История раннего нового времени

ИСТОРИЯ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ

(позднее средневековье XVI-первая половина XVII в.)

Методические указания к семинарским занятиям, задания по самостоятельной работе и собеседованиям

для студентов исторического факультета

Иваново

Издательство "Ивановский государственный университет"

Составитель доктор исторических наук В. А. Евсеев

Печатается по решению методической комиссии

исторического факультета

Ивановского государственного университета

Рецензент

доктор исторических наук, Д. И. Полывянный (ИвГУ)

© Ивановский государственный университет

Общие замечания и рекомендации

Изучение данного курса построено на сочетании разнообразных форм и методов обучения, которые направлены на развитие способностей самостоятельного творческого мышления студентов. За счёт сокращения лекционного курса увеличено количество часов на консультации студентам (групповые и индивидуальные) и собеседования, проводимые по разделам курса, отдельным темам и монографической литературе.

Материал курса делится на 4 цикла. После вводных лекций студенты самостоятельно читают соответствующие главы учебника, опираясь на типовую программу, методические указания и консультации преподавателя. Затем проводятся групповые (8–9 чел.) собеседования по прочитанному материалу. На этих занятиях каждый студент письменно отвечает на заданные вопросы из соответствующего цикла. Каждый вопрос оценивается отдельно. В собеседование входит конкретный материал из соответствующих глав учебника и отчёт по монографии.

Монографию студент выбирает из предложенного списка, но не более двух человек на одну и ту же работу. При собеседовании по монографии студент обязан обнаружить знание и понимание проблем, поставленных в прочитанной работе, её структуры, источниковой базы, историографической насыщенности исследования, основных положений и выводов, полученных автором работы. При сдаче монографии студент может пользоваться рабочим конспектом.

В середине и в конце семестра проводятся письменные контрольные работы по основным проблемам данного курса с использованием тестов. Результаты собеседований, контрольных работ, отчет по монографии, выступления на семинарских занятиях непосредственно влияют на итоговую оценку по курсу, которая определяется общим рейтингом полученных оценок.

В течение семестра студент работает на семинарских занятиях, где выступает с докладом и рецензией на работу коллеги (см. соответствующий раздел программы)

Темы практических занятий по истории средних веков /часть 11/

Тема 1.

Тема 2

РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ

Под этим общим названием рассматриваются 5 самостоятельных, но логически связанных между собою тем; 1/ Особенности экономического развития Германии в начале XVI в; 2/ Социально-политическое развитие Германии накануне Реформации; 3/ Немецкий гуманизм; 4/ Реформация в Германии и Швейцарии; 5/ Крестьянская война в Германии.

Основные цели занятий по этим темам сводятся к следующему: 1/ Изучить основные социально-экономические и политические противоречия в Германии начала XVI в., от разрешения которых зависело будущее страны. 2/ Раскрыть социальную сущность немецкой Реформации и ее роль в разрешении социально-экономических и политических проблем. 3/ Показать Великую Крестьянскую войну как : а/ антифеодальное выступление немецкого крестьянства; б/ как кульминационный пункт немецкой Реформации; в/ как краеугольный камень всей немецкой истории XVI в.

Обязательный минимум источников к теме

Источники

Ермолаев В. А. Гейльбронская программа. Саратов, 1986.

Практикум по истории средних веков. М., 1967.

Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С. Д. Сказкина. М.,1950. Т.3. (Раздел о Германии).

Список рекомендованной литературы

Ермолаев В. А. Гейльбронская программа. Саратов, 1986. Разд. II.

Некрасов Ю. К. Реформация и Великая крестьянская война в германских землях XVI в. как раннебуржуазная революция. Вологда, 1984.

Смирин М. М. Германия эпохи Реформации и Великой крестьянской войны. М., 1962.

Циммерман В. История Крестьянской войны в Германии. М., 1937.

Т. I – 2.

Эпштейн А. Д. История Германии от позднего средневековья до революции 1848 г. М., 1961.

Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7.

Подтема I.

Подтема II.

Накануне Реформации.

(темы докладов)

1. Бюргерство и патрициат.

