Международная перевозка грузов автомобильным транспортом. Транзитная система МДП
Международные автомобильные перевозки – автомобильные перевозки, выполняемые за пределы (за пределами) территории Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитные автомобильные перевозки, выполняемые через территорию Республики Беларусь между двумя пунктами пересечения Государственной границы Республики Беларусь в местах, установленных законодательством.
Международное автомобильное сообщение регламентируется рядом международных договоров: Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов, Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП и Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов. Республика Беларусь является участницей всех перечисленных конвенций с 1993 года.
В Республике Беларусь действует Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» № 278-З от 14 августа 2007 года и ряд других нормативных документов.
Если нормами международного договора, действующими для Республики Беларусь, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном законодательстве, то применяются правила международного договора.
Основополагающей нормой международного права в сфере автомобильных перевозок является Конвенция о договоре дорожной перевозки грузов (КДПГ), более известная под аббревиатурой CMR.
Конвенция применяется к любому договору автомобильной перевозки грузов за вознаграждение, когда указанные в договоре место принятия к перевозке груза и место, предусмотренное для сдачи груза, находятся на территории двух различных стран, из которых хотя бы одна является участвующей в конвенции.
Если на части маршрута автомобиль, содержащий груз, перевозится по морю, железной дороге, внутреннему водному пути или посредством воздушного транспорта без перегрузки нормы конвенция применяются ко всей перевозке в целом.
Конвенцией КДПГ определены требования к накладной на перевозку груза. Накладная (CMR) не заменяет договор перевозки, а служит доказательством его условий и удостоверением принятия груза перевозчиком.
В накладной должны быть указаны следующие сведения:
· место и дата ее составления;
· наименование и адрес отправителя;
· наименование и адрес перевозчика;
· место и дата принятия груза к перевозке и предусмотренное место его сдачи;
· наименование и адрес получателя;
· обозначение характера груза и способа его упаковки;
· число грузовых мест, их разметка и нумерация;
· вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;
· связанные с перевозкой расходы (провозная плата, дополнительные расходы, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момента заключения договора до сдачи груза);
· инструкции, требуемые для выполнения таможенных и иных формальностей;
· указание, что перевозка производится с соблюдением порядка, установленного Конвенцией НДПГ.
В случае необходимости, в накладной могут быть следующие указания:
· запрещение перегрузки;
· расходы, которые отправитель принимает на свой счет;
· сумма наложенного на груз платежа, подлежащего возмещению при сдаче груза;
· декларированная стоимость груза и дополнительной ценности его для отправителя;
· инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;
· договоренный срок выполнения перевозки;
· перечень документов, переданных перевозчику.
Стороны могут внести в накладную иные сведения, которые будет ими признаны необходимыми.
Накладная составляется в трех оригинальных экземплярах, подписанных отправителем и перевозчиком. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий сохраняет перевозчик.
При принятии груза перевозчик обязан проверить правильность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и нумерации мест; внешнее состояние груза и его упаковки.
Если в накладной перевозчик не сделал никаких мотивированных оговорок относительно количества груза и его состояния, то действует правило, что груз в момент его приема перевозчиком находился в коммерчески исправном состоянии, соответствующем условиям перевозки, а сведения, указанные в накладной отправителем, верны.
Обоснованность оговорок перевозчика о состоянии груза должна быть письменно принята отправителем. В то же время отказ отправителя признать очевидные несоответствия, обнаруженные перевозчиком, может привести к расторжению договора перевозки по вине отправителя.
Отправитель может потребовать, чтобы перевозчик проверил массу (количество) груза, а также содержимое грузовых мест, для того чтобы впоследствии перевозчик не смог сослаться на то, что не имел достоверных сведений о массе, объеме или количестве принятого им груза, и каково было его реальное состояние к моменту начала перевозки. Результаты проверок заносятся в накладную и подписываются правомочными представителями сторон.
Для таможенных целей и других формальностей, которые должны быть совершены до выдачи груза получателю, отправитель обязан приложить к накладной необходимые документы или предоставить
По прибытии груза на место, предусмотренное для его сдачи, получателю сдается груз и передается второй экземпляр накладной. Перевозчику выдается расписка о принятии груза.
