Революционные войны во Франции и их влияние на внутриполитическое развитие европейских государств (1792 – 1799 гг.)
Войны с европейскими государствами были важнейшей составляющей Великой Французской революции. Франция оказалась втянута во внешние войны на два десятилетия.
Причины революционных войн:
1) Беспокойство монархов Европы революцией во Франции. Но не сразу с 1789 г., только после низложения Людовика в 1792 г. Однако эмиграция началась еще и с 1789 г. Эмигранты подогревали недовольство при дворах европейских монархов. Образ «честной» революции меняется на образ «захватнической» революции.
Франция начинает претендовать на Эльзас и Авиньон с 1791 г. Австрийский и прусский короли договорились о помощи французскому королю – вторгнуться во Францию в результате военных действий.
2) Пропаганда революционных идей: необходимо свергать тиранов, в т.ч. не во Франции. Разжечь мировой пожар революции, помочь другим народам – таковы высокопарные речи депутатов Законодательного собрания. Поэтому они и поддержали решение Людовика объявить войну Австрии, своему бывшему союзнику.
Однако армия была уже в стадии разложения. Не была боеспособной. Австрия и Пруссия сделают предупреждение новым французским властям – не трогать короля, иначе их армии сравняют Париж с землей.
Война начинается и носит полушуточный характер. Никто не хочет воевать. Патриотические лозунги не помогают. После свержения монархии в армии все еще больше идет брожение. Однако со временем ситуация изменилась.
Все соседи Франции (кроме Швейцарии) объявляют ей войну – создана антифранцузская коалиция. Но теперь и французы, солдаты осознают то, за что они бьются. Формируется добровольческая армия – этого хватит на 2 года. Все мужчины в патриотическом порыве отправляются на войну. Париж и восточные окраины дадут больше всего добровольцев (на востоке больше всего вероятность подвергнуться захвату).
«Отечество в опасности!», 1792 – 1793 гг. Но вскоре становится ясно, что патриотического порыва недостаточно – армия еще не способна воевать. Необходимо соединить добровольческие отряды с «линейными» корпусами французской армии. У регулярных солдат форма была белой, у добровольцев сине-бело-красная.
«Декрет об амальгаме» 1793 г. утверждал соединение двух видов войск. Сведения о боеспособности, обеспеченности этой армии вооружением и боеприпасами, её дисциплине сильно разнятся. Добровольцы в итоге стали регулярными частями французской армии.
С установлением якобинской диктатуры начались изменения. Усиливается чистка офицерского состава (началась еще при жирондистах) – роялисты. Но якобинцы переусердствовали – солдаты теперь должны проявлять «бдительность» и доносить на командный состав.
Армия предполагала социальную мобильность. Солдат мог стать генералом. Из лейтенантов в генералы дорога была куда короче. Такое назначение якобинцы стремились покрыть идеологизацией армии. Издаются крайне левые газеты, «Папаша Дюше»: солдаты считают за правду, все что написано. Организационное значение имела также и революционная музыка – марсельеза. Проводятся армейские праздники. Возникает культ «мучеников свободы». Художники разрабатывали эскизы солдатской формы, армейских знамен. Это все сильно повлияло на связь армии с обществом à с 1792 – 1794 гг. армия оказалась слита с обществом.
Театр военных действий. Из-за большого количества врагов Франции приходилось воевать сразу на несколько фронтов. Одним из важнейших был Восточный фронт – Германские земли и Нидерланды (Рейн). Здесь военные действия для Франции были успешны. В 1795 г. ведущие державы, кроме Великобритании, будут вынуждены пойти на мир.
Приход Директории к власти в результате переворота 9 термидора меняет ситуацию. Армия осознает то, что ей живется плохо, а лидеры Директории живут в роскоши. С 1795 – 1796 гг. начинается массовое дезертирство. С 1796 г. начинается противостояние армии и гражданского общества. Армия требует к себе уважения, а общество устало от усиленного засилья армии в обществе – обуза для общества. Солдаты из героев революции превращаются в презираемых членов общества.
По мнению армейских кругов, власть Директории – продажна. Это имеет место быть в действительности – коррупция стала серьезной проблемой. Армия не собирается воевать за эту власть.
При этом, это не мешает завоевательным войнам. В 1796 г. Франция нанесла серьезный удар Австрии и Пьемонту – успех был достигнут на Итальянском фронте, благодаря действии армии под командованием Наполеона Бонапарта.
С 1798 г. у Франции остается только один, но самый сильный соперник – Великобритании. Планировалась экспедиция в Ирландию – но два похода оказались безуспешными. Избирается другой путь – ударить по британским колониям. à Египет – ворота к Индии.
Это была своеобразная попытка реванша за колониальные неудачи в середине XVIII в. Но французский флот куда слабее британского. Все решает Наполеон. Он распустил слухи, что пойдет через Гибралтар – якобы готовиться экспедиция в Ирландии. В итоге он отправляется в Египет и по пути захватил Мальту – чем спровоцировал Павла I на формирование новой антифранцузской коалиции. Высадился в Египте. В июле 1798 г. состоялась «Битва при пирамидах». Победа открыла Наполеону дорогу в Сирию. Но британский флот Нельсона уничтожил французский флот – отступать было некуда. Долго продержаться французская армия на Ближнем Востоке не могла без снабжения. Наполеон решается на бегство. Во Франции он все равно воспринимался как национальный герой и спаситель отечества.
После переворота 18 брюмера становится очевидным то, что французская армия могла сопротивляться и продолжать вести войны по всей Европе. Армия признает себя силой, которая имеет право решать за других.
На завоеванных территориях революционные власти пытаются установить марионеточные режимы. Карта Европы начинает перекраиваться.