2. Крестьянство и плебс.

3. Феодалы и их стратификация.

4. Церковь и клир.

5. Политический строй Германии и причины её раздробленности.

6. Народные выступления в Германии перед Реформацией.

Источники и литература (помимо основного списка)

Хрестоматия по истории средних веков. Т. III. С. 84–97.

Ермолаев В. А. Крестьянские движения в Германии перед Реформацией: Сб. документов и материалов. Саратов, 1961.

Лозинский С. Г. История папства. М., 1986.

Сказкин С.Д. Проблемы абсолютизма в Западной Европе. (Время и условия его возникновения) // Сказкин С.Д.Избранные труды по истории М.,1973.

Смирин М. М. Очерки политической борьбы в Германии перед Реформацией. М., 1952.

Таценко Т.Н. Немецкое дворянство в XVI в. // Европейское дворянство XVI-XVII вв.: границы сословия. М.,1997.

Шушарин Л. В. Рыцарское восстание 1522 г. во Франконии и нормы социального поведения дворянства // Господствующий класс Западной Европы: Сб. М., 1989.

Шушарин Л. В. К вопросу об имперском рыцарстве в Швабии на рубеже XV–XVI вв. // Ежегодник германской истории, 1986. М., 1987.

Методические указания

При раскрытии данной темы нужно показать, насколько подготовленным оказалось немецкое общество начала XVI в. к разрешению современных проблем, и раскрыть основные социальные противоречия этого периода. Характеризуя положение каждой социальной группы, следует обратить внимание на следующие факторы:

1/Какое место занимала данная группа в экономической, общественной и политической жизни страны;

2/Как относилась она к сложившейся в Германии обстановке? Каковы были ее экономические, общественные и политические идеалы? В какой мере они были направлены на разрешение объективных противоречий, вытекавших из современного состояния страны?

3/Каковы были ее взаимоотношения с остальными слоями общества? Могла ли она вступить в прочный союз с другими общественными силами?

4/Могла ли она возглавить широкое общественное движение, направленное на разрешение стоявших перед Германией проблем.

5/Каковы особенности революционной ситуации в Германии начала XVI в.?

Раскрывая причины политической раздробленности Германии, надо уметь выделить наиболее важные.

Подтема III

Подтема IV

Реформация в Германии

(темы докладов)

1. Биография и характеристика догматов Лютера.

2. Реформация церкви по Лютеру и эволюция его взглядов.

3. Крестьянско-плебейское направление в Реформации (Томас Мюнцер).

4. Учения У. Цвингли и Ж. Кальвина.

Источники и литература (помимо основного списка)

Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986.

Мюнцер Т. Пражское воззвание. Письма. // Средние века. 1989.

Вып. 52.

Хрестоматия по истории средних веков. Т. III. С.106-114

Инфессура С., Бурхард И. Дневники. Документы по истории папства XV -XVI вв. М., 1939.

Практикум по истории средних веков. М., 1967. С.102 - 121.

Мартин Лютер - реформатор, проповедник, педагог. М., 1996.

Стам С. М. Чем же в действительности была Реформация в Германии. // Вопр. истории. 1957. №4.

Виппер Р. Ю. Церковь и государство в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма. М., 1894.

Виппер Р. Ю. Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI в. Церковь и государство в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма. М., 1984.

Голубкин Ю. А. Эволюция представлений Мартина Лютера о светской власти и её роли в Реформации (1517–1525 годы.) // Ежегодник германской истории. 1978. М., 1979.

Иванов В. В. У. Цвингли и военные программы южно-немецкого крестьянства в 1525 г. // Проблемы истории Западной Европы развитого и позднего феодализма: Сб. Иваново, 1986.

Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время.

М., 1984.

Смирин М.М. Германия эпохи Реформации и Великой крестьянской войны. М., 1962. С.211 - 256.

Смирин М.М. Лютер и общественное движение в Германии в эпоху Реформации // Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М., 1978.

Эпштейн А. Д. К вопросу о Реформации и крестьянской войны в Германии как первой буржуазной революции // Вопр. истории.

1957. №8.

