Трансграничные инвестиционные отношения как неотъемлемая часть мировой экономической, системы. Основные направления сотрудничества государств в области трансграничных инвестиций
Международное экономическое сотрудничество в области инвестиций развивается постепенно от международно-правовой защиты к международно-правовому регулированию инвестиций, от двусторонних к многосторонним соглашениям о сотрудничестве в части регулирования инвестиций.
Многосторонние договоры, действующие в сфере регулирования инвестиций, классифицируются на региональные и универсальные. К последним относятся Конвенция об учреждении многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций, подписанная в Сеуле в 1985 г. (Сеульская конвенция), и Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства, которая была подписана в Вашингтоне в 1965 г. (Вашингтонская конвенция), а также соглашения, подписанные в рамках ГАТТ/ВТО и касающиеся вопросов регулирования инвестиций. К региональным инвестиционным договорам относятся договоры об учреждении экономических союзов государств, например, Европейского союза, Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, подписанное между странами СНГ в 1993 году. К числу региональных договоров относятся и некоторые отраслевые договоры, например, Договор к Энергетической хартии.
В настоящее время все большее значение приобретает деление международных инвестиционных договоров на регулирующие и защищающие инвестиции. Особенность первых заключается в том, что участвующие в них государства берут на себя обязательства по применению надлежащих мер правового регулирования инвестиций. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами-членами - с другой (далее - Соглашение о партнерстве и сотрудничестве), ратифицированное Россией в 1996 г., обладает качествами многостороннего договора, регулирующего инвестиции. В этом соглашении содержится обязательство России следовать общепринятым нормам ВТО в области регулирования международной торговли, обращаться к мерам регулирования (в том числе и к инвестиционным) в соответствии с правилами, содержащимися в соглашениях ГАТТ/ВТО.
Конвенция об учреждении многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций (Сеульская конвенция) представляет собой один из способов защиты имущественных прав иностранных инвесторов. Другим инструментом защиты прав иностранных инвесторов является Вашингтонская конвенция, которая пока не ратифицирована Россией. Двусторонние международные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, которые наиболее активно используются в российской международно-договорной практике для привлечения капитала в российскую экономику, в настоящее время допускают обращение к созданным на основании Дополнительного протокола к Вашингтонской конвенции средствам защиты прав иностранных инвесторов, и это отражено в законодательстве Российской Федерации, а именно в постановлении Правительства РФ от 9 июня 2001 года N 456 "О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений".
Договор к Энергетической хартии является завершением работы по инвестиционному и торговому сотрудничеству в топливно-энергетических отраслях, начатой в 1991 году. При участии 52-х государств была подписана Европейская энергетическая хартия. Она предусматривала развитие экономического сотрудничества между бывшими социалистическими государствами (страны СНГ, Балтии, Центральной и Восточной Европы) и странами - членами ОЭСР за исключением США, Канады, Мексики и Новой Зеландии в области энергетики. Это был первый международный документ, носящий отраслевой характер. Положения самой Хартии носили рекомендательный характер. Чтобы придать этим положениям обязательный характер, в декабре 1994 года 49 государств, в числе которых была Россия, подписали Договор к Энергетической хартии.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве можно охарактеризовать как своеобразную "школу" по применению правил международной торговли ВТО, поскольку участвующие в этом соглашении государства обязались применять нормы ГАТТ/ВТО независимо от того, являются ли они членами ВТО или нет. Приводимые ниже статьи из ГАТТ и соглашений, действующих в рамках ГАТТ/ВТО, являются нормами, обязательными для применения Россией, в силу действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.
Договор к Энергетической хартии и Соглашение о партнерстве и сотрудничестве определяют порядок применения мер регулирования для инвестиций в топливно-энергетических отраслях промышленности, банковской, страховой сферах, а также на рынке финансовых услуг.
Международные договоры, регулирующие инвестиции, отличает новый подход в развитии инвестиционного сотрудничества, основанный на установлении контроля за исполнением обязательств со стороны создаваемой процедуры рассмотрения споров, связанных с инвестициями.
Наиболее ярко новый подход к регулированию экономического сотрудничества проявляется в различных многосторонних международных договорах, лежащих в основании экономических союзов государств, направленных на создание общего рынка, в том числе и рынка капиталов. С учетом опыта правового регулирования в рамках Европейского союза разработаны нормы соглашений ГАТТ/ВТО. Многосторонние международные договоры в области инвестиций типа Соглашения о партнерстве и сотрудничестве следует относить к договорам, обеспечивающим более высокую степень сотрудничества в области инвестиций, выходящую за рамки проблемы их защиты. Они составляют особую группу многосторонних договоров - договоров, регулирующих торговлю и инвестиции.
Появление нового типа договоров и новых тенденций в международном инвестиционном сотрудничестве позволяет использовать инструменты международного права для оказания влияния на внутригосударственное законодательство об инвестициях в целях соблюдения правового режима иностранных инвестиций. Такое влияние следует рассматривать в рамках общей тенденции унификации права.
Конституция РФ учитывает новые тенденции в международном праве и предусматривает, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ч.4 ст.15). Это положение обеспечивает как прямое действие норм международных договоров, в которых участвует Россия, при осуществлении правового регулирования инвестиций, так и косвенное их воздействие на формирование законодательной политики государств - членов мирового сообщества.
Международные договоры в силу своей правовой природы вносят элемент стабильности в меняющееся национальное законодательство. Однако в разных договорах используются различные правовые средства для достижения указанной цели.
Международные договоры о защите инвестиций можно охарактеризовать как договоры, устраняющие неблагоприятные последствия, возникающие для инвесторов в результате принятия государством тех или иных мер регулирования. Наибольшее значение в защите инвестиций имеют Вашингтонская и Сеульская конвенции.
Обе эти конвенции предусматривают создание специализированных в области международного инвестиционного сотрудничества международных организаций и определяют их порядок деятельности. Такими организациями являются Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). Указанные организации осуществляют коммерческую по своему характеру деятельность (третейское разбирательство споров и страхование инвестиций), однако регулирование этой деятельности полностью подчинено условиям международного многостороннего договора, на основе которого эти организации были созданы.
Созданные на основе конвенций международные организации осуществляют защиту инвесторов путем оказания конкретных услуг. МЦУИС оказывает услуги по разрешению коммерческих споров, возникающих между инвестором - частным физическим или юридическим лицом - и государством, принимающим инвестиции. В России услуги по третейскому разбирательству споров, возникающих в сфере международного экономического сотрудничества, оказывает специально созданный для этой цели институт третейского суда - Международного коммерческого арбитражного суда (МКАС)[7]. В литературе отмечается его особая правовая природа, а также сходство с МЦУИС как негосударственного суда. С созданием МЦУИС инвестиционные споры входят также и в компетенцию специализированного международного коммерческого арбитража, действующего на основании международной конвенции. Государства, участвующие в международном инвестиционном сотрудничестве, могут для целей защиты инвестиций предусматривать в законодательстве возможность обращения инвесторов также и в МЦУИС.
Обращение к международно-правовым средствам защиты инвестиций может быть предусмотрено в многосторонних договорах, регулирующих инвестиции. Международные договоры, регулирующие инвестиции, включают в себя нормы, предусматривающие различного рода процедуры, используемые при рассмотрении инвестиционных споров. Эти положения являются важными, если не ключевыми, условиями действия многосторонних международных договоров, регулирующих инвестиции.
Основным вопросом, решаемым в многосторонних международных договорах, регулирующих инвестиции, является вопрос о применении государством мер регулятивного характера, которые ограничивают деятельность иностранного инвестора или носят характер мер экспроприации иностранной собственности.
В литературе меры по экспроприации часто называют мерами, носящими характер "ползучей национализации". Их принятие не связано с актами о национализации и внешне они могут носить вполне безобидный или оправданный особыми обстоятельствами характер. Поэтому установление перечня такого рода мер регулирования в международном договоре лежит в основе обязательства государства воздерживаться от их применения.
Международные договоры, как и международное право вообще, являются адекватным средством в сфере ограничения власти государства, поскольку могут рассматриваться как своего рода "власть" над государством.
В международных договорах, регулирующих инвестиции, граница между дозволенными и недозволенными мерами регулирования проводится в рамках определения национального режима. В Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), лежащем в основании создания ВТО, национальный режим сформулирован в виде общего принципа наибольшего благоприятствования. Изначальной целью ГАТТ было регулирование внешнеторговых отношений, а в основе международно-правового регулирования внешней торговли всегда лежал режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ).
В развитии многостороннего сотрудничества в области инвестиции большую пользу принесло бы разрабатываемое Многостороннее инвестиционное соглашение (МИА). В этом соглашении предполагается сформулировать общие положения о режиме для инвестиций. Переговоры о МИА ведутся в рамках Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) с 1994 года. Однако эта работа приостановилась в связи со сложностями в достижении согласия по вопросам регулирования отдельных аспектов инвестиционной деятельности, в том числе в связи со сложностью определения мер регулирования в области инвестиций в рамках предоставляемого инвестициям национального режима.
Важную роль в определении характера мер регулирования инвестиций играет международный арбитраж. При оценке характера мер регулирования инвестиций, принимаемых государством, а следовательно, при оценке исполнения государством-участником своих обязательств по многостороннему международному договору важно учитывать международно-правовую природу арбитража. Функции международного органа, осуществляющего контроль за действиями государства по регулированию международной торговли, исполняет арбитражный орган ГАТТ, рассматривающий споры между государствами - членами ВТО. В области инвестиционных отношений особое значение придается специализированному международному арбитражу, рассматривающему инвестиционные споры между государством и иностранным частным инвестором
5. Россия как активный участник трансграничных инвестиционных отношений; основные этапы развития инвестиционного законодательства.
