668 275 819,7 |
Расходы в ин.валюте | Rи | $ | 6 098 562, 92 | 7 138 731,08 | 8 287 368,41 | 6 464 195,45 | 7 558 030,31 | 8 777 961,09 | 6 805 531,63 | 7 953 181,93 | 9 243 506,94 |
Расходы в руб. | Rр | руб. | 159 310 648,6 | 187 472 053,7 | 218 151 999,3 | 171 938 413,3 | 201 833 520,8 | 237 278 988,7 | 177 025 713,5 | 207 528 119,8 | 240 703 297,9 |
Полные расходы | Rпр | руб. | 372 763 500,9 | 437 327 641,4 | 508 209 893,7 | 398 185 | 466 364 581,7 | 544 507 626,8 | 415 219 320,6 | 485 889 487,3 | 564 226 040,7 |
ЧВВ | ∆Fи | $ | 7 872 684,83 | 7 631 745,83 | 7 268 225,14 | 9 137 927,21 | 8 923 925,66 | 8 568 319,94 | 10 338 684,19 | 10 200 818,29 | 9 850 087,91 |
Фин. Результат | Фоб | руб. | 116 233 320,5 | 79 639 050,48 | 36 235 880,61 | 147 889 039,2 | 110 503 877,3 | 62 612 209,34 | 186 578 233 | 149 500 520,3 | 104 049 |
Себ-ть 1 т. | Sт | руб/т | 1899,73 | 2108,19 | 2326,24 | 1817,18 | 2014,72 | 2235,09 | 1719,46 | 1905,73 | 2104,08 |
Себ-ть 1 т-м | Sт-м | руб/т-м | 0,309 | 0,343 | 0,379 | 0,296 | 0,328 | 0,364 | 0,280 | 0,310 | 0,343 |
ТЧЭ | ТЧЭ | $/сут | 24076,08 | 23361,13 | 22282,43 | 27830,51 | 27195,49 | 26140,28 | 31541,96 | 30984,49 | 29943,75 |
Уд. кап. вложения | Куд | руб/$ | 119,13 | 141,67 | 169,75 | 112,54 | 132,47 | 160,33 | 100,53 | 117,34 | 137,57 |
Общая эф-ть КВ | Эо | 0,124 | 0,074 | 0,029 | 0,144 | 0,093 | 0,046 | 0,179 | 0,125 | 0,077 | |
Срок окупаемости | Tок | года | 8,07 | 13,58 | 34,05 | 6,95 | 10,70 | 21,94 | 5,60 | 8,01 | 13,02 |
Произв-ть труда | Rэк | $/чел.сут | 1974,19 | 2087,11 | 2198,05 | 2204,62 | 2328,95 | 2451,08 | 2429,59 | 2565,21 | 2697,98 |
Произв-ть труда | Rэк | руб/чел.сут | 69096,63 | 73048,85 | 76931,72 | 77161,83 | 81513,14 | 85787,74 | 85035,69 | 89782,39 | 94429,25 |
Определенные показатели иллюстрируются на графиках функции, которые зависят от технической скорости.
Рис. 10. Доходы от перевозки грузов в ин.валюте.
Рис. 11. Расходы на содержание судна в ин.валюте.
Рис. 12. Расходы на содержание судна в рублях.
Рис. 13. Полные расходы судна в рублях.
Рис. 14. Чистая валютная выручка.
Рис. 15. Финансовый результат.
Рис. 16. Себестоимость перевозки 1 т груза.
Рис. 17. Тайм-чартерный эквивалент.
Рис. 18. Удельные капиталовложения на 1 $ ЧВВ.
Рис. 19. Общая эк.эф-ность капиталовложений.
ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА ТИПА СУДНА
Сравнительная оценка исследуемых вариантов проектируемого судна производится по полученным эксплуатационно-экономическим показателям, приведенным в таблице 16.
Выбирая оптимальный вариант, рассмотрим в первую очередь такие важные показатели, как общая экономическая эффективность капитальных вложений, ТЧЭ, себестоимость перевозки 1 т груза, общий финансовый результат и ЧВВ.
Общая экономическая эффективность капитальных вложенийдля оптимального варианта судна должна быть максимальной, т.к. эта величина обратна сроку окупаемости. max Эо = 0,179, срок окупаемости судна: Tок = 1/0,179 ≈ 5,6 лет, для судна с чистой грузоподъемностью Dч = 19350 т и скоростью 15 узлов.
Наибольший ТЧЭ = 31541,96 $ для судна с чистой грузоподъемностью Dч = 19350 т и скоростью 15 узлов.
Себестоимость перевозки 1 т груза должна быть наименьшей. min Sт = 1719,46 руб/т для судна с чистой грузоподъемностью Dч = 19350 т и скоростью 15 узлов.
Общий финансовый результат максимальный для судна с чистой грузоподъемностью Dч = 19350 т и скоростью 15 узлов и равен 186578233 руб.
Чистая валютная выручка максимальная для судна с чистой грузоподъемностью Dч = 19350 т и скоростью 15 узлов и равна 10338684,19 руб.
Таким образом, оптимальный вариант типа судна – с чистой грузоподъемностью Dч = 19350 т и скоростью 15 узлов.