Ревуненкова Н.В. Идея гуманизма в трактовке Жана Кальвина //Культура эпохи Возрождения и Рефоромация. Л.,1981.

Ревуненкова Н.В. Критика гуманистического учения о человеке в "Наставлении" Жана Кальвина //Гуманизм и религия. Л., 1980.

Юсим М.А. Макиавелли и Лютер. Христианская мораль и государство // Культура эпохи Возрождения и Реформация. М., 1981.

Методические указания

При изучение данной темы требуется понимание ряда сложных вопросов (специфические формы классовой борьбы в средние века, нередко выступавшей в оболочке религиозных конфликтов, социальная природа этих конфликтов, взаимоотношения гуманистической идеологии Возрождения и реформации и другие).

Основная цель данной темы - раскрыть социальную сущность немецкой реформации и показать ее роль в решении насущных задач немецкой жизни, вытекавших из социально-экономического и политического состояния страны.

Следует объяснить, почему широкое общественное движение, направленное против феодального строя обратилось в первую очередь против католической церкви и почему оно проходило под религиозной оболочкой.

Необходимо дать биографию Лютера. Следует показать, как формировались его взгляды, каким образом он оказался вождем широкого общенационального движения в начале борьбы и перешел на сторону князей, как отразился этот переход на судьбах бюргерства и крестьянства. Надо четко представить себе и положительные черты в деятельности Лютера в начале реформации. Характеризуя догматы Лютера надо показать, какие практические выводы из них следовали, к чему сводилось требование реформы церкви у Лютера, в какой мере эта реформация помогла разрешить социальные и политические противоречия в стране.

Характеризуя социально-политические взгляды Т. Мюнцера следует показать, под чьим влиянием и как они сложились, в чем их суть. Необходимо обратить внимание и на религиозно-философские взгляды Т. Мюнцера. Что понимал Т. Мюнцер под божьим царством, что означало в его представлении пробуждение разума, являвшееся источником спасения, и как он понимал само спасение человека.

Рассказывая о реформации в Швейцарии, в первую очередь следует выяснить особенности социально-экономического и политического развития страны, а затем перейти к исследованию ее главных идеологов - Ульриха Цвингли и Жана Кальвина.

Характеризуя взгляды Цвингли необходимо отметить его идеи - "оправдание верой" и "всеобщего священства". Нужно выяснить его отношение к организационной структуре церкви, к таинствам. Следует показать отличие трактовки таинства причастия Лютера и Цвингли. Каковы были политические взгляды Цвингли? Его отношение к тирании, проблема "тираноборчества". Следует показать устройство цвинглианской общины.

Кальвин немыслим без немецкой Реформации Мартина Лютера, но верно и обратное - без Кальвина Реформация Лютера осталась бы незаконченной. Поэтому следует обратить особое внимание на учение Кальвина и его основное произведение - "Наставление в христианской вере". Что такое учение о двойном предопределении? Его понимание греховности человека. В чем отличие трактовки "божественного предопределения" Кальвина от ортодоксальной? Трудовая этика Кальвина.

Его политические воззрения, идеал политического устройства. Как проходила Реформация в Женеве? Отношение к инакомыслию.

В заключении следует отметить, какое из трех направлений Реформации более радикально, более адекватно отражает буржуазную сущность? Какое из них получило большее распространение в Западной Европе?

Подтема V

Вопросы к индивидуальной работе (по циклам)

I

1. Роль простого товарного производства при феодализме и его эволюция.

2. Первоначальное накопление (сущность, методы, источники).

3. Генезис капитализма в промышленности.

4. Генезис капитализма в сельском хозяйстве.

5. Формирование новых классов – буржуазии и пролетариата.

6. Материально-технические предпосылки зарождения капиталистических отношений в Европе.

7. Предпосылки Великих географических открытий.

8. Открытия испанцев и португальцев (Х. Колумб, Б. Диаш, Васко да Гама и др.).

9. Открытия англичан, голландцев и французов.

10. Особенности испанской и португальской колониальных систем.

11. Предпосылки и последствия Великих географических открытий.

12. Источники по истории позднего средневековья.

