Методы стимулирования иностранных инвестиций
Международная практика правового регулирования иностранных инвестиций определяет два основных режима их размещения на территории принимающей страны - национальный режим и режим наибольшего благоприятствования
Национальный режим определяет установление законами страны, принимающей иностранные инвестиции, равных прав и обязанностей иностранных и национальных инвесторов.
В то же время, при национальном режиме по отношению к иностранным инвесторам, могут быть предусмотрены некоторые исключения или изъятия. Эти исключения или изъятия ограничивают деятельность иностранных инвесторов с целью осуществления государственного контроля за развитием отдельных отраслей, а также в целях недопущения ослабления конкурентоспособности национальных юридических лиц. Как правило, исключения и изъятия относятся к военным, добывающим отраслям промышленности, банковской сфере и сфере услуг. Уровни ограничений и изъятий могут носить разный характер – от частичных изъятий и ограничений, до полного недопущения иностранных инвестиций в отдельные производства и сферы деятельности. При осуществлении изъятий и ограничений в национальном режиме для иностранных инвесторов, в международной практике используется принцип взаимности, который предполагает, при наличии изъятий и ограничений, возможность размещения иностранных инвестиций в тех случаях, когда имеется аналогичная возможность ответного размещения в соответствующие отрасли и сферы зарубежных инвестиций страной, принимающей иностранные инвестиции.
Режим наибольшего благоприятствования определяет международно-правовой режим, в соответствии с которым каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне, ее физическим и юридическим лицам такие условия экономических, торговых и иных отношений, какие она предоставляет или готова предоставить в будущем любому третьему государству, его физическим и юридическим лицам. Режим наибольшего благоприятствованияпредполагает и использование льгот по таможенным пошлинам и сборам, взимаемым при ввозе или вывозе товаров, а также преимущества по внутренним налогам на производство, обработку и обращение импортируемых товаров. Он означает использование недискриминационных условий сотрудничества, в отличие от ограничительных или, наоборот, преференциальных условий, которые могут вводиться для отдельных стран. Следовательно, режим наибольшего благоприятствования обеспечиваетмаксимально выгодные для иностранных инвестиций условия, возможные в принимающей стране по отношению ко всем странам – экспортерам инвестиций.
В международной практике сформировались и эффективно используются следующиеметоды (способы, формы, инструменты, меры) государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций.
Система государственных гарантий для иностранных инвесторов, является важнейшим инструментом государственного регулирования по привлечению иностранных инвестиций. Формирование системы государственных гарантий в сочетании с внедрением соответствующего механизма их эффективного использования является неотъемлемой составной частью формирования благоприятного инвестиционного климата. Система государственных гарантий предусматривает защиту иностранного инвестора от рисков связанных с политической, правовой, финансовой и экономической нестабильностью в принимающей стране.
Государственные гарантии иностранным инвесторам можно сгруппировать следующим образом:
- гарантии обеспечения неприкосновенности составляющих иностранных инвестиций, их защита от национализации и экспроприации;
- гарантии обеспечения прав иностранного инвестора на пользование результатами предпринимательской деятельности, предусматривающей, в том числе, свободный вывоз прибыли;
- гарантии обеспечения беспристрастного разрешения споров в связи с осуществлением иностранных инвестиций, вплоть до их рассмотрения в зарубежных судах на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Налоговое регулирование. Особое внимание налоговому регулированию для привлечения иностранных инвестиций уделяется в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Острая потребность в новых технологиях, новых формах и методах развития общественного производства, повышении его эффективности побуждает для привлечения иностранных инвестиций использовать налоговые стимулы. Совокупность этих стимулов составляют основу налогового регулирования, основной целью которого и является формирование новой структуры общественного производства и придание ему более интенсивной динамики развития.
В качестве инструментов налогового регулирования используются:
- налоговый кредит;
- инвестиционные налоговые скидки;
- налоговые каникулы;
- ускоренная амортизация;
- инвестиционные субсидии;
- льготы косвенного налогообложения, в том числе снижение ставки таможенных пошлин.
