Целью программы является формирование у выпускников иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции.
Модель требований гармонизирована с характеристиками уровней владения иностранным языком по шкале Совета Европы. Требования к уровню владения иностранным языком сформулированы для выпускников ТПУ – бакалавров, дипломированных специалистов и магистров.
1. Программа многоуровневой языковой подготовки
Система требований к уровню владения иностранным языком предусматривает три траектории образовательной программы: для бакалавров (1–4 курсы), для дипломированных специалистов (1–5 курсы), для магистров (1–6 курсы).
Обучение иностранным языкам в ТПУ строится на основе многоуровневого подхода с ориентацией на международные стандарты. Используется пять уровней шкалы Совета Европы:
– уровень выживания – Breakthrough (А1);
– допороговый уровень – Way stage (А2).
– пороговый уровень – Threshold (В1).
– пороговый продвинутый уровень – Vantage (В2).
– высокий уровень – Effectiveness (С1).
В начале обучения студенты первого курса распределяются по группам в зависимости от исходного уровня владения иностранным языком: элементарного, промежуточного или среднего. Группы для начинающих образуются только в том случае, если изучается второй иностранный язык.
В процессе обучения с целью повышения эффективности и результативности изучения иностранного языка занятия организуются также в группах с различным уровнем подготовки. По рекомендации преподавателя и кафедры ИЯК студент имеет возможность изменить индивидуальную траекторию изучения иностранного языка, ориентируясь на уровень, который гарантирует ему хорошую или отличную оценку. По итогам единого мониторингового семестрового среза хорошо подготовленные студенты могут переходить в группу более высокого уровня.
В конце обучения по соответствующим программам независимо от исходного уровня владения иностранным языком, требования для всех студентов ТПУ одинаковы.
Студенты 1 и 2 курсов обучаются по программе «Иностранный язык» и приобретают базовые компетенции. Программа включает Федеральный компонент, соответствующий ГОС ВПО, и компонент Образовательного стандарта ТПУ, предполагающий углубленную и профессионально ориентированную подготовку по иностранному языку. Федеральный компонент предусматривает 340 часов, из них 210 часов аудиторных занятий и 130 часов самостоятельной работы студентов (СРС). Требования ГОС ВПО:
– владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200–2000 лексических единиц – слов и словосочетаний, обладающих наибольшей частотностью и семантической ценностью);
– владеть грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;
– уметь вести на иностранном языке беседу-диалог общего характера;
– соблюдать правила речевого этикета;
– читать адаптированную литературу без словаря с целью поиска информации;
– составлять аннотации,рефераты и деловые письма.
Студенты 3–6 курсов обучаются по программе «Профессиональный иностранный язык» и приобретают языковые компетенции, ориентированные на определенную область профессиональной деятельности.
Целью освоения программы «Профессиональный иностранный язык» является, в основном не вертикальное, а горизонтальное приращение знаний, умений и навыков. Таким образом, в содержательном плане уже имеющийся уровень владения иностранным языком, приобретенный в результате освоения студентами программы «Иностранный язык», дополняется профессиональной составляющей. Профессиональная составляющая программы обучения иностранному языку связана с направлением подготовки бакалавра, дипломированного специалиста или магистра.
Требования к качеству освоения программы
«Иностранный язык» для студентов ТПУ
(экзамен в 4 семестре)
Оценку «отлично» получают студенты, у которых сформирован уровень владения иностранным языком, соответствующий уровню B2.2 и выше по Европейской шкале.
Оценку «хорошо» получают студенты, у которых сформирован уровень владения иностранным языком, соответствующий уровню В1.2 по Европейской шкале.
Оценку «удовлетворительно» получают студенты, у которых сформирован уровень владения иностранным языком, соответствующий уровню А2.2 по Европейской шкале.
3. Требования к качеству иноязычной подготовки