Оценка боевых действий на правом берегу Мааса
В результате двухнедельных боев на правом берегу Мааса тактическая победа была на стороне германцев: оттеснение противника к реке, а местами и за реку, и захват С.-Мьеля с его фортом и левобережным предместьем красноречиво свидетельствовали об этом, но в стратегическом отношении французы сохранили свое положение. Укрепленная линия р. Мааса, соединявшая крепостные районы Вердена и Туля, все же не была прорвана, и германцам не удалось выйти на левый берег реки в значительных силах.
Тактические неудачи французов явились следствием неумелого использования ими своих сил, вполне достаточных в численном отношении для отражения неприятельского натиска. Французское командование, казалось, делало все возможное, чтобы создать для своих войск тяжелую обстановку и затруднить для них ведение боев: крупные войсковые соединения неожиданно выводились из боевых линий и перебрасывались в другие районы, где в действительности в них не было никакой надобности (как, например, дважды войска 8-го корпуса); корпуса и дивизии разбивались на отдельные группы, которые часто перемешивались и поступали в подчинение случайных начальников (например, 6-й и 8-й корпуса [218] и 75-я рез. дивизия); в наиболее важный период боевых действий, до 25 сентября, войска на правом берегу Мааса не имели объединенного руководства и состояли в распоряжении двух независимых друг от друга командующих армиями; наконец, в высшем командовании французских войсковых соединений производились крупные перемены во время боев, вызывавшие изменения в оперативных распоряжениях и замедление их выполнения{446}.Вообще на французской стороне мы наблюдаем в данном случае неустойчивое управление войсками, шатание оперативной мысли и отсутствие решимости в осуществлении своих замыслов. Но и у германцев главное командование не сумело извлечь из тактической деятельности своих войск всего того, что возможно было, и развить достигнутые успехи. Ошибка германского главного командования заключалась не только в том, что для выполнения такой трудной задачи, как прорыв фортовой линии между двумя большими крепостями, были назначены недостаточные силы, но и в том, что войска были осведомлены о своей переброске в ближайшие дни на запад, что, естественно, умаляло в их глазах значение выполнявшейся операции, а потому и ослабляло их наступательный порыв. Все это привело к тому, что результаты, достигнутые в этих боях германцами, далеко не соответствовали усилиям и средствам, затраченным на них{447}; кроме того, эти боевые действия отвлекли на две недели от главных операций довольно крупные силы, которые могли бы быть использованы более целесообразно на правом берегу Уазы, на Сомме или у Арраса. Правда, они приковали к берегам Мааса не менее значительные силы противника, но разве нельзя было достигнуть того же демонстративными действиями?
Сохранение французами Вердена дало им возможность широко использовать эту крепость (часть ее верков, ее вооружение, богатое снаряжение, убежища и склады) в последующей позиционной борьбе. Однако, то положение, которое к концу сентябрьских боев заняли германцы между этой крепостью и Тулем и которое сохранялось ими до конца войны, являлось непрерывной угрозой для тыла французских войск, находившихся на левом берегу Мааса, и служило постоянным источником тревог и опасений за безопасность Вердена. [219]
Глава седьмая.
Атака и оборона Антверпена
После того как мы исследовали ход боевых операций на различных участках фронта до первых чисел октября и довели обоих противников в их настойчивом продвижении к морю до фландрских равнин, нам необходимо теперь на некоторое время сосредоточить свое внимание на крайнем севере театра военных действий, на районе Антверпена. Здесь с конца августа до начала октября происходили события, которые не только оказывали косвенное влияние на выполнявшиеся обеими сторонами маневренные операции в северной Франции, но и послужили непосредственной завязкой грандиозной борьбы, развернувшейся в октябре в западной Бельгии и явившейся заключительным актом этой кампании. Поэтому раньше, чем продолжать повествование о том, как продвигались обе стороны далее к морскому побережью и как зарождалось и развивалось сражение во Фландрии, нам следует ознакомиться с целым рядом боевых действий, происходивших у Антверпена.
Мы оставили бельгийскую армию в тот момент, когда она после неудачных боевых операций на Маасе и на путях к Брюсселю, пренебрегши соединением своих сил с англо-французскими войсками, уже спешившими к ней на помощь, приняла самостоятельное решение укрыться в Антверпене. Вслед за противником германцы направили из своей 1-й армии 3-й рез. корпус, а затем и некоторые второочередные части из тыла; эти войска должны были сначала наблюдать за крепостью, а по прибытии осадного артиллерийского парка атаковать ее.
Приступая теперь к изложению событий в районе Антверпена, постараемся раньше всего уяснить себе два вопроса: какое значение имело для каждой из сторон обладание этой крепостью и что представляла она собой с точки зрения новейших требований военно-инженерного искусства.