Конвенцией определено, что перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за просрочку доставки. На перевозчика возлагается обязанность доказательства, что потеря груза, его повреждение или просрочка в доставке произошли не по его вине.
Груз считается потерянным, если он не был доставлен в течение тридцати дней по окончанию установленного договором предельного срока доставки. В том случае, когда такой срок не был установлен в течение шестидесяти дней со дня принятия груза перевозчиком.
В том случае, когда перевозчик обязан возместить ущерб, вызванный полной или частичной потерей груза, размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки. Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки или на основании текущей рыночной цены. При отсутствии и той и другой, на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества.
Однако конвенцией определено, что размер возмещения не может превышать 8,33 расчетной единицы за килограмм недостающего веса брутто. Расчетной единицей является единица специальных прав заимствования Международного валютного фонда.
Кроме того, подлежат возмещению: плата за перевозку, таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные с перевозкой груза, полностью в случае потери всего груза и в пропорции, соответствующей размеру ущерба при частичной потере.
В том случае, когда при приемке груза от перевозчика повреждения или утрата части груза очевидны, получатель должен сделать соответствующие отметки в накладной. Если получатель принял груз без мотивированных оговорок, будет считаться, что перевозчик сдал груз в надлежащем количестве и качестве.
Срок исковой давности по договорам перевозки, подпадающим под действие конвенции, составляет один год.
Проведение международной автомобильной перевозки требует от перевозчика выполнения процедур таможенного контроля при въезде и выезде с территории государства, по которому проходит транспортировка груза. Таможенный контроль в любой стране заключается в проведении осмотра груза и транспортного средства, проверке правильности оформления документов, а при транзитной перевозке предоставленных гарантий уплаты таможенных платежей и т.д. Рост числа границ пересекаемых транспортным средством, увеличивает время и затраты на выполнение международной автомобильной перевозки.
В целях содействия облегчению международной перевозки грузов дорожными транспортными средствами была разработана под руководством ЕЭК ООН, и принята в 1975 году Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) – (TIR Convention). С принятием конвенции государства пошли по пути создания международной таможенной транзитной системы, обеспечивающей упрощение таможенных процедур при осуществлении транзитных перевозок грузов, и гарантирующей уплату таможенных платежей.
Функционирование системы МДП построено на следующих принципах:
· конструкция транспортных средств и контейнеров, используемых для перевозки грузов, должна обеспечивать наложение таможенных печатей и пломб простым и надежным способом;
· обязательство уплачивать причитающиеся ввозные или вывозные пошлины и сборы, которые могут причитаться в соответствии с таможенными законами и правилами страны, в которой обнаружено нарушение в связи с операцией МДП берет на себя гарантийное объединение;
· с транспортным средством следует от таможни страны отправления до таможни страны назначения книжка МДП, используемая в качестве контрольного документа соблюдения процедуры МДП;
· меры таможенного контроля, проводимые таможней страны отправления, признаются таможенными органами страны транзита и назначения.
К международной перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами допускаются только транспортные средства, грузовые отделения которых сконструированы и оборудованы таким образом, чтобы грузы не могли извлекаться из опечатанной части транспортного средства или загружаться туда без оставления видимых следов взлома или повреждения таможенных печатей и пломб. Транспортные средства не должны иметь потайных мест для сокрытия грузов и быть доступными для проведения таможенного досмотра.
Конвенцией установлены стандарты конструкции и процедура допуска транспортных средств или контейнеров к перевозке грузов с применением книжки МДП. Дорожное транспортное средство или контейнер могут быть допущены к перевозкам по системе МДП на стадии производства, завод – изготовитель может обратиться к компетентному органу страны, в которой они производятся, с просьбой об их допущении по типу конструкции; или в индивидуальном порядке.
На каждое допущенное к перевозке транспортное средство выдается свидетельство о допуске. Это свидетельство должно быть напечатано на языке страны выдачи и на французском или английском языке. Когда компетентный орган, который выдал свидетельство, считает это необходимым, к свидетельству прилагаются фотографии или рисунки, заверенные этим органом. Свидетельство должно сопровождать дорожное транспортное средство. Срок действия свидетельства 2 года.