II

1. Предпосылки реформационного движения в Западной Европе (идеологические и политические).

2. Реформация по М. Лютеру.

3. Реформация по Цвингли.

4. Реформация по Кальвину.

5. Реформация в Швейцарии.

6. Контрреформация в Европе.

7. Экономическое и политическое развитие Германии в нач. XVI в.

8. Немецкий гуманизм.

9. Начало Великой крестьянской войны. Народная реформация Т. Мюнцера.

10. Ход крестьянской войны в Швабии и Франконии и их программы.

11. Ход крестьянской войны в Тюрингии.

12. Судьбы Реформации в Германии после 1525 г. Аугсбурский мир.

III

1. Германия во второй половине XVI – нач. XVII вв. (соц.-экономическое и политическое развитие).

2. Испания в первой пол. XVI в. Особенности соц.-экономического и политического развития.

3. Экономическое и политическое развитие Испании в кон. XVI – XVII вв.

4. Экономическое развитие Италии в XVI – XVII вв.

5. Политическое развитие Италии в XVI – XVII вв. Социальная борьба.

6. Итальянские войны.

7. Гуманизм и Реформация в Италии.

8. Предпосылки и характер Нидерландской буржуазной революции.

9. Основные этапы Нидерландской буржуазной революции.

10. Голландская республика в кон. XVI – пер. пол. XVII вв.

11. Экономическое развитие Англии в XVI – XVII вв.

12. Социально-политические развитие Англии в XVI – XVII вв.

13. Внешняя политика Тюдоров.

14. Реформация в Англии.

IV

1. Экономическое развитие Франции в XVI – пер. пол. XVII вв.

2. Социально-политическое развитие Франции в XVI в.

3. Реформация во Франции.

4. Гугенотские войны во Франции.

5. Политическое развитие Франции в первой половине XVII в.

6. Дания в XVI – XVII вв.

7. Швеция в XVI – XVII вв.

8. Международные отношения в XVI в.

9. Причины 30-ти летней войны.

10. Основные периоды и ход военных действий 30-ти летней войны.

11. Культура XVI – XVII вв.

а) Особенности гуманистического движения.

б) Натурфилософия и её ведущие представители.

в) Развитие политической теории.

г) Расцвет социальной утопии.

д) Открытия в естествознании.

е) Литература

ж) Искусство

Вопросы к контрольным работам:

№1

1. Предпосылки и последствия Великих географических открытий. Особенности колониальной политики Испании и Португалии.

2. Предпосылки, сущность и источники процесса первоначального накопления.

3. Генезис капитализма в промышленности и сельском хозяйстве.

4. Реформация в Западной Европе: идеологический, социально-экономический и политический аспекты, ее формы и направления.

5. Сравнительная характеристика учений Лютера и Кальвина.

6. Абсолютная монархия (сущность, историческая роль и ее варианты).

7. Реформация в Германии. Основные этапы и историческое значение.

8. Экономическое и политическое развитие Германии до и после Реформации.

9. Контрреформация в Европе.

10. Сравнительная характеристика итальянского и немецкого гуманизма.

11. Реформация в Швецарии.

12. Особенности экономического и политического развития Испании в XVI-XVII вв.

№2

1. Особенности Реформации в Англии, Швеции и Франции.

2. Международные отношения в XVI-XVII вв. Причины и результаты основных конфликтов.

3. Общее и особенное в процессе экономического развития в Англии и Франции.

4. Общее и особенное в социальной структуре Англии, Франции и Германии.

5. Сравнительная характеристика положения крестьян в Англии, Франции и Германии.

6. Сравнительная характеристика буржуазии Англии, Франции, Голландии.

7. Сравнительная характеристика дворянства Англии, Франции, Испании.

8. Нидерландская буржуазная революция: причины, основные этапы, историческое значение.

9. Народные движения в Западной Европе XVI – XVII вв.Особенности социального протеста (социальный состав, идеология).

10. Положение католической церкви и её взаимоотношения с королевской властью в Англии, Франции, Германии и Испании.

11. Сравнительная характеристика абсолютизма в Англии, Франции и Испании.

