Вопрос 2 Принципы организации безналичного оборота
В современных условиях большая часть денежного оборота совершается в безналичной форме. Безналичные расчеты - денежные расчеты, проводимые путем записей на счетах в банках. При этом деньги списываются на счетах плательщика и зачисляются на счет покупателя.
Часть совокупного денежного оборота без использования наличных денег, осуществляемая путем перечисления платежей по банковским счетам, образует безналичный денежный оборот .
Такая организация денежных расчетов гораздо предпочтительней платежей наличными деньгами, поскольку позволяет экономить последние, сокращать издержки обращения, осуществлять контроль за операциями предприятий, соблюдением ими налоговой, платежной и расчетной дисциплины. В течение многих лет на долю безналичного оборота приходится около 90% всего денежного оборота.
Основой безналичных расчетов являются межбанковские расчеты. Поручение на зачисление и списание средств называется авизо. Оно бывает кредитовое (зачисление средств) и дебетовое (списание средств).
В основу современной системы безналичных расчетов положены иные принципы их организации, соответствующие рыночному характеру отношений между участниками воспроизводственного процесса, они закреплены в гражданском законодательстве и нормативных актах Банка России.
Первый принцип - правовой режим осуществления расчетов и платежей. Главным регулирующим органом платежной системы является - Банк России, который должен обеспечивать эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов. Банк России устанавливает правила, сроки и стандарты осуществления расчетов и применяемые при этом документы, координирует, регулирует и лицензирует организацию расчетных систем.
Второй принцип - осуществление расчетов по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и у плательщика необходимая предпосылка расчетов. Предприятия, организации, учреждения, независимо от их организационно-правовой формы, обязаны хранить денежные средства в учреждениях банка на расчетных, текущих, бюджетных счетах. С них осуществляются платежи за материальные ценности, услуги и по финансово-банковским обязательствам. Деньги со счета на счет переводятся банком по полученным от хозорганов расчетным документам. Банк зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и осуществляет проведение других банковских операций, которые предусмотрены банковскими правилами и договорами об использовании той или иной формы безналичных расчетов.
Третий принцип - обеспеченность платежа. Последний должен быть обеспечен настоящими или будущими поступлениями средств на счет плательщика или наличием у него права на получение кредита. Различают оперативную и перспективную обеспеченность платежа. Первая определяется наличием у плательщика достаточных ликвидных средств для совершения платежа в данный момент. Она может иметь различные формы: постоянные, не снижающие остатки средств на счете предприятия, предварительное бронирование средств для предстоящего платежа (например, при расчетах по аккредитиву), право на получение кредита (например, в форме овердрафта по расчетному счету). Вторая предполагает оценку кредито- и платежеспособности плательщика и возможных будущих источников совершения платежа. Принцип обеспеченности платежа создает его гарантию, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов.
Четвертый принцип - наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип означает, что списание денежных средств со счета клиента производится банком только на основании распоряжения клиента. Такое распоряжение им может быть дано в различных формах:
- путем выписки расчетного документа, содержащего приказ о списании денег со счета (платежное поручение, расчетный чек, заявление на открытие аккредитива);
- в форме согласия оплатить (акцептовать) расчетный документ, предъявленный кредитором (платежное требование).
Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.
Пятый принцип- срочность платежа, что означает осуществление расчетов строго в соответствии со сроками, предусмотренными в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина России, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или контрактных, трудовых соглашениях, договорах подряда и т.д. Экономический смысл этого принципа заключается в том, что получатель денежных средств должен знать точные сроки их зачисления на свой счет. Принцип срочности платежа имеет важное практическое значение, так как предприятия и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о сроках платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот , точнее определить потребность в заемных средствах и управлять ликвидностью своего баланса.
Законодательством установлены жесткие сроки выполнения банками расчетных операций для своих клиентов. В соответствии со ст. 31 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация и Банк России обязаны осуществить перечисление средств клиента и зачисление их на его счет не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа, если иное не установлено федеральным законом, договором или платежным документом. В случае несвоевременного или неправильного зачисления на счет или списания с него денежных средств клиента кредитная организация и Банк России выплачивает проценты на сумму этих средств исходя из учетной ставки Центрального банка РФ.
Шестой принцип- контроль всех участников за правильностью совершения расчетов. Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными органами, контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов.