Как увидеть, что малыш Вас понимает?
Все взрослые прекрасно знают, что дети с года до трех лет очень активно и охотно повторяют различные слова языка. У родителей, а особенно у старших братьев и сестер, даже существует такая забава «скажи, к примеру, электричество». Малыш произносит это слово несколько искаженно, абсолютно не понимая его смысл.
Так как же увидеть, что по-английски ребенок говорит слово осознанно, понимая его смысл и необходимость в данной ситуации? Как увидеть результат его овладения английским языком?
Конечно, педагог может отслеживать детскую результативность на каждом занятии, но следует заметить, что такие результаты не всегда достоверны. Дело в том, что некоторые дети еще только адаптируются к педагогу, кто-то из детей по ряду причин пропустил несколько занятий, а может у ребенка по независящей от вас причине не самое лучшее настроение и т.п. Поэтому можно говорить, что целесообразно проверять детскую результативность по итогам изучения конкретной темы, а также в конце года. Естественно, что результативность у детей в возрасте 2 – 3 лет можно только пронаблюдать. Другие способы здесь просто невозможны. Вопрос в том, кто будет наблюдать? Ну, во-первых, сам педагог по английскому языку. Это можно делать на итоговых занятиях, где оценивается дети владеют пройденным тематическим материалом. На таких занятиях должны быть, прежде всего, использованы приемы и ситуации, стимулирующие детскую инициативу и активность, чтобы это было не своеобразным тестированием или контрольным срезом, а интересной деятельностью для ребенка.
Некоторые спонтанные проявления детских инициативных действий, связанных с изучением английского языка можно наблюдать в свободной деятельности. В этом случае никаких специальных ситуаций не создается, они возникают сами по себе. Лучшими помощниками таких наблюдений могут стать воспитатель на группе или родители. С этой целью можно проводить регулярное анкетирование. Но не факт, что свидетелями проявления такой детской активности будут именно эти взрослые. Поэтому сам педагог может спланировать своеобразную свободную деятельность в среде, наполненной соответствующими играми и игрушками (инструментами) для выявления этой детской активности. Итак, проведены наблюдения на итоговом занятии, в свободной деятельности, опрошены родители. Что можно увидеть? Можно увидеть то, на каком уровне освоения английского языка находиться каждый из детей. Условно этих уровней три.
Уровни освоения ребенком английского языка:
1. Низкий. Характерно: Ребенок слушает, эмоционально реагирует на яркие сюрпризные ситуации. Причем, эмоции могут быть как положительные, так и отрицательные, негативные. При этом малыш не проявляет интереса к деятельности (ни к двигательной, ни к речевой). Здесь он, скорее всего, просто еще не понимает новых для него английских слов и фраз.
2. Средний. Характерно: Ребенок адекватно и эмоционально реагирует на все ситуации занятия, проявляет интерес к предметам и игрушкам, которые демонстрируются и предлагаются детям в ходе занятия. Малыш принимает и выполняет условия игр, проявляя необходимую двигательную и речевую активность. Ребенок находится в ситуации, удерживает ее и принимает те условия, которые она предлагает. Слова не просто произносятся, они активно употребляются в ситуации общения.
3. Высокий. Характерно: Речевая, двигательная и эмоциональная активность ребенка адекватна и соответствует ситуациям занятия. Малыш проявляет интерес к ситуациям, требующим от него определенного выбора и активности. Кроме этого, ребенок может продолжать игру вне занятия, используя знакомые слова и выражения при наличии тех же игрушек и материала, которые использовались на занятии. Малыш начинает понимать, что все уже известные игрушки и предметы могут называться по-английски. Образовательный интерес ребенка распространяется за пределы занятия. Теперь он, движимый интересом, может проявлять свои способности и в свободной деятельности.
Таким образом, задача педагога заключается в том, чтобы организовать занятие, детскую деятельность так, чтобы ребенок приблизился к осознанному пониманию конкретных слов или обращений к нему на английском языке.
Вот они - пять секретов мистера Кваки. Правда, я думаю, что это не все его секреты. Именно поэтому буду продолжать сотрудничать с Кваки, надеясь увидеть и раскрыть еще и другие, новые загадки, которые хранят в себе милые, смешные малыши.
О.В. Фиксель