12. Основные направления в развитии культуры в XVI-XVII вв. (наука, образование искусство и литература).

Список

Монографической литературы

Алексеев В. П. Тридцатилетняя война. Л., 1961.

Альтамира-и-Кревеа Б. История Испании. М., 1951. Т.2.

Барг М. А. Шекспир и история. М., 1976.

Барг М. А. Великая английская революция в портретах её деятелей.

М., 1991.

Бахтин М. М. Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XVI – XVIII вв.: В 3 т. М., 1986–1989.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Винокурова М.В. Мир английского манора. М., 2004.

Виппер Р. Ю. Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI в. Церковь и государство в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма. М., 1984.

Гуляев В. И. По следам конкистадоров. М., 1976.

Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

Господствующий класс феодальной Европы. М., 1989.

Дмитриева О.В. Елизавета I . М., 1998.

Евсеев В. А. Английский город в Тюдоровскую эпоху: регионы и города. Иваново, 1995.

История крестьянства в Европе. М., 1986. Т.3.

История Европы. М., 1993. Т.3.

Каменецкий Б. А. Идейно-политическая борьба в Англии в период кризиса абсолютизма: Серия статей // Средние века. 1973. Вып.37; 1976. Вып.40; 1980.Вып.42.

Классы и сословия средневекового общества. М., 1988.

Кудрявцев О. Ф. Ренессансный гуманизм и "Утопия". М., 1991.

Культура эпохи Возрождения. Л., 1986.

Культура эпохи Возрождения и Реформации. М., 1981.

Люблинская А. Д. Французский абсолютизм в первой трети XVII в.

М.; Л., 1985.

Люблинская А. Д. Франция при Ришелье. Л., 1982.

Майер В. Е. Деревня и город в Германии в XIV – XVI вв. Л., 1979.

Осиновский И. Н. Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, Реформация. М., 1978.

Поршнев Б. И. Феодализм и народные массы. М., 1964.

Проблема генезиса капитализма. М., 1978.

Рутенбург В. И. Италия и Европа накануне нового времени. Л., 1974.

Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. Л., 1976.

Рынок и экспортные отрасли ремесла в Европе XVI – XVIII вв.

М., 1991.

Савина Н. В. Южно-немецкий капитал в странах Европы и испанских колониях в XVI в. М., 1982.

Сказкин С. Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М., 1981.

Сапрыкин Ю. М. Английское завоевание Ирландии (XII–XVII вв.).

М., 1982.

Семёнов В. Ф. Огораживания и крестьянские движения в Англии

XVI в. М.; Л., 1949.

Смирин М. М. Народная Реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война. М., 1955.

Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М., 1978.

Слезкин Л. Ю. У истоков американской истории: Виргиния, Новый Плимут. М., 1978.

Становление капитализма в Европе. М., 1987.

Черкасов П. П. Кардинал Ришелье. М., 1990.

Чиколини Д. С. Социальная утопия в Италии XVI – нач. XVII вв.

М., 1980.

Чистозвонов А. Н. Нидерландская буржуазная революция XVI в.

М., 1958.

Чистозвонов А. Н. Генезис капитализма: проблемы методологии.

М., 1985.

Штекли А. Э. "Город солнца": утопия и наука. М., 1978.

Штокмар В. В. Экономическая политика английского абсолютизма в.

Эльфонд И.Я. Тираноборцы. Саратов, 1991.

Учебная литература по курсу (XVI–XVII вв.)

История средних веков: Учебник для университетов. 2 т. М., 1977; 1991. 2000, 2005.

История Европы. Т.3 М., 1993.

Хрестоматия по истории средних веков. М., 1950. Т.III.

Практикум по истории средних веков. М., 1967.

ТРЕБОВАНИЯ К КУРСУ "ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ" ч. II

1. Знание фактического материала в объеме учебника для университетов.

2. Умение устанавливать причинно-следственные связи конкретных событий и явлений.

3. Умение выявлять черты сходства и различия в аналогичных событиях, явлениях, имевших место в истории отдельных стран.

4. Знание исторической карты.

