Международные отношения в начале XVI- XVII вв. Основные причины и итоги Тридцатилетней войны. Вестфальский мир и его значение.
Характеристика международных отношений (переход к Новому времени):1) всемирный характер;2) решающая роль – сильные европейские державы;3) главный субъект отношений – национальные гос-ва;4) «обуржуазивание» внешней политики стран;5) возвышение принципа национального, связанного с сюзереном;6) прямая и непосредственная зависимость между уровнем экономического развития и военной мощи;7) гос-ва активно используют свои экономические рычаги для достижения внешнеполитических целей;8) ведущая роль Габсбургов (испанская и австрийская ветви), стремление остальных стран воспрепятствовать их гегемонии в Европе;9) узел противоречий – Балтийское море (Дания, Швеция, Польша против Империи);10) Франция и Италия борются за Испанию.
Тридцатилетняя война (1618–1648 гг.) – это серия военных столкновений, главным образом в Германии, в результате которых противоречия между католиками и протестантами, а также вопросы внутри—германских отношений постепенно переросли в европейский конфликт. Тридцатилетняя война началась в 1618 г. с восстания протестантов в Богемии против будущего императора Фердинанда II, захватив последнюю фазу Нидерландской революции после 1621 г., с 1635 г. велась из—за столкновения французско—габсбургских интересов. Обычно выделяют четыре основных этапа Тридцатилетней войны. Чешский, или чешско—пфальцский период (1618–1623 гг.) начинается с восстания в чешских, австрийских и венгерских владениях Габсбургов, поддержанного Евангелической унией немецких князей, Трансильванией, Голландией (Республикой Соединенных провинций), Англией, Савойей. К1623 г. Фердинанд сумел расправиться с богемским восстанием с помощью Испании и Баварии завоевал графство Пфальц Фридриха V. Однако его германские устремления и союз с Испанией вызывали тревогу в европейских протестантских странах, а также во Франции. В датский период (1624–1629 гг.) против Габсбургов и Лиги выступили северогерманские князья, Трансильвания и Дания, поддержанные Швецией, Голландией, Англией и Францией. В 1625 г. король Дании Христиан IV возобновил войну против католиков, выступив в качестве лидера антигабсбургской коалиции, организованной голландцами. В 1629 г. после ряда поражений от Тилли и Валленштейна Дания вышла из войны и подписала Любекский договор, после чего могущество императора достигло высшей точки. В течение шведского периода (1630–1634 гг.) шведские войска вместе с примкнувшими к ним немецкими князьями и при поддержке Франции заняли большую часть Германии, но затем потерпели поражение от объединенных сил императора, испанского короля и Лиги. В 1635 г. гражданская война в Германии завершилась Пражским договором, но в тот же год возобновилась, т. к. в войну вступила Франция, заключившая союзный договор со Швецией и Соединенными провинциями против Габсбургов. Пять лет переговоров закончились в 1648 г. Вестфальским миром, но французско—испанская война продолжалась до заключения Пиренейского мира (1659 г.). Тридцатилетняя война завершила собой историческую эпоху. Она решила вопрос, поднятый Реформацией, – вопрос о месте церкви в государственной жизни Германии и ряда соседних стран. Вторая важнейшая проблема эпохи – создание национальных государств на месте средневековой Священной Римской империи – решена не была. Империя фактически распалась, но далеко не все возникшие на ее развалинах государства имели национальный характер. Напротив, условия национального развития немцев, чехов, венгров значительно ухудшились. Возросшая независимость князей препятствовала национальному объединению Германии, закрепила раскол ее на протестантский север и католический юг. Вестфальский мир стал переломным моментом во внешней политике австрийских Габсбургов. Ее главным содержанием в последующие 250 лет стала экспансия на юго—восток. Остальные участники Тридцатилетней войны продолжали прежнюю внешнеполитическую линию. Швеция попыталась добить Данию, поглотить Польшу и не допустить расширения русских владений в Прибалтике. Франция систематически овладевала территориями в империи, не переставая подрывать и без того слабый здесь авторитет императорской власти. Быстрое возвышение предстояло Бранденбургу, который во второй половине XVII в. стал опасным для своих соседей – Швеции и Польши.
