Боевые действия на фронте 2-й французской армии до переброски ее в новый район

Еще в течение нескольких дней после принятого германцами решения прекратить атаку Нанси боевые действия на фронте 2-й французской армии продолжались, потому что, с одной стороны, [160] германцы могли лишь постепенно и с различными предосторожностями уводить свои войска в тыл, чтобы не подвергать их неприятельскому преследованию, а с другой — французы попрежнему пытались вернуть потерянные ими позиции.

Демонстративная ночная бомбардировка города Нанси германской артиллерией произвела на французов сильное впечатление; поэтому, для того чтобы оттеснить германцев с тех позиций, с которых они имели возможность громить город, ген. Кастельно организовал с утра 10 сентября наступление двумя резервными дивизиями (64-й и 68-й) у Шанпену и 20-м корпусом — у Ремеревиля. Кроме того, 16-му корпусу приказано продолжать продвижение к Люневилю. Так как германские войска уже отводились в то время в тыл, атакующему легко удалось достигнуть некоторых успехов: резервные дивизии продвинулись на небольшое расстояние за Шанпену, а 16-й корпус дошел до Фрембуа; однако, 20-й корпус не мог овладеть Ремеревилем. Ввиду непрекращавшихся слухов о намерении германцев обойти Верден с юга и отрезать 2-ю французскую армию от 3-й, к С.-Мьелю была отправлена и другая бригада 73-й рез. дивизии; эта дивизия совместно со 2-й кавалерийской должна была освободить форт Труайон, атакованный германцами{385}.

На следующий день наступление 2-й французской армии не возобновлялось, но так как французская разведка уже обнаружила отступление германских войск, то на 12 сентября было приказано начать преследование противника.

В ночь с 11-то на 12-е и весь день 12 сентября правофланговая и центральная группы корпусов 6-й германской армии безостановочно отходили к северо-востоку: первая (эрзац-резервный, 3-й баварский и 1-й баварский рез. корпуса) — к германской границе, на ее участок от Монселя до Аврикура, а вторая (2-й баварский, 21-й и 14-й корпуса) — за р. Везус, от восточных окрестностей Люневиля до Бламона. В связи с опасением неприятельского прорыва между Верденом и Мецом (о чем было сказало мною при изложении событий в Верденском районе за 9 сентября) и вследствие приказания германского главного командования продвинуть часть сил 6-й армии к Мецу, еще в течение 12 сентября три корпуса этой армии были сняты с фронта и отведены в ближайший тыл: 2-й баварский и 3-й баварский — к Шато-Сален, а 21-й — к Диецу; 13-го они перешли: 3-й баварский — к Сольну, а 2-й баварский и 21-й — в район между Бенсдорфом и Ремильи. Наконец, в течение 14 и 15 сентября все эти три корпуса сосредоточились у Меца: 3-й баварский — на левом берегу Мозеля, а прочие два — на правом. В то же время остальные войска, остававшиеся на фронте, окончательно заняли к 14 сентября следующее расположение: эрзац-резервный корпус — от Дельма до Шато-Сален, 1-й баварский резервный (с баварской ландверной дивизией) — далее вдоль границы до Марсаля, а 14-й (с гвардейской эрзац-резервной дивизией) — [161] до Аврикура{386}. Таким образом, с этого времени 6-я германская армия приняла совершенно новую группировку своих сил, означавшую полное прекращение наступательных операций на лотарингском фронте и переход на этом фронте к позиционной войне.

Утром 12 сентября началось движение французских войск вслед за отошедшим противником. В течение дня без всякого сопротивления германцев 74-я рез. дивизия заняла Люневиль, а 20-й корпус — Ремеревиль и Мэкс. В тот же день последнему приказано передать свой участок позиций 70-й рез. дивизии и выступить в Вёвр; повидимому, неудачное покушение германцев на маасские форты вызвало большую тревогу на французской стороне, и каждый день здесь принимались новые меры для обеспечения района между Верденом и Нанси.

13 сентября 2-я французская армия продолжала свое продвижение к востоку: три резервные дивизии (59-я, 64-я и 68-я) дошли до р. Сейль, западнее Монселя, и заняли Номени; им поручен для обороны участок от Понт-а-Мусон до восточных окрестностей Ремеревиля; 70-я резервная выдвинулась вверх по р. Санону за Мэкс, а 74-я резервная продолжала занимать Люневиль. В то же время 16-й корпус перемещен в район Нанси, Домбаль, в общий резерв армии.

Между тем, во французской главной квартире уже было принято решение произвести на мозельском фронте крупную перегруппировку войск с целью организовать прочную оборону Вёвра. Туда уже были переброшены из 2-й армии 2-я кавалерийская и 73-я рез. дивизии и 20-й корпус; теперь необходимо было объединить командование этими частями, потому что для штаба 3-й французской армии, имевшей в те дни свои главные силы и свой главный предмет действий на левом берегу Мааса, руководство их действиями представлялось затруднительным. Ввиду этого директивой ген. Жоффра от 13 сентября эта группа войск, с присоединением к ней 3-й группы резервных дивизий (65-й, 67-й и 75-й), назначенной для обороны маасских высот, и 8-го корпуса из 1-й армии, направленного на следующий день к С.-Мьелю, была наименована 2-й армией и во главе ее поставлен ген. Кастельно. Этой новой армии назначен участок от Туля до Вердена, не включая последней крепости, входившей в район 3-й армии. Весь же остальной фронт от Нанси до Вогезов поручен ген. Дюбайлю, который с этого дня объединил командование всеми еще остававшимися здесь войсками бывших 1-й и 2-й армий. Французскому мозельскому фронту теперь уже окончательно было придано пассивное, строго оборонительное значение. И до этого дня на многих его участках боевые действия имели уже малоподвижный, позиционный характер, с этого же момента им суждено было на всем протяжении от Нанси до Бельфора принять форму позиционной войны. [162]



Наши рекомендации