ВОПРОСЫ К КУРСУ

/дополнительно к программе/

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ

Что такое первоначальное накопление? Идентичны ли понятия первоначальное накопление и генезис капитализма? Почему первоначальное накопление как

общеевропейское явление стало возможным в XVI - XVII вв.? Почему оно стало

неизбежным? Раскрыть основные процессы входящие в понятие первоначального накопления. Конкретизировать их. Иметь конкретное представление о каждом из источников первоначального накопления (с примерами из истории от-

дельных стран).

Конкретно представлять: а). Процесс возникновения рассеянной и централизованной мануфактуры, условия, благоприятствующие и препятствующие их

возникновению; б) развитие фермерства, суть капиталистических отношений в сельском хозяйстве, характер изменения ренты с превращением ее в капиталистическую. Судьбы европейской деревни к "западу" и к "востоку" от Эльбы.

Особенности первоначального накопления в отдельных странах Европы.

АБСОЛЮТИЗМ

Абсолютная монархия. Причины перехода к абсолютизму. Характерные признаки. Классовая природа. Историческая роль. Объяснить, чем обусловлена была политика абсолютизма, отражавшая интересы буржуазии, и снимала ли она

вопрос о буржуазной революции. Роль абсолютной монархии в первоначальном накоплении. Особенности абсолютной монархии в Англии, Испании, Германии.

РЕФОРМАЦИЯ

Что такое реформация? (ее идеологический, социально-экономический и организационный аспект). Почему она стала неизбежной в Европе в XVI веке? Каким образом католическая вера обосновывала своё право на существование? Место церкви в жизни европейского общества, её функции. Отношение церкви к различным слоям общества. Что изменялось в них? Почему? (Классовая природа реформации, причины участия в ней различных слоёв общества.

Какую роль (функцию) была призвана выполнять реформация в социальных движениях XVI века? Одинаковы ли были эти движения по своему характеру?

Суть учения Лютера, Цвингли и Кальвина. Уметь установить логическую связь между догматами и практическими выводами, следовавшими из них, выявить степень радикальности и последовательности этих выводов. Устройство лютеранской, цвинглианской и кальвинистской церкви. Объяснить большую универсальность кальвинизма в Европе. Уметь дать сравнительную характеристику трёх направлений реформации.

Народная реформация и её направления в европейских странах. Т. Мюнцер и его учение. Какова связь между религиозным и социальным учением Мюнцера? Что позволяет говорить о нём как о плебейском революционере? Особенности реформации в отдельных странах.

ГЕРМАНИЯ

На каком уровне экономического развития находилась Германия в нач. XVI века? Определилась ли в этот период ведущая тенденция экономического развития? (Что является главным критерием для определения уровня и тенденции экономического развития?) Каково место каждого общественного слоя в социальной структуре Германии? Каковы его отношения с отдельными социальными слоями, на чём базировался союз (если он был) или вражда? Каково отношение к сложившемуся в стране положению? Каковы идеалы, насколько они реалистичны, на что направлены? Что сулило бы Германии осуществление их? Причины политической раздробленности Германии.

Можно ли говорить о Реформации в Германии как о буржуазной революции №1? Какие задачи должна была разрешить она? Насколько они могли изменить судьбу страны?

Являлась ли Крестьянская война составной частью Реформации или это самостоятельное движение? Почему? По каким критериям Крестьянская война делится на три района? Дать детальный сравнительный анализ трёх программ Крестьянской войны. Выявить, как отразились в них сильные и слабые стороны движения.

Причины поражения Реформации и Крестьянской войны. Как изменился характер Реформации после 1525 г.? Эволюция взглядов и позиции Лютера. Причины её.

ФРАНЦИЯ XVI – XVII вв.

Уровень, тенденции и темпы экономического развития. Особенности первоначального накопления. Факторы, способствующие экономическому развитию и тормозившие его. Особенности Северной и Южной Франции. Социальный строй: категории дворянства, буржуазии, их взаимоотношения, социальная и политическая ориентация. Положение крестьянства, городские низы.