Конвенцией определена международная система гарантий. Национальное гарантийное объединение берет на себя обязательство уплачивать причитающиеся ввозные или вывозные пошлины и сборы, а также любые проценты за просрочку, которые могут причитаться в соответствии с таможенными законами и правилами страны, в которой обнаружено нарушение в связи с операцией МДП. Гарантийное объединение обязуется уплачивать упомянутые выше суммы в порядке солидарной ответственности совместно с лицами, с которых причитаются эти суммы.
Национальное объединение гарантирует уплату пошлин и налогов национальными и иностранными перевозчиками, осуществляющими перевозки с использованием книжек МДП, выданных не только им самим, но и аналогичными объединениями других стран. Следовательно, каждая страна пользуется гарантией, предоставляемой на ее территории в отношении всех транспортных операций с использованием книжек МДП на ее территории. Таким образом, таможенные органы имеют дело с резидентом, к которому они могут обратиться в случае каких-либо нарушений.
В Республике Беларусь по предложению Государственного таможенного комитета функции гарантийного объединения выполняет Белорусская ассоциация международных автомобильных перевозчиков, с предоставлением ей права выдачи книжек МДП. В свою очередь Государственный таможенный комитет отвечает за выполнение обязательств, принятых Республикой Беларусь по Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, участвуя в деятельности Административного комитета, а также других рабочих органов, создаваемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН для исполнения требований Конвенции.
Конвенцией рекомендуется ограничивать максимальную сумму, которая может быть истребована таможней от гарантийного объединения, величиной, равной 50000 долл. США на одну книжку МДП. В случае перевозки спиртных напитков и табачных изделий таможенные органы имеют право повышать максимальную сумму, которая может быть истребована от гарантийных объединений, до величины, равной 200000 долл. США.
Все национальные гарантийные объединения образуют международную систему гарантий, связывающую всех участников Конвенции МДП. В настоящее время единственная существующая международная система гарантий управляется и обеспечивается Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ) в Женеве.
Когда перевозка МДП производится дорожным транспортным средством или составом транспортных средств, на них должны быть прикреплены прямоугольные таблички с надписью «TIR», одна табличка помещается спереди, а другая такая же табличка сзади дорожного транспортного средства или состава транспортных средств. Эти таблички должны быть помещены таким образом, чтобы они были хорошо видны.
На каждое дорожное транспортное средство или контейнер составляется одна книжка МДП. Однако единая книжка МДП может составляться на состав транспортных средств или на несколько контейнеров, погруженных на одно дорожное транспортное средство или на состав транспортных средств. В этом случае в грузовом манифесте книжки МДП должно указываться отдельно содержимое каждого транспортного средства, составляющего часть состава транспортных средств, или каждого контейнера.
Книжка МДП действительна для выполнения только одной перевозки. Она должна содержать, по меньшей мере, такое число отрывных листков, какое необходимо для осуществления данной перевозки МДП.
Книжки МДП выпускает МСАТ и выдает их национальным гарантийным объединениям в соответствии с условиями, определенными в их договорных обязательствах. В свою очередь национальное гарантийное объединение выдает книжки МДП перевозчикам своей страны на договорных условиях, подписанных перевозчиком. После использования все книжки МДП возвращаются перевозчиками в национальное гарантийное объединение, которое отправляет их в МСАТ.
Книжка состоит из двух страниц обложки и попарно расположенных отрывных листков и корешков белого и зеленого цвета. Комплект из двух отрывных листков и двух корешков оформляется в каждой стране, где осуществляется перевозка с применением книжки МДП. Выпускаемые в настоящее время книжки МДП содержат 4,6,14 или 20 отрывных листков и корешков в зависимости от числа пересекаемых транспортным средством национальных границ.
Срок действия книжки МДП устанавливается выдавшим ее объединением. Она остается действительной до завершения операции МДП в таможне места назначения даже при условии, что книжка МДП была оформлена (открыта) в таможне места отправления в последний день ее срока действия.
