Методы стимулирования иностранных инвестиций

Международная практика правового регулирования иностранных инвестиций определяет два основных ре­жима их размещения на территории принимающей страны - национальный режим и режим наибольшего благоприятствования

Национальный режим определяет установление законами страны, принимающей иностранные инвестиции, равных прав и обязанностей иностранных и национальных инвесторов.

В то же время, при национальном режиме по отношению к иностранным инвесторам, могут быть предусмотрены некоторые исключе­ния или изъятия. Эти исключе­ния или изъятия ограничивают деятельность иностранных инвесторов с целью осуществления государственного контроля за развитием отдель­ных отраслей, а также в целях недопущения ослабления конкурентоспособности национальных юридических лиц. Как правило, исключения и изъятия относятся к военным, добывающим отраслям промышленности, банковской сфере и сфере услуг. Уровни ограничений и изъятий могут носить разный характер – от частичных изъятий и ограничений, до полного недопущения иностранных инвестиций в отдельные производства и сферы деятельности. При осуществлении изъятий и ограничений в национальном режиме для иностранных ин­весторов, в международной практике используется принцип взаимности, который предполагает, при наличии изъятий и ограничений, возможность размещения иностран­ных инвестиций в тех случаях, когда имеется аналогичная возможность ответного размещения в соответствующие отрасли и сферы зарубежных инвестиций страной, принимающей иностранные инвестиции.

Режим наибольшего благоприятствования определяет международно-правовой режим, в соответствии с которым каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне, ее физическим и юридическим лицам такие условия экономических, торговых и иных отношений, какие она предоставляет или готова предоставить в будущем любому третьему государству, его физическим и юридическим лицам. Режим наибольшего благоприятствованияпредполагает и использование льгот по таможенным пошлинам и сборам, взимаемым при ввозе или вывозе товаров, а также преимущества по внутренним налогам на производство, обработку и обращение импортируемых товаров. Он означает использование недискриминационных условий сотрудничества, в отличие от ограничительных или, наоборот, преференциальных условий, которые могут вводиться для отдельных стран. Следовательно, режим наибольшего благоприятствования обеспечиваетмаксимально выгодные для иностранных инвестиций условия, возможные в принимающей стране по от­ношению ко всем странам – экспортерам инвестиций.

В международной практике сформировались и эффективно используются следующиеметоды (способы, формы, инструменты, меры) государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций.

Система государст­венных гарантий для иностранных инвесторов, является важнейшим инструментом государственного регулиро­вания по привлечению иностранных инвестиций. Формирование системы государственных гарантий в сочетании с внедрением соответствующего механизма их эффективного использования является неотъемлемой составной частью формирования благоприятного инвестиционного климата. Система государственных гарантий предусматривает защиту иностранного инвестора от рисков связанных с политической, правовой, финансовой и экономической нестабильностью в принимающей стране.

Государственные гарантии иностранным инвесторам можно сгруппировать следующим образом:

- гарантии обеспечения неприкосновенности составляющих иностранных инвестиций, их защита от национализации и экспроприации;

- гарантии обеспечения прав иностранного инвестора на пользование результатами предпринимательской деятельности, предусматривающей, в том числе, свободный вывоз прибыли;

- гарантии обеспечения беспристрастного разрешения споров в связи с осуществлением иностранных инвестиций, вплоть до их рассмотрения в зарубежных судах на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Налоговое регулирование. Особое внимание налоговому регулированию для привлечения иностранных инвестиций уделяется в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Острая потребность в новых технологиях, новых формах и методах развития общественного производства, повышении его эффективности побуждает для привлечения ино­странных инвестиций использовать налоговые стимулы. Совокупность этих стимулов составляют основу налогового регулирования, основной целью которого и является формирование новой структуры общественного производства и придание ему более интенсивной динамики развития.

В качестве инструментов налогового регулирования используются:

- налоговый кредит;

- инвестиционные налоговые скидки;

- налоговые каникулы;

- ускоренная амортизация;

- инвестиционные субсидии;

- льготы косвенного налогообложения, в том числе снижение ставки таможенных пошлин.

