Правовое положение соотечественников за рубежом

Правовое положение российских граждан за рубежом определя­ется как российским законодательством, так и многочисленными ак­тами законодательства страны пребывания (конституциями, законами о правах иностранцев и др.).

Российские граждане, проживающие за рубежом, находятся в двойственном положении: с одной стороны, их правовой статус оп­ределяется соответствующим иностранным законодательством, с другой — они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, проживающими на территории Россий­ской Федерации, за исключением случаев, установленных междуна­родными договорами РФ и законодательством России. Лица, имею­щие двойное гражданство, одно из которых российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обя­занностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором РФ или за­конодательством России.

В одних странах правовые нормы, определяющие правовое поло­жение иностранцев, традиционно включаются в международное частное право (например, во Франции). В большинстве государств материально-правовые нормы, определяющие правовое положение иностранцев, содержатся в различных законодательных актах в ос­новном административно-правового характера, устанавливающих особые условия или ограничения в отношении прав, которыми могут пользоваться иностранцы. Они касаются, в частности, права собственности на земельные участки (например, в Польше, Литве, Латвии, Эстонии). В ряде стран имеются отдельные законы об ино­странцах, содержащие нормы административно-правового характера (например, в ФРГ).

Российские граждане, находящиеся за границей, пользуются за­щитой и покровительством России. Согласно ч. 2 ст. 61 Конституции РФ «Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами».

Не умаляя значения различных общественных организаций (рос­сийских общин) за рубежом, выполнение этой задачи должно обес­печиваться посольствами и консульскими учреждениями России в соответствующих странах. К основным задачам и функциям по­сольств относится защита в государстве их пребывания прав и ин­тересов российских граждан и российских юридических лиц с уче­том законодательства государства пребывания (п. 6 Положения о Посольстве Российская Федерация 1996 г.). На российские кон­сульства возложены обязанности принимать меры к тому, чтобы российские граждане пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством государства пребывания и международными договорами, участниками которых являются РФ и государство пребывания, а также международными обычаями. В случае если консулом будет установлено нарушение каких-либо прав российских граждан, он должен принять меры для восстанов­ления нарушенных прав.

Кроме того, консульские учреждения Российской Федерации за пределами ее территории осуществляют ряд функций, непосредственно связанных с обеспечением прав российских граждан. Они производят государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, а также смерти; по заявлениям россий­ских граждан и лиц без гражданства принимают решения о внесе­нии исправлений и изменений в записи актов гражданского состо­яния, составленные на территории Российской Федерации; вносят исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, находящиеся у них на хранении, и выдают на основании этих запи­сей повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния.

Должностные лица консульских учреждений выполняют целый ряд нотариальных действий, в частности, они:

• удостоверяют сделки (кроме договоров об отчуждении недви­жимого имущества, находящегося на территории Российской Федера­ции);

• принимают меры к охране наследственного имущества; выда­ют свидетельства о праве на наследство; выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; свиде­тельствуют верность копий документов и выписок из них; сви­детельствуют верность перевода документов с одного языка на другой.

Федеральный закон от 24 мая 1999 г. «О государ­ственной политике Российской Федерации в отношении соотечест­венников за рубежом» выделяет категорию соотечественников, под которыми понимает лиц, родившихся в одном государстве, прожи­вающих либо проживавших в нем и обладающих признаками об­щности языка, религии, культурного наследия, традиции и обычаев, а также потомков указанных лиц по прямой нисходящей линии. Под «соотечественниками за рубежом» в Законе подразумеваются: российские граждане, постоянно проживающие за пределами Рос­сийской Федерации; лица, состоявшие в гражданстве СССР, прожи­вающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из России и Советского Союза, ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жи­тельство или ставшие лицами без гражданства; потомки лиц, при­надлежащих к указанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств (титульной нацией в за­коне обозначается часть населения государства, национальность ко­торой определяет его официальное наименование).

В Законе 1999 г. предусматриваются, в частности, меры по под­держке соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина, в экономической и социальной областях. Для достиже­ния целей государственной политики Российской Федерации в отно­шении соотечественников за рубежом российским физическим и юри­дическим лицам, иностранным лицам и организациям, оказывающим соотечественникам материальную и финансовую помощь и поддерж­ку, могут быть предоставлены налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества наравне с соотечественниками и их организациями на основании законодательства Российской Федерации.

3. Большое значение для обеспечения соблюдения законных прав и интересов граждан и соотечественников за границей имеют положе­ния международных договоров РФ с иностранными государствами. Предоставление в договорном порядке на основе взаимности опреде­ленного режима преследует цель предотвращения какой бы то ни было дискриминации российских граждан, изменения их правового положения в одностороннем порядке.

Было заключено большое число как многосторонних, так и двусто­ронних договоров, направленных на обеспечение прав и свобод чело­века в государствах СНГ. К ним относятся прежде всего документы многостороннего характера: Соглашение о создании СНГ 1991 г., Дек­ларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 г., Конвенция СНГ о правах и основных свобо­дах человека 1995 г., конвенции о правовой помощи и правовых отно­шениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и 2002 г.

К двусторонним относятся: договоры о правовой помощи, о пра­вовом статусе российских граждан, постоянно проживающих на территории государств СНГ, и граждан этих государств — на терри­тории РФ, консульские конвенции и др. Ряд соглашений был за­ключен РФ со странами Балтии (Литвой, Латвией, Эстонией), в ко­торых проживает большое число российских граждан. В качестве примера приведем договор о правовой помощи между РФ и Лат­вией, заключенный 3 февраля 1993 г. и вступивший в силу 29 марта 1995 г. Согласно этому договору, граждане Латвии в Рос­сии, точно так же, как и граждане России на территории Латвии, пользуются в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане каждого из государств.

Это относится также к юридическим лицам, которые созданы в соответствии с законодательством одной из договаривающихся сторон.

Наши рекомендации