Исследователи выделяют три этапа развития законодательства об иностранных инвестициях.
Первый этап развития законодательства об иностранных инвестициях, охватывает промежуток с 1989 по 1996 г. Этот этап начинается одновременно с проведением экономических реформ и совпадает с периодом «бурной» приватизации государственной собственности. Для начального периода характерно то, что законодатель на данном этапе еще не сформировал представление ни о самом предмете регулирования, ни о целях регулирования инвестирования, ни о методах регулирования, способных обеспечить цели регулирования. На данном этапе инвестор понимается в первую очередь как иностранный инвестор, в привлечении которого видится основная и главная цель регулирования.
В этот период принимается Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. №1545-I «Об иностранных инвестициях в РСФСР», где под иностранными инвестициями понимались все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) (ст.2).
Заключается ряд международных соглашений о защите капиталовложений.
Указом Президента РФ от 27 сентября 1993 г. «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» было установлено, что «вновь издаваемые нормативные акты, регулирующие условия функционирования на территории Российской Федерации иностранных и совместных предприятий, не действуют в течение 3 лет в отношении предприятий, существующих на момент вступления в силу этих актов. Данное положение не распространяется на нормативные акты, обеспечивающие более льготные условия функционирования на территории РФ иностранных и совместных предприятий».
Второй этап охватывает период примерно с начала 1996 г. по 1999-2000 гг. На данном этапе происходит формирование инфраструктуры рынка портфельных инвестиций, складывается система органов государственного регулирования рынка финансовых услуг, развиваются институты этого рынка. Данный период начинается с принятия Федерального закона от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также Указа Президента РФ №1009, которым было утверждено Положение о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).
На этом этапе были приняты также Федеральный закон от 5 марта 1999 г. №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 29 июля 1998 г. №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», Федеральный закон от 23 июня 1999 г. №117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». 9 июля 1999 г. Президент РФ подписал новый Закон РФ «Об иностранных инвестициях».
Составленная на основе указанных законов нормативная база способствовала формированию инфраструктуры рынка ценных бумаг и привлечению иностранного капитала.
Третий (современный) этап – продолжается и в настоящее время, связан с дальнейшим развитием законодательства об иностранных инвестициях, выработкой путей совершенствования законодательства, приведение его в соответствии с международными нормами.
Одним из направлений развития законодательства стало движение в сторону диверсификации форм и способов осуществления инвестирования. Данное направление также связано с защитой прав инвесторов, поскольку расширение возможностей для маневра в смысле выбора форм и инструментов инвестирования создает дополнительные возможности для минимизации инвестиционных рисков за счет диверсификации инвестиционного портфеля.
Положительной тенденцией в развитии законодательства, характеризующей современный этап, следует признать постепенное приведение действующего инвестиционного законодательства в соответствии с международными нормами. Так, например, на начальном этапе регулирования законодатель практически не проводил различий между регулированием прямых и портфельных инвестиций.
Принятые в 1991 г. Законы РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» и «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» не видели различий в регулировании инвестиций, когда инвестор сохраняет контроль за инвестированными им средствами и участвует в управлении предприятиями, созданными с его участием (прямые инвестиции), и случаями, когда инвестор заинтересован лишь в получении дохода от инвестированного капитала и практически не участвует в управлении предприятием (портфельные инвестиции).
В настоящее время законодатель начал проводит четкое различие между первым и вторым типом инвесторов, что выразилось в принятии новой редакции Федеральных законов «Об иностранных инвестициях в РФ» и «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Таким образом, постепенно стираются различия в регулировании иностранных и национальных инвесторов. Это основная тенденция развития законодательство об инвестициях.
В условиях развитой рыночной экономики в широком регулировании инвестиционных правоотношений в законодательстве об иностранных инвестициях нет необходимости, так как при нормальном стабильно развивающемся рынке было бы некорректно по отношению к отечественным инвесторам вводить особый режим с повышенной защитой для иностранных инвестиций. Исходя из этого, практически все развитые страны (Германия, США, Англия и др.) не имеют специального законодательства, регулирующего иностранные инвестиции, и распространяют на них общий режим инвестирования, установленный для отечественных инвесторов.
Учитывая вышесказанное можно предположить, что следующим этапом развития законодательства об иностранных инвестициях станет, прежде всего, окончательно приведение действующего законодательства в соответствии с международными нормами (нормативами Всемирной Торговой Организации), упразднение специального института иностранных инвестиций.