Налоговый кредит представляет собой перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. Он предоставляется на этапе исчисления налога, когда облагаемый доход уже определен и рассчитан размер причитающегося налога. После установления суммы налогового кредита, она перечисляется на специаль­ный налоговый счет. Пользующаяся налоговым кредитом организация считается обычным налогоплательщиком, и ее отличие будет заключаться в том, что подлежащие налогообложению доходы будут оплачиваться с налогового счета, до обнуления сальдо баланса.

Инвестиционные налоговые скидки предоставляются организациям, осуществляющим капитальные вложения. По своему содержанию это налоговые льготы, поощряющие инвестиционную деятельность организаций, и прежде всего в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Как правило, они применяются в форме сниженных налоговых ставок, соответствуя практике применения налогового кредита. Отличие заключается в том, что инвестиционные налоговые скидки представлены в форме налоговой ставки, а корпоративный налог имеет несколько ставок.

Инвестиционные налоговые скидки применяются с целью сокращения кор­поративного налога на половину разницы между расходами на НИОКР те­кущего года и средними затратами на научные исследования двух предше­ствующих периодов, но с учетом роста цен. Кроме того, инвестиционные налоговые скидки используются при постепенном исчерпании месторождения.

Налоговые каникулы этоустановленный законом срок, в течение которого организация освобождается от уплаты налога или взимание налога осуществляется с части прибыли. Налоговые каникулы используются как мера стимулирования экспорта или стимулирующий налоговый инструмент, содействующий становлению и развитию новой отрасли производства.

Уско­ренная амортизация по своей сути является совокупностью методов, обеспечивающих увеличение начисления суммы износа на находящиеся в эксплуатации объекты с применением повышающегося коэффициента, достигающего своего максимума - 2. Вследствие применения повышающего коэффициента средства происходит более быстрое списание стоимости основных средств, что создает условия для более быстрого их обновления. При этом, производственные затраты возрастают, увеличивая себестоимость продукции, а соответственно способствуя росту ее цены при реализации, но одновременно сокращают налогооблагаемую базу для начисления налога на прибыль.

Инвестиционные субсидии являются разновидностью государственной поддержки и стимулирования реализации наиболее общественно значимых инвестиционных проектов, на основании которых государство за счет средств бюджета: компенсирует часть затрат на уплату процентов по кредитам, или все затраты по ним, возмещает часть затрат на компенсацию капиталовложений.

Льготы косвенного налогообложения, в том числе снижение ставки таможенных пошлин реализуются на основе исключения из-под обложения налогом на добавленную стоимость сырья, капиталоемкого оборудования, обеспечивающего развитие производственной сферы, а также введения системы условно беспошлинного воза.

Таможенное регулирование осуществляется посредством установления экспортных импортных таможенных пошлин, обеспечивающих установление оптимального соотношения объемов и совершенствование структуры экспорта и импорта.

Иностранные инвестиций способствуют развитию производства новых товаров, которые должны обеспечить их наполнением национального рынка и сохранять свою конкурентоспособность на внешнем рынке. В связи с чем, таможенные пошлины должны оптимально сочетать в себе как интересы принимающей иностранные инвестиции страны, так и интересы иностранного инвестора по ввозу и выводу продукции.

В отличие от поступления на рынок конечных товаров, а также вывозимого сырья и полуфабрикатов, по отношению к которым пошлины должны играть фискальную роль, по отношению к иностранным инвестициям они должны изначально играть стимулирующую роль, вплоть до их обнуления на приоритетные технологии производства.

Поэтому по отношению к иностранным инвестициям требуется использование селективного подхода при формировании ввозных пошлин. О его применении в российской практике можно судить по действующим законодательным нормам. Так иностранные инве­сторы, ввозящие на российскую территорию товары в качестве вклада в уставной капитал создаваемых предприятий, освобождаются от уплаты ввозных по­шлин, если они относятся к основным производственным фондам организуемого предприятия и ввозятся в сроки, определяемые учредительными документами для формирования уставного капитала этого предприятия.

Последовательно сокращаются и ввозные пошлины на техно­логическое оборудование для модернизации и реконструкции производства российских предприятий. По некоторым видам технологического оборудования российским предприятиям установлено право беспо­шлинного ввоза. Тем самым, постепенно установленная льгота для иностранного инвестора распространилась за пределы сроков формиро­вания уставных капиталов предприятий с иностранными инвестициями.

Наши рекомендации