Основные этапы становления французского абсолютизма: успехи его до середины XVI в., во второй половине XVI в., в конце XVI – начале XVII века, в правление Ришелье. Общая характеристика французского абсолютизма. Экономическая и социальная политика абсолютизма на различных этапах. Причины активизации внешней политики в конце XV – нач. XVI вв., её роль в становлении абсолютизма.

Предпосылки религиозных войн: лицо католической церкви, её взаимоотношения с королевской властью и различными слоями общества. Особенности реформации, отношение к ней буржуазии, дворянства, крестьян, городских низов. Своеобразие расстановки классовых сил накануне и в ходе религиозных войн. Чем объяснить раскол на два лагеря не по классовому, а по территориальному признаку? Были ли принципиальные различия в позиции аристократии Северной и Южной Франции? Дать оценку их позиции. Каковы критерии оценки? Позиция буржуазии, крестьянства. Критерии, положенные в основу периодизацию религиозных войн. Чем отличается каждый период от других? Итоги войн: ускорили или задержали они поступательное развитие Франции? Исходя из этого – оценка их. Нантский эдикт и "эдикт милости" – значение их.

Главные задачи стоявшие перед правительством Генриха IV. Пути решения их. Оценка личности Генриха IV и Ришелье как политических деятелей.

АНГЛИЯ

Причины ускоренных темпов первоначального накопления. В каких отраслях и почему быстрей развивалась мануфактура? Развитие фермерства. Социальный строй: особенности английского дворянства, место буржуазии в экономической, социальной и политической системе. Деление крестьянства по юридическому и экономическому признаку. Категории его. Были ли огораживание "беззаконием" в свете общего права? В чём насильственный характер экспроприации? Как далеко зашли огораживание в XVI веке? Что позволяет говорить об аграрной революции? В чём причины массового пауперизма? Цели законов против огораживаний, кровавых, рабочих. Оценка их.

Становление и особенности английского абсолютизма. Аргументировать и конкретизировать каждую из особенностей. Абсолютизм и реформация. Отношение к реформации дворянства, буржуазии и крестьянства. Реформация и экспроприация крестьян. Классовый и политический смысл борьбы вокруг реформы церкви на протяжении XVI века. Англиканство. Контрреформация. Пуританизм.

Объяснить быструю победу абсолютизма и его недолговечность. Проследить первые признаки надвигающегося кризиса абсолютизма при Елизавете. Внешняя политика. Оценка её.

ИСПАНИЯ

Уровень и тенденции экономического развития. Какие предпосылки для развития капитализма были налицо и что ему препятствовало? Роль "революции цен" в экономических судьбах Испании. Экономическая политика испанского абсолютизма, её причины, оценка. Внешняя политика, её главные направления, оценка. Причины агрессивности в Европе, активности в колониальной политике.

Социальный строй: Соотношение классовых сил, взаимоотношения /внутри - и межклассовые/, категории дворянства, буржуазия и ее место в социально-политической системе, пути экспроприации крестьянства, своеобразие проблемы пауперизма.

Церковь и ее роль в социально-политической жизни. Почему реформация не имела прочной основы и не получила распространения?

Основные этапы становления абсолютизма. Его особенности в Испании.

НИДЕРЛАНДСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Выявить три региона на которые делились Нидерланды накануне революции по уровню социально-экономического развития. В каком из них развитие буржуазных элементов шло интенсивнее? Что способствовало и что тормозило дальнейшее развитие капитализма в каждом из них? Верно ли, что революция победила в самых развитых экономических районах? Проследить, в чем проявилось несоответствие уровня экономического развития и политической надстройки? Вывести отсюда причины революции.

Какие задачи стояли перед страной? Что позволяет говорить о движении как о буржуазной революции? Можно ли свести борьбу к антииспанскому конфликту? Какую роль играла антикатолическая борьба?

Расстановка классовых сил, ее своеобразие по районам, изменение в ней в ходе революции. В чем проявилась и чем объяснялась слабость революции? Цели и место дворянства в революционных событиях. Роль крестьянства и городских низов, политика по отношению к ним на севере и юге. Почему во главе революции оказался В. Оранский: Когда? Его цели.

