Ударение в возвратных формах глаголов прошедшего времени
Выполнить задание. Поставьте ударение в данных группах глаголов:
дозвониться – дозвонился – дозвонилась – дозвонилось - дозвонились
зваться – звался – звалась – звалось - звались
литься – лился – лилась – лилось - лились
забыться – забылся – забылась – забылось - забылись
изжиться – изжился – изжилась – изжилось - изжились
гнаться – гнался – гналась – гналось – гнались
кружиться – кружился – кружилась – кружилось – кружились
Завершите фразу.
Производные возвратные глаголы, образованные от глаголовс подвижным ударением, в формах прошедшего времени имеют следующую закономерность в выборе ударных слогов ….
Ударение в полных страдательных формах причастий прошедшего времени
Выполнить задание. От данных глаголов образуйте полные формы страдательных причастий прошедшего времени, поставьте ударение, аргументируя свой выбор:
погружать (товар), затеять, выбрать, рождать, обострять, расширять, размещать, обольщать, приобретать, замещать, оторвать, заменять, обретать, осуждать, казнить, клеймить, разделить, заострить, погрузить (в воду), завозить, укоротить, заточить, залепить, убедить, уведомить, убыстрить, родить, заносить, заводить
Завершите фразу.
В полных формах страдательных причастий, образованных от глаголов на –ать,-ять,-ить ударение подчинено следующей закономерности ….
Выполнить задание. От данных глаголов на –уть, -оть образуйте полные формы страдательных причастий, поставьте ударение, мотивируя свой выбор:
воткнуть, перемолоть, загнуть, сколоть, сдвинуть, спороть, замкнуть, заткнуть, запороть, стукнуть, сглотнуть
Завершите фразу.
Выбор ударных слогов в полных формах страдательных причастий, образованных от глаголов на –уть,=оть, подчинен следующей закономерности ….
Ударение в кратких формах страдательных причастий прошедшего времени
Выполнить задание. От данных причастий образуйте краткие формы, поставьте ударение, мотивируя свой выбор:
казненный, воткнутый, введенный, занесенный, перемолотый, клейменный, очерченный, сдвинутый, погруженный (в мысли), погруженный (товар), унесенный (ветром), унесенный (товар), завешанный (картинами), завешенное (окно), навешенная (дверь), навешанные (на елку игрушки), загнутый, одержанная (победа)
Завершите фразу.
Краткие формы страдательных причастий с суффиксами –енн,-ённ характеризуются следующей закономерностью выбора ударных слогов в формах прошедшего времени ….
Выберите вариант.
Краткие формы страдательных причастий, образованных от глаголов на –уть,-оть, сохраняют – не сохраняют ударение полных форм.
Обобщающее задание. Расставьте ударение в глагольных формах, комментируя свой выбор:
искриться, укупорить, уведомить, пломбировать, испеченный, заведенный, укупоренный, воткнутый, занесенный, отмененный, сколотый, согнут, воткнут, смолот, приняла, принудила, начал, начала, начали, отбыл, отбыла, отбыли, созвал, созвала, созвали, понял, поняла, поняли, гнал, гнала, гнали, врал, врала, врали
Итоговый тест
1. Выберите ряд(ы), во всех словах которого(ых) нет ошибок в выборе ударных слогов:
а) рождЁн, увезЁн, предвосхищЁн,
б) Отдала, создалА, прИняла,
в) погрУжен (на платформу), осуждЁн, завЕден.
2. Выделите глагол(ы), в котором(ых) ударение падает на третий слог от конца:
а) витаминизировать,
б) гофрировать,
в) нормировать.
3. Выберите ряд(ы), в котором(ых) во всех формах инфинитива нет ошибок в выборе ударного слога:
а) закУпорить, кАшлянуть, заиндЕветь,
б) исчЕрпать, приструнИть, приобОдрить,
в) облегчИть, заржАветь, увЕдомить.
4. Выберите ряд(ы), во всех словах которого(ых) допущены акцентологические ошибки:
а) бралсЯ – брАлась – брАлись,
б) звАлся – звалАсь – звалИсь,
в) дождалсЯ – дождАлась – дождАлись.
5. Выберите вариант(ы), во всехсловах которого(ых) нет акцентологических ошибок:
а) сОгнут, смОлот, вОгнутый,
б) сдвИнут, скОлот, проведЁн,
в) трОнут, исчЁркан, осУжден.
ЗАНЯТИЕ №3
Тема. Морфологические нормы. Трудные случаи определения рода в именах существительных, аббревиатурах.
Цель. Сформировать устойчивые навыки определения родовой принадлежности при использовании существительных и аббревиатур.
Вопросы и задания
1. Что регулируют морфологические нормы?
2. Как классифицируются существительные, употребляемые в русском языке, по их родовой принадлежности?
3. Назовите трудные случаи (возможные колебания) выбора родовой принадлежности слов в русской речевой практике: