Сражение у Нанси 4–8 сентября
После полудня 4 сентября германские тяжелые батареи начали сильную бомбардировку французских позиций по обе стороны [156] р. Санона, но, главным образом, севернее этой реки{380}. Кроме того, город Нанси подвергся бомбардировке с германских аэропланов. Вечером начались атаки германской пехоты 3-го баварского и 1-го баварского рез. корпусов на участке от Шанпену до р. Санона против 39-й дивизии (20-го корпуса), 70-й резервной и бригады 68-й рез. дивизий; 5-я баварская дивизия атаковала между Шанпену и Ремеревилем, 6-я баварская — южнее Ремеревиля, а 1-я баварская резервная — далее до р. Санона. Пехотные бои продолжались почти всю ночь и сопровождались для германцев частными неудачами и крупными потерями. Тем не менее, к утру 5 сентября баварцам удалось местами оттеснить противника за линию Шанпену, Ремеревиль, Мэкс.
В то же время войска 2-го баварского корпуса повели ночью наступление на р. Мортали на французские позиции, занятые 16-м корпусом и 74-й рез. дивизией; отбросив противника за реку, они захватили Жербевилер. Утром 5 сентября французам удалось, получив подкрепление левофланговыми частями 1-й армии (из состава 8-го корпуса и 6-й кав. дивизии), вновь овладеть Жербевилером и восстановить свое положение на р. Мортани.
Что касается северного участка Гран-Куронэ, то германская пехота (эрзац-резервные корпуса) постепенно продвигалась между Амансом и С.-Женевьевом; артиллерийская бомбардировка велась по этому участку французских укреплений, не прерываясь и с прежним напряжением. Занимавшая этот участок 59-я французская рез. дивизия едва держалась под этим огнем, имея в своем распоряжении для борьбы с неприятельской артиллерией лишь несколько легких батарей. После полудня, с усилением неприятельского артиллерийского огня по французским позициям у С.-Женевьева, обнаружилось движение германской пехоты от Аманса к северу, что вызвало у французов опасение обхода Гран-Куронэ через Понт-а-Мусон. Между тем, и на остальных участках поля сражения французов преследовали неудачи: 68-я рез. дивизия была выбита из Шанпену, а 20-й корпус, получивший в 4 часа дня приказание командующего армией вернуть потерянные им позиции на р. Саноне, не мог добиться успеха и остался на месте. В общем первые сутки боев в районе Нанси дали германцам целый ряд тактических успехов, но конечная цель, к которой стремилась 6-я германская армия, оставалась еще очень далекой: позиция Гран-Куронэ, хотя и сильно изрытая германскими снарядами, все же стояла попрежнему вполне боеспособной с непоколебленной обороной; ни одна из укрепленных высот, обороняемых французами, не была захвачена германцами, и даже там, где германской пехоте удавалось теснить противника, она продвигалась, главным образом, в промежутках между селениями, большинство которых продолжало оставаться в руках французов.
Очевидная трудность овладения укреплениями Нанси с фронта [157] привела германское командование к решению попытаться обойти Гран-Куронэ с севера и повести наступление по левому берегу Мозеля. Для выполнения этой задачи были назначены дивизии эрзац-резервного корпуса, занимавшие левый берег р. Сейль между Монселем и Номени, и некоторые войсковые части гарнизона крепости Меца. Это обходное движение, как я уже говорил, началось 5 сентября, но лишь на следующий день оно приняло значительные размеры. 6-го с 9 часов утра германская пехота под прикрытием сильного артиллерийского огня повела наступление от Номени к С.-Женевьеву, а затем около полудня войска, подошедшие по левому берегу Мозеля из Меца к Понт-а-Мусон, стали продвигаться к Дьелюару, занятому частями 73-й французской рез. дивизии. Последние, взорвав здесь мост, начали отходить к Нанси. Таким образом, французская позиция у С.-Женевьева оказалась обойденной; после сильной бомбардировки германская пехота в 8 часов вечера начала атаку этой позиции с севера и после упорного боя, несколько раз в течение ночи затихавшего и возобновлявшегося, на рассвете 7 сентября овладела ею. Французы отошли по правому берегу Мозеля на некоторое расстояние к югу.
Пока шла эта борьба на левом фланге укрепленного района Гран-Куронэ, с утра 6-го возобновились бои и на его правом фланге. Здесь 20-й французский корпус вновь повел наступление и на этот раз более успешно: 70-я рез. дивизия слегка продвинулась у Ремеревиля, 39-я — вдоль р. Санона за Арокур, а 11-я — южнее реки. Далее к югу 16-й французский корпус (с 74-й рез. дивизией) наступал на правом берегу р. Мортави и при содействии справа войск 8-го корпуса выдвинулся на полпути к р. Мерте. Зато левее 2-го корпуса, на участке Амане, Шанпену, 68-я рез. дивизия была вновь потеснена германцами.
Несмотря на некоторые успехи, достигнутые в этот день французами на правом фланге 2-й армии, положение укрепленного района Нанси к утру 7 сентября представлялось все же опасным. Опасность заключалась не только в непосредственной угрозе противника городу и позиции Гран-Куронэ, но также и в том, что появление германских войск на левом берегу Мозеля могло привести к потере связи между укрепленным районом Туль, Нанси и Верденом. Ввиду этого французское главное командование сообщило командующему 2-й французской армией ген. Кастельно о необходимости не только держать прочную связь с Тулем, но установить таковую с 15-м корпусом, находившимся в то время у Гондрекура, и с 65-й рез. дивизией, стоявшей за центром 3-й армии у Шомона{381}. С целью выполнения этого указания ген. Кастельно в тот же день выслал для разведки в районе С.-Мьеля 2-ю кав. дивизию, стоявшую до тех пор в северо-западных окрестностях Жербевилера.