Перевозка МДП может производиться через несколько таможен места отправления или места назначения в одной или нескольких странах при том условии, что общее число таможен места отправления и места назначения не должно превышать четырех.
Практическое осуществление международной транзитной перевозки по системе МДП происходит в следующем порядке.
1. Грузы и дорожное транспортное средство, состав транспортных средств или контейнер предъявляются в таможне места отправления вместе с книжкой МДП. Таможня места отправления проверяет соответствие сведений в грузовом манифесте сведениям, содержащимся в экспортных, транспортных или иных торговых документах, относящихся к данному грузу, проводит досмотр груза, проверяет состояние дорожного транспортного средства или контейнера, накладывает таможенные печати и пломбы на транспортное средство или контейнеры.
Для нормального функционирования системы МДП очень важно, чтобы таможенное оформление грузов в таможне отправления было произведено с выполнением всех необходимых таможенных формальностей. В частности, таможня отправления должна воспрепятствовать:
· недостоверному декларированию грузов для их подмены в ходе транспортной операции (т.е. грузятся сигареты, а декларируются обои, в ходе транспортной операции сигареты выгружаются, а загружаются обои); и
· перевозке грузов, не внесенных в манифест книжки МДП (сигареты, алкоголь, наркотики, оружие).
После опечатывания транспортного средства таможня страны отправления, делает соответствующую запись в книжке МДП, оставляет у себя один отрывной листок № 1 и оформляет корешок № 1. Книжка МДП возвращается перевозчику, который приступает к выполнению транспортной операции. При пересечении границы в пункте выезда из этой страны таможенный орган проверяет печати и пломбы, изымает из книжки МДП отрывной листок № 2 и заверяет корешок №2. Транспортное средство может выехать из страны, а оба заверенных таможенными органами корешка позволяют считать, что в этой стране операция МДП была выполнена надлежащим образом.
Далее таможенные органы страны отправления проводят проверку: таможня на границе направляет изъятый листок в таможню места отправления. Эта таможня сопоставляет полученный отрывной листок №2 с первоначально заполненным отрывным листком № 1. При отсутствии каких-либо возражений или оговорок со стороны таможни в пункте выезда из страны операция МДП в этой стране завершается, а книжка МДП считается оформленной без оговорок.
Если отрывной листок № 2 содержит оговорки или если он не поступает в таможню места отправления, то последняя направляет запрос в гарантийное объединение своей страны, информируя его о том, что книжка МДП была оформлена с оговорками или вообще не была оформлена. Если представленные объяснения не удовлетворяют таможенные органы, то они применяют положения Конвенции МДП и национального законодательства для определения размеров причитающихся к уплате пошлин и сборов.
2. В каждой транзитной стране процедура таможенного контроля применительно к системе МДП аналогична применимой в стране отправления.
Таможня в пункте въезда в страну транзита проверяет пломбы и печати, внешнее состояние транспортного средства или контейнера и изымает из книжки МДП следующий отрывной листок; таможня в пункте выезда из страны поступает аналогичным образом. Оба листка сопоставляются с целью окончательного контроля, и на этом вся операция завершается или, если обнаружены какие-либо нарушения, применяется процедура, описанная выше.
3. В стране назначения таможня в пункте въезда, в том случае если она является также таможней назначения, оформляет книжку МДП, оставляет у себя два отрывных листка. Если же груз перевозится до другой таможни в этой же стране, то таможня, через которую груз ввозится на территорию государства, действует по схеме, описанной выше, а таможней назначения становится внутренняя таможня.
Грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП в запломбированных дорожных транспортных средствах, запломбированных составах транспортных средств или запломбированных контейнерах, как правило, освобождаются от таможенного досмотра в промежуточных таможнях.
Однако с целью предупреждения злоупотреблений таможенные органы могут в исключительных случаях и, в частности, при наличии подозрения в нарушениях производить в этих таможнях досмотр грузов.
Таможенные органы могут установить для перевозок, производимых по территории их страны, определенный срок перевозки и требовать, чтобы дорожное транспортное средство, состав транспортных средств или контейнер следовали по предписанному маршруту.