Налоговый кредит представляет собой перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. Он предоставляется на этапе исчисления налога, когда облагаемый доход уже определен и рассчитан размер причитающегося налога. После установления суммы налогового кредита, она перечисляется на специальный налоговый счет. Пользующаяся налоговым кредитом организация считается обычным налогоплательщиком, и ее отличие будет заключаться в том, что подлежащие налогообложению доходы будут оплачиваться с налогового счета, до обнуления сальдо баланса.
Инвестиционные налоговые скидки предоставляются организациям, осуществляющим капитальные вложения. По своему содержанию это налоговые льготы, поощряющие инвестиционную деятельность организаций, и прежде всего в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Как правило, они применяются в форме сниженных налоговых ставок, соответствуя практике применения налогового кредита. Отличие заключается в том, что инвестиционные налоговые скидки представлены в форме налоговой ставки, а корпоративный налог имеет несколько ставок.
Инвестиционные налоговые скидки применяются с целью сокращения корпоративного налога на половину разницы между расходами на НИОКР текущего года и средними затратами на научные исследования двух предшествующих периодов, но с учетом роста цен. Кроме того, инвестиционные налоговые скидки используются при постепенном исчерпании месторождения.
Налоговые каникулы этоустановленный законом срок, в течение которого организация освобождается от уплаты налога или взимание налога осуществляется с части прибыли. Налоговые каникулы используются как мера стимулирования экспорта или стимулирующий налоговый инструмент, содействующий становлению и развитию новой отрасли производства.
Ускоренная амортизация по своей сути является совокупностью методов, обеспечивающих увеличение начисления суммы износа на находящиеся в эксплуатации объекты с применением повышающегося коэффициента, достигающего своего максимума - 2. Вследствие применения повышающего коэффициента средства происходит более быстрое списание стоимости основных средств, что создает условия для более быстрого их обновления. При этом, производственные затраты возрастают, увеличивая себестоимость продукции, а соответственно способствуя росту ее цены при реализации, но одновременно сокращают налогооблагаемую базу для начисления налога на прибыль.
Инвестиционные субсидии являются разновидностью государственной поддержки и стимулирования реализации наиболее общественно значимых инвестиционных проектов, на основании которых государство за счет средств бюджета: компенсирует часть затрат на уплату процентов по кредитам, или все затраты по ним, возмещает часть затрат на компенсацию капиталовложений.
Льготы косвенного налогообложения, в том числе снижение ставки таможенных пошлин реализуются на основе исключения из-под обложения налогом на добавленную стоимость сырья, капиталоемкого оборудования, обеспечивающего развитие производственной сферы, а также введения системы условно беспошлинного воза.
Таможенное регулирование осуществляется посредством установления экспортных импортных таможенных пошлин, обеспечивающих установление оптимального соотношения объемов и совершенствование структуры экспорта и импорта.
Иностранные инвестиций способствуют развитию производства новых товаров, которые должны обеспечить их наполнением национального рынка и сохранять свою конкурентоспособность на внешнем рынке. В связи с чем, таможенные пошлины должны оптимально сочетать в себе как интересы принимающей иностранные инвестиции страны, так и интересы иностранного инвестора по ввозу и выводу продукции.
В отличие от поступления на рынок конечных товаров, а также вывозимого сырья и полуфабрикатов, по отношению к которым пошлины должны играть фискальную роль, по отношению к иностранным инвестициям они должны изначально играть стимулирующую роль, вплоть до их обнуления на приоритетные технологии производства.
Поэтому по отношению к иностранным инвестициям требуется использование селективного подхода при формировании ввозных пошлин. О его применении в российской практике можно судить по действующим законодательным нормам. Так иностранные инвесторы, ввозящие на российскую территорию товары в качестве вклада в уставной капитал создаваемых предприятий, освобождаются от уплаты ввозных пошлин, если они относятся к основным производственным фондам организуемого предприятия и ввозятся в сроки, определяемые учредительными документами для формирования уставного капитала этого предприятия.
Последовательно сокращаются и ввозные пошлины на технологическое оборудование для модернизации и реконструкции производства российских предприятий. По некоторым видам технологического оборудования российским предприятиям установлено право беспошлинного ввоза. Тем самым, постепенно установленная льгота для иностранного инвестора распространилась за пределы сроков формирования уставных капиталов предприятий с иностранными инвестициями.