Правовое положение транснациональных корпораций

Транснациональные корпорации (ТНК) - это многоотраслевые концерны с местом нахождения предприятий и филиалов в разных государствах; интернациональные не только по сфере деятельности, но и по капиталу. Характерная черта ТНК - сочетание централизованного руководства с самостоятельностью входящих в нее и находящихся в разных странах структурных подразделений. Общепринятая организационно-правовая форма ТНК- акционерное общество открытого типа. Дочерние предприятия являются самостоятельными юридическими лицами, филиалы - несамостоятельными предприятиями, входящими в состав ТНК.

До конца 1970-х гг. ООН относила к ТНК такие фирмы, которые имели годовой оборот, превышающий 100 млн долл. США, и филиалы не менее чем в шести странах. В настоящее время о транснациональном статусе фирмы свидетельствуют размер зарубежных активов и их доля в общем объеме активов компании, доля зарубежных продаж в общем объеме реализации продукции и доля зарубежного персонала в общей численности персонала. По оценкам ООН, в категорию ТНК включаются до 45 тыс. головных (материнских) корпораций и 280 тыс. их зарубежных отделений. До половины всех ТНК базируются в США (около 25%), Великобритании и Японии (по 12-13%).

В международно-правовых актах и доктрине права используются различные критерии отнесения корпораций к транснациональным:

1) количество стран, в которых действует компания (минимум 2-6);

2) минимальное число стран, в которых размещены производственные мощности компании;

3) определенный размер капитала, которого достигла компания;

4) минимум доли иностранных операций в доходах или продажах фирмы (как правило, 25%);

5) владение не менее 25% "голосующих" акций в трех или более странах - минимум долевого участия в зарубежном акционерном капитале, который обеспечивает фирме контроль над экономической деятельностью зарубежного предприятия;

6) многонациональный состав персонала компаний, ее руководства.

ЮНКТАД ранжирует крупнейшие ТНК по объему зарубежных активов и уровню их транснационализации. Для оценки уровня транснационализации корпорации используется индекс транснационализации: среднее значение отношения зарубежных активов к общему объему активов, зарубежных продаж к общему объему продаж, численности зарубежных работников к общему числу занятых в корпорации.

В 1974 г. по инициативе "Группы 77" в рамках ЭКОСОС созданы Комиссия по ТНК и Центр по ТНК. Основная задача этих органов - разработать Кодекс поведения ТНК, который формулировал бы подчинение деятельности ТНК определенным правилам. Проект Кодекса был подготовлен в 1986 г. и принят на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Он носит рекомендательный характер, на чем настояли государства, граждане которых контролируют большинство ТНК.

Определение ТНК согласно Кодексу поведения ТНК: "Предприятие, будь то государственное, частное или смешанное, имеющее отделения в двух или более странах, независимо от юридической формы и области деятельности этих отделений, которое функционирует в соответствии с определенной системой принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и общую стратегию через один или более центров по принятию решений, и в рамках которого отделения таким образом связаны между собой, будь то отношениями собственности или иными отношениями, что одно или несколько из них могут оказывать (оказывают) значительное влияние на деятельность других и, в частности, пользоваться общими знаниями и ресурсами и разделять ответственность с другими".

Проект Кодекса определяет принципы, цели и задачи ТНК:

1) уважение национального суверенитета;

2) суверенитет государств над их природными ресурсами, материальными ценностями и экономической деятельностью;

3) невмешательство во внутренние и межправительственные отношения;

4) право государства на регулирование и контролирование деятельности ТНК, на участие в распределении прибыли и национализацию иностранной собственности, находящейся на его территории;

5) защита законной деятельности и принципа справедливого режима. Национальный режим будет предоставляться ТНК, если они соответствуют национальным экономическим целям и планам в области развития.

На IX Конференции ЮНКТАД (1996) говорилось о необходимости предоставить ТНК возможность работать в этой организации в качестве частных лиц, т.е. субъектов национального права. Было отмечено, что корпорациям должна быть предоставлена возможность участвовать в многосторонних международных форумах, поскольку они претворяют в жизнь решения о производстве и потреблении, формально принимаемые правительствами.

В 1972 г. Международная торговая палата утвердила "Основные принципы иностранных капиталовложений"; в 1977 г. - "свод правил" для ТНК, направленных на ограничение практики вымогательства и подкупа должностных лиц со стороны ТНК. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1976 г. приняла Декларацию о международных инвестициях и многонациональных предприятиях и Руководящие принципы для многонациональных предприятий (Приложении к Декларации). Это документы "мягкого права", содержащие рекомендательные нормы. В основу Декларации положен принцип предоставления национального режима иностранным многонациональным предприятиям. При этом предприятиям предписываются обязанности:

- соблюдать международное право;

- подчиняться праву страны пребывания;

- учитывать политику страны пребывания;

- сотрудничать со страной пребывания;

- исключить практику подкупа и субсидий;

- не вмешиваться во внутренние дела страны пребывания;

- соблюдать принцип обеспечения конкуренции;

- соблюдать порядок налогообложения, трудовое право, право социального обеспечения;

- распространять достижения в науке, технике и технологии. В 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла комплекс

Принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой. Была принята также резолюция Генеральной Ассамблеи о мерах против коррупции в практике ТНК и других корпораций, их посредников и иных причастных к делу сторон.