Периодизация революции, ее обоснование. Специфика каждого периода. Когда и как решалась судьба революции в каждом из трех регионов? Итоги революции. Причины победы ее на Севере и поражения на Юге. В чем проявился незавершенный характер революции (в том числе и на Севере). Судьбы Северных и Южных Нидерландов после революции. Причины силы и слабости капиталистических элементов в Северных Нидерландах; в чем проявилась сила и слабость?

ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА

Почему тридцатилетняя война рассматривается в неразрывной связи с судьбами Германии? Какие конфликты в Германии и за ее пределами должна была разрешить она? Экономический упадок Германии, его проявления и факторы, обусловившие его. Изменения в расстановке классовых сил, в характере борьбы за реформу церкви. Позиция князей, бюргерства, крестьянства.

Характер тридцатилетней войны ее оценка, исходя из целей и состава участников, ее результатов. Оценка позиции двух враждебных лагерей в Германии, императорской власти (за что боролись, что сулила эта борьба стране в целом?). Цели стран-участниц и повод (благовидный предлог) для их вмешательства в войну. Оценка их позиции. Была ли война национально-освободительной со стороны Германии?

Что нового внес Вестфальский мир в политические судьбы Германии. Итоги войны для стран участниц.

КРЕСТЬЯНСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Часть II

Планы семинарских занятий и методические указания

для студентов исторического факультета

дневного отделения

Редактор В. А. Киселева

Лицензия ЛР N020295 от 22.11.96.

Подписано в печать 12.05.2008

Формат 60´84 1/16. Бумага писчая. Печать плоская.

Усл. печ.л.1,63. Уч.–изд.л.1,5. Тираж 150 экз.

Издательство "Ивановский государственный университет"

153025 Иваново, ул. Ермака, 39

(4932)35-63-81 E-mail:[email protected]

ИСТОРИЯ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ

(позднее средневековье XVI-первая половина XVII в.)

Методические указания к семинарским занятиям, задания по самостоятельной работе и собеседованиям

для студентов исторического факультета

Иваново

Издательство "Ивановский государственный университет"

Составитель доктор исторических наук В. А. Евсеев

Печатается по решению методической комиссии

исторического факультета

Ивановского государственного университета

Рецензент

доктор исторических наук, Д. И. Полывянный (ИвГУ)

© Ивановский государственный университет

Общие замечания и рекомендации

Изучение данного курса построено на сочетании разнообразных форм и методов обучения, которые направлены на развитие способностей самостоятельного творческого мышления студентов. За счёт сокращения лекционного курса увеличено количество часов на консультации студентам (групповые и индивидуальные) и собеседования, проводимые по разделам курса, отдельным темам и монографической литературе.

Материал курса делится на 4 цикла. После вводных лекций студенты самостоятельно читают соответствующие главы учебника, опираясь на типовую программу, методические указания и консультации преподавателя. Затем проводятся групповые (8–9 чел.) собеседования по прочитанному материалу. На этих занятиях каждый студент письменно отвечает на заданные вопросы из соответствующего цикла. Каждый вопрос оценивается отдельно. В собеседование входит конкретный материал из соответствующих глав учебника и отчёт по монографии.

Монографию студент выбирает из предложенного списка, но не более двух человек на одну и ту же работу. При собеседовании по монографии студент обязан обнаружить знание и понимание проблем, поставленных в прочитанной работе, её структуры, источниковой базы, историографической насыщенности исследования, основных положений и выводов, полученных автором работы. При сдаче монографии студент может пользоваться рабочим конспектом.

В середине и в конце семестра проводятся письменные контрольные работы по основным проблемам данного курса с использованием тестов. Результаты собеседований, контрольных работ, отчет по монографии, выступления на семинарских занятиях непосредственно влияют на итоговую оценку по курсу, которая определяется общим рейтингом полученных оценок.

В течение семестра студент работает на семинарских занятиях, где выступает с докладом и рецензией на работу коллеги (см. соответствующий раздел программы)

Темы практических занятий по истории средних веков /часть 11/

Тема 1.

Наши рекомендации