30. Контрреформация в Европе. Орден иезуитов. Тридентский собор и его основные решения.Контрреформация – это церковно—политическое движение в Европе середины XVI – начала XVII вв. во главе с папством, направленное против Реформации. Это также комплекс мер, предпринятых в ходе реформ Римско—католической церкви в XVI–XVII вв. и направленных на подавление протестантской Реформации и возвращение территорий и населения, отпавших от католичества. Католическое возрождение, особенно заметное в Испании и Италии, привело при Папе Павле III к усилению противодействия католиков протестантскому прозелитизму. Орудиями Контрреформации стали инквизиция (при Павле III в 1542 г. в Риме создана ее верховная инстанция – Священная конгрегация Римской и вселенской инквизиции, или Священная канцелярия) и Индекс запрещенных книг. Ведущую роль сыграли новые созданные монашеские ордена – капуцинов и иезуитов. Началом Контрреформации можно считать отлучение папой Львом X от церкви Мартина Лютера в булле 15 июня 1520. Папа Адриан VI (1522—1523) на Нюрнбергском рейхстаге подверг критике преступления и ошибки пап, полагая, что признание промахов церкви разрешит ситуацию. С 1524 г. римская церковь систематически посылала во все епархии Италии, особенно на север, суровые инструкции по борьбе с ересью. В 1536 г. вышла булла Павла III (1534—1549), угрожавшая отлучением от церкви за всякую апелляцию к собору и ставившая духовенство в привилегированное положение в случае привлечения духовного лица к суду. В 1542 г. появилась булла. Она учреждала в Риме центральный инквизиционный трибунал с широкими правами. Его власть распространялась на все страны, он боролся с ересью и приговорил таких деятелей эпохи как Дж. Бруно и Дж. Ч. Ванини. Папа Павел III способствовал обновлению церкви, «положил начало идейно-теоретической подготовке антиреформационного наступления». При нем важные посты в курии и архиепископствах заняли такие деятели, как кардинал Гаспаро Контарини, Джакопо Садолето и «отец неаполитанско-испанской инквизиции кардинал Караффа». Караффа в 1543 г. наложил запрет на печать любых книг без разрешения инквизиции. Позже, уже в 1559 г., был впервые издан «Индекс запрещенных книг», который рассылался во все уголки католического мира. Те издания, которые входили в него, не могли быть официально напечатаны, их запрещалось иметь у себя. Среди таких книг были работы Лоренцо Валлы, Макиавелли, Ульриха фон Гуттена, Боккаччо, Эразма Роттердамского. Орден иезуитов был основан 15 августа 1534 года Игнасио Лойолой. Первоначально это было «безобидное студенческое общество, мечтающее о миссионерской деятельности среди магометан». В 1540 был утверждён папой под названием «Орден Иисуса». новый орден напрямую подчинялся папе, в том числе и в плане военной организации. «Лозунг, который орден выставил в начале своей деятельности, был обращение масс, ушедших из ограды церкви». Методы такого возвращения: образование детей, рассказы о вере и ее устоях, а среди взрослых — деятельность в качестве духовников. То есть, особое внимание обращалось на исповедь. Были организованы миссии в Италии по обращению евреев в христианство. Они отстаивали принцип верховенства власти папы во всех сферах вплоть до низложения монархов. Они выработали свою доктрину тираноубийства, за что их позднее стали подозревать в связи с убийцами Генриха III и Генриха IV. Иезуиты никогда не жили в монастырях, их главная задача предполагала работу в миру. 15 марта 1545 - Тридентский собор (папа Павел III, с 1551- Юлий III и имп.Карл V). Задачи: определение католической веры и реформа церкви, необходимость систематизации и унификации католического учения. Целью созыва этого собора было поднятие авторитета католицизма и его упрочнение. Собравшиеся там представители церкви разделились на две партии: непримиримую папскую и компромиссную императорскую. Папская партия осуждала догматику и ошибочные, еретические учения. Они отвергали любую возможность переговоров с протестантами на равных. Императорская партия желала рассмотреть причины еретических учений, причины деморализации духовенства. Они желали разрешить допускать к обсуждению многих важных вопросов светских лиц, провести переговоры с протестантами. Императорская партия была очень слаба, и Павлу III удалось навязать собору свою программу. Постановления собора: Незыблемость церковной иерархии, мессы и исповеди. Сохранение семи таинств, поклонение святым иконам. Подтверждение посреднической роли церкви и верховной власти Папы внутри нее. Тридентский Собор заложил основу для обновления католицизма и укрепления церковной дисциплины. Он показал, что разрыв с протестантизмом стал окончательным. Папа Пий V (1566—1572) стал проводить в жизнь реформы Тридентского собора. Он вел борьбу с непотизмом, торговлей должностями. При нем была образована Конгрегация собора, которая следила за правильным толкованием решений Тридентского собора. В 1566 г. был издан «римский катехизис» для духовенства, а в 1568 г. реформирован «Римский псалтырь». В годы понтификата Григория XIII была проведена реформа календаря: привел в соответствие год Юлианского календаря и год астрономический. Сикст V (1585—1590) «явился создателем администрации Церковного гос-ва и новой, современной системы единого управления церковью»: Кардиналы были приравнены по статусу и власти к светским князьям, они сами стали князьями церкви. В результате католической реформы Церковь претерпела административные изменения, которые укрепили ее положение. Централизация власти в руках папы, появление семинарий и учебных заведений нового типа и, как следствие, обновление состава духовенства, борьба с явными недостатками, на которые давно обращали внимание многие, все это помогло католической Церкви соответствовать эпохе.