Международная организация труда (МОТ) в 1977 г. приняла Трехстороннюю декларацию принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики. В ней закреплены права работников ТНК создавать организации, представляющие их интересы, и наделять эти организации полномочиями для ведения коллективных переговоров в соответствии с национальным законодательством.

В Проекте норм МОТ, касающихся обязанностей ТНК и других предприятий в области прав человека (2003), установлены обязанности ТНК в сфере трудовых отношений и соблюдения прав трудящихся:

1) ТНК не используют принудительный или обязательный труд, запрещенный международными договорами и национальным законодательством;

2) ТНК обеспечивают условия труда, отвечающие нормам безопасности и гигиены, как это предусмотрено соответствующими договорами и национальным законодательством;

3) ТНК оплачивают труд работников в размерах, достаточных для поддержания надлежащего уровня жизни для них и их семей.

Правовая специфика ТНК:

1. Формально это предприятие, подпадающее (как и его зарубежные отделения) под национальную юрисдикцию соответствующих стран. Фактически ТНК - мультинациональное, трансграничное предприятие.

2. Зарубежные отделения ТНК находятся в сфере юрисдикции принимающего государства, формально являются предприятиями данного государства. Фактически это иностранные предприятия, так как их зависимость от головной компании значительно сильнее, чем от принимающего государства.

3. Через головное предприятие ТНК ведет деловые операции непосредственно с государствами как с деловыми партнерами.

Характерная особенность ТНК - несоответствие экономического содержания юридической форме: производственное единство оформлено юридической множественностью1. ТНК представляет собой группу компаний, созданных по законам разных государств, являющихся самостоятельными юридическими лицами и осуществляющих деятельность на территории разных стран.

Деятельность ТНК осуществляется через их зарубежные филиалы. Филиалы различаются по своему статусу: отделения, дочерние фирмы и ассоциированные компании. Отделения - это фирмы, которые регистрируются за рубежом, но не являются самостоятельными компаниями и на 100% принадлежат материнской компании. Дочерняя компания - юридическое лицо с собственным балансом, но контроль за ее деятельностью осуществляет материнская компания (ей принадлежит контрольный пакет акций). В ассоциированной компании материнской ТНК принадлежит 10-50% акций.

Принцип подчинения ТНК национальному праву страны пребывания зафиксирован в Хартии экономических прав и обязанностей государств (ст. 2): "Каждое государство имеет право регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции и принимать меры к тому, чтобы такая деятельность не противоречила его законам, нормам и постановлениям, соответствовала его экономической и социальной политике".

Особые сложности связаны с определением личного закона ТНК. С одной стороны, они создаются по праву какого-то конкретного государства, с другой - их дочерние и внучатые компании действуют в качестве самостоятельных юридических лиц в других государствах.

ТНК - это сложная многоступенчатая вертикаль: головная корпорация (национальное юридическое лицо), дочерние холдинговые (держательские, акционерные) компании (юридические лица того же или других государств), внучатые производственные компании (юридические лица "третьих" стран), правнучатые холдинговые компании (юридические лица "третьих" или "четвертых" стран). Национальность каждой "дочки", "внучки", "правнучки" определяется в соответствии с законодательством того государства, на чьей территории такое подразделение действует. С правовой точки зрения ТНК является конгломератом юридических лиц различной национальности, управляемых из единого центра при помощи холдинговых компаний.

В современном мире деятельность ТНК имеет глобальный характер (например, филиалы находятся в 100 странах). Установить единый личный закон подобного объединения можно только при использовании теории контроля - по личному закону головной компании. В доктрине и практике применяется понятие "право ТНК". Это понятие имеет в виду применение к установлению личного закона и деятельности таких компаний не национального права какого-то государства, а международного или "квазимеждународного" права, "общих принципов права", "общих принципов международного права", "транснационального права". Такая концепция представляется наиболее функциональной.

В доктрине для регулирования правового статуса ТНК предлагается создать систему специальных правовых норм договорного происхождения, находящихся вне действия национального права, подчиненных международному праву или общим принципам права. Отдельные ученые отмечают необходимость передачи определенных функций государственной власти транснациональным корпорациям. Подобные доктринальные подходы подтверждаются практикой: многие страны проводят политику "дерегулирования" в отношении ТНК. В США минимизировано государственное вмешательство в дела авиационных корпораций на международном рынке авиауслуг.

Наши рекомендации