Двусторонние договоры о правовой помощи как источник международного частного права. Структура, предмет регулирования, виды норм

Преимущество перед многосторонними договорами – наличие возможности лучшего сбалансирования интересов сторон в текстах соглашений. Недостаток – создание дифференцированного режима правового регулирования двусторонних отношений государств в одной и той же области. Теоретически подобные договоры можно разделить на группы:

1) договоры о правовой помощи – обеспечение взаимного соблюдения и признания имущественных личных неимущественных и процессуальных прав лиц одного государства на территории другого. Содержит комплекс норм, определяющих виды, формы и способы сотрудничества органов юстиции государств. У РФ – более 20.

2) торговые договоры – устанавливается общий правовой режим, на основе которого осуществляются коммерческие взаимоотношения сторон и их субъектов друг с другом, определяется правовой статус о ФЛ, ЮЛ, порядок разрешения торговых споров. У РФ – более 150.

3) договоры о поощрении и взаимной защите капиталовложений – определяют порядок инвестирования, а также правовой статус и средства защиты иностранных инвесторов. У РФ – около 30.

4) договоры об устранении двойного налогообложения – содержат положения о взаимоотношениях участников международных экономических связей с налоговыми органами стран-участниц. Не содержат норм МЧП. Но оказывают значительное влияние на развитие соответствующих правоотношений и направлены на привлечение средств инвесторов. У РФ – 74.

· международные обычаи

· акты международных организаций

В зависимости от количества участников договоры делятся на двусторонние и многосторонние.С точки зрения МЧП особый интерес представляют договоры о правовой помощи. К 1 сентября 2003 г. Россия стала участницей более 30 договоров о правовой помощи. Их ценность для изучения МЧП обусловлена закреплением в таких договорах коллизионно-правовых норм по различным институтам гражданского и семейного права.

I) Минская и Кишиневская конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Общие положения.

Обе Конвенции имеют одинаковый предмет регулирования. Во-первых, в этот предмет входит комплекс вопросов, связанных с юридической защитой прав граждан и организаций, которые проживают или имеют место нахождения на территории договаривающихся государств, в том числе посредством определения условий обращения в суд и прочих процессуальных прав сторон, установления норм международной подсудности, а также условий взаимного признания и исполнения судебных решений. В данном случае речь идет о правоотношениях, возникающих и осуществляющихся между органами юстиции государства и частными лицами. Во-вторых, они регулируют порядок сношения между учреждениями юстиции стран-участниц при оказании ими правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, в частности, посредством составления и пересылки документов, проведения обысков, изъятия, пересылки и выдачи вещественных доказательств, возбуждения уголовного преследования, розыска и выдачи лиц, совершивших преступления, а также путем вручения документов. Эти правоотношения хотя и возникают в связи с делами, касающимися частных лиц, однако осуществляются, как правило, без их прямого участия.

III) двусторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях.
Среди ряда прочих вопросов предметом регулирования двусторонних договоров о правовой помощи с участием Российской Федерации являются, как правило, международная подсудность, возможность ее изменения соглашением сторон, последствия такого соглашения. Сфера действия этих договоров по субъектам определяется иначе, чем в рассмотренных многосторонних соглашениях. Здесь решающее значение придается гражданству лица. Это следует из общих положений, в частности, из принципа национального режима, который обычно формулируется следующим образом: "Граждане одной Договаривающейся Стороны пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и граждане этой Договаривающейся Стороны... Граждане одной Договаривающейся Стороны имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, нотариальные конторы (далее - "учреждения юстиции") и в иные учреждения другой Договаривающейся Стороны, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, возбуждать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, как и собственные граждане"

Структура (на примере договора с Польшей):

Часть 1. Общие положения (правовая защита, порядок сношений, объем оказания правовой помощи, отдельные вопросы ее оказания, признание, пересылка документов)

Часть 2. Гражданские дела (вопросы личного статуса, праводееспособность, признание умершим), Семейное право (заключение брака, личные имущественные и неимущественные отношения супругов, усыновление и тд), Имущественные вопросы (форма сделки, недвижимость, обязательства вследствие причинения вреда и тд), Вопросы наследства, Вопросы трудового права, признание и исполнение решений судов

Часть 3. Уголовное дела

Часть 4. Заключительные положения

Есть прямые (содержание поручения о прав помощи, вызов свидетеля) и колиз нормы(форма сделки-по месту соверш). Договоры о правовой помощи по гражданским и семейным деламсодержат унифицированные (единые) коллизионные нормы в области гражданских и семейных отношений.

Структура (СССР и Финляндия).

1) Общие

2) Специальная часть по гражданским и семейным делам (меньше охватывает)

3) Уголовное

4) Заключительные

Наши рекомендации