7 сентября германцы медленно продвигались по левому берегу Мозеля к Тулю, но вообще бои в этом районе не получили в тот [158] день значительного развития. Более оживленный характер они имели на правом берегу, где германская пехота эрзац-резервного корпуса с утра повела наступление от Монселя, к Амансу и вновь потеснила 68-ю французскую рез. дивизию; в то же время 5-я баварская дивизия отбросила 70-ю резервную на 1–2 км за линию Шанпену, Ремеревиль. Для того чтобы облегчить положение этих дивизий, 20-му корпусу было приказано перейти в наступление на Ремеревиль, а 16-му удерживать находившегося перед ним противника. Однако, первому из них не удалось выполнить своей задачи; уже с полудня 70-я резервная и 39-я дивизии были вынуждены отходить южнее Ремеревиля под натиском 6-й баварской и 1-й баварской рез. дивизий, зато 16-й корпус медленно продвигался к Мерте, тесня перед собой части 2-го баварского корпуса.
Хотя в этот день германцы и не обнаруживали особой активности на левом берегу Мозеля, тем не менее общее положение 2-й французской армии казалось ее командующему настолько тяжелым (особенно ввиду потери французами позиции у С.-Женевьена, откуда германцы могли разгромить своей артиллерией город), что он решил оставить укрепленный район Нанси и отойти левым флангом своей армии на высоты Бельшана (на правом берегу Мозеля к северо-востоку от Байона). Но проведению в жизнь этого решения, которое могло стать роковым для всего французского мозельского фронта, помешало вмешательство командующего 1-й французской армией ген. Дюбайля.
8 сентября более оживленные бои велись лишь у Аманса, где 5-я баварская дивизия энергично атаковала сильную французскую позицию Гран-Мон-д'Аманс, оборонявшуюся частями 68-й рез. дивизии, но овладеть ею не могла. На остальных участках укрепленного района Нанси происходили небольшие бои нерешительного характера.
В это время французская конница, высланная в район С.-Мьеля, не встретила противника и донесла о происходившей в этот день бомбардировке германцами форта Труайона и о движении неприятельских войск от Понт-а-Мусон к западу{382}. Это последнее сведение, естественно, встревожило ген. Кастельно и побудило его спешно направить к С.-Мьелю бригаду 73-й рез. дивизии, которая и подошла туда на следующий день.
Бои 8 сентября были, собственно говоря, последними боями этого сражения, потому что в дальнейшем германцы продолжали здесь свою боевую деятельность лишь для того, чтобы скрыть меры, принимавшиеся для перехода к новой группировке войск и использованию их по другому назначению. Какое же новое назначение предстояло 6-й германской армии и чем оно было вызвано?
Из описания сражения на Марне мы знаем, что в положении двух правофланговых германских армий уже выявились вполне отчетливо признаки возможного прорыва между ними крупных неприятельских сил, т. е. той опасности, которая на следующий день [159] и привела к отходу эти армии. Уже выяснялась необходимость какого-то маневра с германской стороны в этом районе, а следовательно, и потребность в новых силах для этого; отправленный уже на запад из состава 7-й армии 15-й корпус признавался для этого недостаточным, поэтому германская главная квартира в тот же день приказала кронпринцу баварскому отправить 1-й баварский корпус в Бенсдорф и Моршинген для посадки его в поезда и отправки к правому флангу, а баварскую кавалерийскую дивизию (т. е. последнюю конную дивизию армии) направить к Тиокуру, в состав вновь образуемой в этом районе армейской группы ген. Штранца{383}. Вместе с тем он был предупрежден, что в ближайшие дни предстоят дальнейшие переброски из состава 6-й армии и что быстрое продвижение 4-й и 5-й армий к югу, которое должно было облегчить южным армиям выход на левый берег Мозеля, уже более не имеется в виду.
При таких условиях возможно ли было продолжать атаку Нанси, тем более что четверо суток энергичных боев не дали никаких существенных результатов? И ввиду этого командующий армией признал нежелательным продолжать это сражение, а следовательно, и необходимым отказаться от намерения прорвать неприятельский фронт в районе восточных крепостей, что и было одобрено главным командованием{384}. Уже 8-го вечером были сделаны распоряжения для отхода войск и отправления в тыл тяжелой артиллерии: эрзац-резервный, 1-й баварский резервный и 2-й баварский корпуса должны были отойти за р. Сейль, на участок Номени, Монсель, Аврикур, а 3-й баварский корпус — к Мецу, откуда предполагалось направить его вслед за баварской кавалерийской дивизией в состав вновь образуемой группы войск ген. Штранца, предназначенной для действий против маасских фортов южнее Вердена.
Боевые действия германских войск в течение 9 сентября имели исключительно демонстративный характер и должны были отвлечь внимание противника от передвижений в тыл, уже начавшихся в расположении германцев; среди боевых действий этого дня более крупным является атака 3-го баварского корпуса у Шанпену и Аманса, где французы были потеснены вдоль железной дороги, ведущей из Шато-Сален в Нанси. С целью скрыть от противника снятие с позиций своих тяжелых батарей, германцы в ночь с 9 на 10 сентября вели обстрел города Нанси из 13-см пушек, поставленных у Ремеревиля.