31. Немецкий гуманизм, его особенности и роль в подготовке Реформации.
Гуманизм ставил своей целью постижение человека во всем его многообразии, утверждал культ человека, его личности, разума. Как новая идеология, гуманизм противостоял средневековому богословию, подчеркивавшему греховность человеческой сущности, обреченность на страдания. Генезис немецкого гуманизма был тесно связан с итальянской ренессансной культурой, основывался наизучении оригинальных греческих текстов. В германских городах сформировался значительный слой интеллектуалов, который обладал независимым гражданским сознанием и служил той средой, куда проникали и где получали развитие гуманистические взгляды. Многие национально-патриотические идеи гуманистов отвечали запросам политической элиты, прежде всего княжеской власти, дворянства, патрициата, служили обоснованием суверенных прав, борьбы с папством. Становлению гуманистического движения способствовали и такие факторы, как бурный расцвет городов, формирование предпринимательства, которое было одним из главных заказчиков гуманистических произведений, а также нарастающий кризис теологии. Среди немецких гуманистов преобладали выходцы из бюргерства, были также представители дворянства, патрициата и крестьянства.
- Себастьян Брант – «Корабль дураков» - 1494
- Эразм Роттердамский – «Жалоба мира», «Руководство христианского воина», очищенный перевод Нового завета – гуманистическая теория воспитания и образования, христианское – это всё то истинное, с чем ты когда-либо сталкивался – 1509 – «Похвала глупости», 1519-1533 – «Разговоры запросто»
- Иоганн Рейхлин – пропаганда занятия древними языками, «Письма знаменитых людей» и «Письма тёмных людей» 1517
- Упьрих фон Гуттен – сторонник Лютера, выступающий против римско-католической церкви, безнравственно грабившую Германию; «Диологи» (1520-1521) – пороки Рима и клира => надежда на возрождение Германии, которое должно было заключаться в укреплении императорской власти за счет власти князей и возвращения рыцарскому сословию его былого значения.
В целом гуманистическое движение в Германии имело ярко выраженные особенности, которые определялись местными условиями и идейными традициями. Это касалось, в первую очередь, интереса гуманистов к тем проблемам, которые волновали широкие круги германской общественности: этико-религиозные вопросы, история и национальное развитие немцев, политическое устройство Германии и роль папского Рима в унижении немцев, кризис католической церкви. Германский гуманизм, хотя и был во многом критически настроен к церкви, в то же время оставался христианским. Библейские заповеди и христианская мораль рассматривались как основы гуманистического воспитания. Еще одной особенностью гуманизма в Германии стала его связь с книгопечатанием, что позволяло быстро распространять гуманистам свои идеи. Характерными чертами немецкого гуманизма были также сатира, ирония, критика всего общества без какой-либо социальной предпочтительности, влияние народной культуры.
Особое внимание немецкие гуманисты уделяли древним германцам, истории империи Карла Великого и Оттонов, борьбе за инвеституру, происхождению и развитию отдельных германских областей и городов. На основе «Германии» Тацита Э. Пикколомини впервые сопоставил древнее описание расположения, быта и нравов германцев с современной ему Германией. Благодаря трудам гуманистов-историков значительно расширился круг источников по германской древности. Они выделили немецкую историю из универсальной общехристианской, придали ей национальную самобытность, сохранив при этом связь с мировым историческим контекстом - «Историю готов» Иордана и «Историю лангобардов» Павла Диакона.
Немецкие гуманисты стремились подвергать критике церковь и ее постановления (Священное Предание) не только с позиции здравого смысла, но и с точки зрения христианской морали, обличая пороки церковников. Гуманизм внес вклад в подготовку Реформации разработкой рационалистических методов изучения Священного Писания, стремлением дать новое решение коренных социально-этических и политических вопросов, высмеиванием сословных предрассудков, пропагандой патриотических идей. Важно и то, что на протяжении десятилетий критика церкви гуманистами была совершенно открытой и церковь оказалась бессильна в борьбе с ними.
И реформаторы, и гуманисты подчеркивали важное значение воспитания и образования. Отчасти совпадали их политические интересы. Как и реформаторы, гуманисты подталкивали светскую элиту к активному противодействию Риму. Ряд выдающихся деятелей гуманизма, в частности Гуттен, своими произведениями способствовали распространению реформационных идей в Германии. В то же время многие гуманисты не приняли Реформацию. Практика реформирования выявила несовпадение взглядов большинства деятелей гуманизма и идеологов Реформации. В лютеровской Реформации человек был лишен свободы выбора, возможности действовать разумно, он переставал быть творцом, пассивно воспринимая «милость Божью». Первенство культа веры над культом разума и образования, ограничение мысли библейским пространством, раскол, который внесла Реформация в мир людей, — все это вело к разрыву гуманистической традиции с реформационной.