Понятия «феодализм» и «средние века» в историографии.

Термин СВ – перевод с латинского выражения medium aevum – был впервые введен итальянскими гуманистами в эпоху Возрождения. Римский историк XV в. Флавио Бьондо, написавший «Историю от падения Рима», назвал «Средним веком» период, который отделял его эпоху от времени, служившего гуманистам источником вдохновения, – античности. Критерией периодизации для гуманистов была «чистота» языка. С позиций высоких достижений культуры Возрождения СВ им виделись, как время испорченной «кухонной» латыни. Эта оценка надолго укоренилась в исторчиеской науке.

В XVII и особенно XVIII, которые ознаменовались убедительными успехами светского рационального мышления и естественных наук, критерием периодизации всемирной истории стало служить не столько состояние культуры, сколько отношение к религии и церкви. История этого периода стала оцениваться как время стеснения умственной свободы, господства догматизма, религиозного сознания и суеверий. Начало Нового времени связывалось с изобретением книгопечатания, открытием европейцами Америки, реформационным движением – явлениями, расширившими умственный кругозор средневекового человека.

Романтическое направление в историографии XIX в. обострило интерес к СВ и привело к его идеализации. Преодолеть эти крайности позволили изменения в самом процессе познания, в способах постижения человеком природы и общества в целом.

На рубеже XVIII и XIX вв. понятие СВ углубили 2 методологических достижения. Первое – 2 идеи: идея непрерывности общественного развития, сменившая теорию циклического развития, и христианская идея конечности мира. Это позволило увидеть эволюцию западноевропейского общества СВ от состояния упадка к экономическому и культурному подъему, начальным рубежом которого явился XI в. Это было первое заметное отступление от оценки СВ как «темных веков». Второе – попытки анализа не только событийной, но и социальной истории. Произошло тожествление понятий СВ и феодализм. Последнее распространилось накануне Французской революции 1789 г. как производное от юридического термина «феод» (документы XI-XII вв. – земельное имущество, переданное в пользование за службу вассалу его сеньором). В германских землях – «лен». История Св стала пониматься как время господства феодальной (ленной) системыобщественных связей в среде феодалов – земельных собственников.

Вторая половина XIX в. – оформление позитивизма. Его отличало: стремление заменить историю как занимательный рассказ о жизни героев историей масс; попытки комплексного видения исторического процесса, включая и социально-экономическую жизнь общ-ва; исключительное внимание к источнику и разработке критического метода его исследования, который должен был обеспечить адекватное толкование отраженной в нем действительности. Развитие позитивизма в трудах О.Конта во Франции, Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера в Англии, но результаты – вторая половина века. Итоги: чаще всего историческая мысль продолжала определять феодализм по политическим и юридическим признакам. Феодализм понимался как особая политическая и правовая организация общества с системой личностных, прежде всего, сеньориально-вассальных, связей. + Представление как о системе политической раздробленности.

Ф. Гизо (перв. треть XIX в.) – первые попытки сопряжения политического анализа с социальным. Дал подробную характеристику феодальной собственности как основы сеньориально-вассальных связей, выделив две ее важные особенности: условный х-тер и иерархическую структуру, определившие иерархию в среде феодалов, а также соединенность собственности с политической властью. До позитивистов, в общем-то, игнорировался слой крестьян, усилиями которых феодал реализовывал свою собственность. Ими было начато изучение общины и вотчины, анализ которых затронул проблему хозяйственной и социальной жизни крестьянства.

Распространяется отожествление феодализма с натуральным хоз-вом. Развитие рыночных связей – показатель новой, капиталистической экономики, что не учитывало принципиальной разницы между простым товарным и капиталистическим производством, а также неизбежной смены при этом типа производителя – мелкого собственника на наемного рабочего. В рамках позитивизма социально-экономические особенности СВ выступали не как определяющие в системе феодальных отношений, а как данность, параллельная политико-правовому строю (феодальная раздробленность + натуральное хоз-во). Внимание к определяющей роли личных связей, объясняемой психологическими особенностями людей этой эпохи. Стремление исследователей абсолютизировать личностный и субъективный факторы мешало комплексному пониманию феодализма.

Позитивизм подготовил первые шаги для структурного (системного) анализа.

XIX в. – появление терминов цивилизация (общие природные условия, быт, нравы, религия, культура, историческая судьба) и формация (временное деление исторического процесса, где единицей отсчета стали способ производства и форма собственности). В марксистской интерпретации феодализм был одним из способов производства, в основе которого лежит собственность феодалов на землю, реализуемая при посредстве мелкого производителя; при этом особо подчеркивался факт эксплуатации земельным собственником крестьянина.

С 30- х гг. XX в. – «битва за историю» – представители французской исторической науки, создавшие направление вокруг журнала «Анналы».

Современность. Феодализм – некий абстрактный образ социальной системы, отразивший общую суть свойственных ей явлений и процессов. См. про собственность билет 1. + Особенности социальной структуры общ-ва, организации пространства, социальных институтов (про вотчину и общину см. билет 4), политической, государственной и правовой организации феодального общ-ва, духовной жизни общ-ва.

Хронологические рамки СВ: крушение во вт. пол. V в. Западной Римской империиL (для Византии– IV в. – обособление ВРИ обретение своей столицы – Константинополя) – первая буржуазная революция общеевропейского значения (английская революция 1640–1660-х гг. – начало господства капитализма в ЗЕ), совпавшая с первой общеевропейской Традцатилетней войны 1618–1648 гг. Но есть и другие теории, эта просто принята в учебнике.

Наши рекомендации