Боевые действия в районе Монмирайя и у Фэр-Шампенуаз
Из предыдущего мы знаем, что 2-я германская армия вследствие создавшейся обстановки на всем обширном участке к западу от Сен-гондских болот вскоре после полудня начала свое отступление за Марну, правым флангом на Дорман. Ввиду этого корпусам 5-й [82] французской армии при своем движении к этой реке в течение 9 сентября не пришлось встретить сильного неприятельского сопротивления.
2-й кав. корпус ген. Конно, имея две дивизии в первой линии, а одну — во второй, после полудня, не встречая противника, дошел до Марны. 4-я кав. дивизия переправилась у Ази на правый берег, но так как здесь уже находилась английская конница, то, не продвигаясь далее, она остановилась между Шато-Тьери и Ази; 10-я дивизия перешла реку у этого последнего пункта, но оставалась в ближайших окрестностях города; 8-я дивизия к вечеру подошла к реке у Ази. Следовательно, к ночи с 9 на 10 сентября в небольшом районе Шато-Тьери, Ази, Ле Тиоле сосредоточилась крупная масса союзной конницы, силой более четырех дивизий; она стояла возле большой дороги из Шато-Тьери к Суассону, которая вела в тыл обеим германским армиям и на которой в то время неприятель не имел ни одного вооруженного человека. Какой, в самом деле, блестящий случай для набега на неприятельские сообщения, с возможностью создать огромные затруднения для отходившей в эту ночь с берегов р. Урк утомленной и расстроенной германской армии! Ведь ни французская, ни английская конница не могли быть в этот вечер в состоянии сильного изнурения, потому что как в этот, так и в предыдущие дни они медленно наступали и мало сражались. Обе были в полной мере пригодны для выполнения такого набега, но ни в одной из них не было кавалерийского начальника, которому была бы по плечу такая смелая и, конечно, очень трудная задача. К тому же после неудач в пограничном сражении кавалерия союзников до такой степени привыкла жаться к пехоте и ограничивать свою роль заполнением прорывов между армиями и корпусами, что мысль о самостоятельных действиях перед фронтом или в тылу у неприятеля очень редко проглядывала в боевых приказах, даваемых коннице{311}.
Левофланговый (18-й) корпус 5-й французской армии в этот день, не встречая сопротивления противника, продвинулся своими главными силами в северные окрестности Эсиза, выдвинув, по требованию фельдм. Френча, один полк (38-й дивизии) к Шато-Тьери и одну бригаду (36-й дивизии) — к Ази для прикрытия правого фланга английской армии. Правее 3-й корпус своими обеими дивизиями достиг южных окрестностей Конде-ан-Бри{312}, а две резервные дивизии ген. Валябрега дошли до Артонжа. 1-й корпус своими главными силами наступал на Марньи и Вошан, имея по пути небольшие столкновения с арьергардными частями 10-го рез. корпуса; одна же бригада 2-й дивизии была направлена на Фромантьер, откуда должна была своим наступлением в сторону Шанпобера облегчить продвижение 19-й дивизии (10-го корпуса) от Ле-Туля на Бэ. К вечеру дивизии 1-го корпуса расположились у Марньи [83] (1-я) и в западных окрестностях Фромантьера (2-я). В этот день 10-й корпус (с 51-й рез. дивизией) был передан в распоряжение командующего 9-й французской армией и вел бои в тесной связи с левофланговыми войсками последней.
В общем, 5-я французская армия имела свой фронт, как и накануне, обращенным к северо-востоку, а на правом берегу Марны — лишь одну конницу. Такое расположение не представляло выгод для параллельного преследования 2-й германской армии, которое было бы возможным, если бы достаточно крупные силы французов были уже введены в промежуток между неприятельскими армиями.
А в соседней (9-й французской) армии события в этот день развивались следующим образом.
В приказе по армии от 10 часов вечера 8 сентября ген. Фошем были даны войскам такие задачи: 10-й корпус, переданный временно из 5-й армии, должен был сменить в 5 часов утра 42-ю дивизию у Шарлевиля и затем противодействовать противнику в его продвижении к югу; 42-й дивизии приказано после смены отойти в северные окрестности Плера, откуда и перейти в наступление на Конантр; 9-му корпусу — сосредоточить все свободные силы к этому последнему пункту, войдя в связь с 11-м корпусом; общая цель всех этих передвижений — атака в направлении на Фэр-Шампенуаз. В дополнение к этому приказу в полночь было разослано воззвание ген. Фоша к войскам с горячим призывом проявить на следующий день упорство и решительность, чтобы, наконец, одолеть врага, который уже обнаружил признаки расстройства и утомления.
Решительны и активны были намерения командующего армией, но в руках его не имелось того гибкого и подвижного орудия, которое необходимо было для выполнения его оперативных предположений. Его стойкая воля и бодрые приказы воодушевляли бойцов. 9-я армия выполнила в основном свою задачу — удержание центра гигантской битвы.
Около часу дня 42-я дивизия была сменена 51-й резервной, и только в 6 часов вечера она собралась между Плером и Конантром. Ген. Фош возлагал большие надежды на ее содействие наступлению 9-го и 11-го корпусов и с нетерпением ожидал ее приближения к Конантру. Но ввиду столь позднего прибытия этой дивизии в указанный район, было решено, что она уже не может в этот день наступать к Фэр-Шампенуаз, хотя ее артиллерии и была дана задача обстрелять этот город{313}.
Сменив одной своей дивизией 42-ю дивизию, 10-й корпус остальными двумя пытался продвинуться от Ле-Туля на Бэ, но встретил большие затруднения при переправе через М. Морэн; мы видели, что его левофланговая (19-я) дивизия при содействии частей 1-го корпуса с трудом преодолевала в направлении на Шанпобер [84] сопротивление войск 10-го германского корпуса. Главные силы последнего с утра повели сильное наступление от Талю-Сен-При против расположения марокканской дивизии, на Мондеман и вскоре заняли это селение; так как дальнейшее продвижение противника к Алеману угрожало захватом здесь командующих высот, что поставило бы в тяжелое положение не только эту дивизию, но и другие войска 9-го корпуса, то командир последнего ген. Дюбуа приказал левофланговым частям марокканцев, усиленным 77-м полком из корпусного резерва, овладеть Мондеманом и отбросить германцев к реке. Атака Мондемана, возобновлявшаяся несколько раз ввиду упорного сопротивления неприятеля, продолжалась до 7 часов вечера и окончилась занятием этого селения французами; германцы, понеся большие потери, вынуждены были отойти к Талю-Сен-При.
17-я дивизия, усиленная на обоих своих флангах двумя бригадами 52-й рез. дивизии, занимала участок от южных окрестностей Бана до Конантра, намереваясь вместе с 11-м корпусом наступать к Фэр-Шампенуаз. Однако, уже в 10-м часу утра 11-й корпус был атакован саксонцами и начал отходить за Гургасон, вследствие чего и обеим дивизиям 9-го корпуса пришлось постепенно отводить свой правый фланг к юго-западу. В полдень обнаружился энергичный натиск противника против этого фланга. Находившаяся здесь бригада 52-й рез. дивизии была отброшена и стала отходить в беспорядке, а вместе с тем германцы начали атаку и со стороны Бана. Паника постепенно распространялась вдоль фронта 9-го корпуса, и войска мелкими частями, покидая боевые линии, стали направляться в тыл. В эту критическую минуту положение было спасено личным вмешательством командира корпуса, объезжавшего войска и на месте отдававшего приказания: главным силам 17-й дивизии приказано во что бы то ни стало удерживаться на своих позициях; полки 52-й рез. дивизии, приведенные в порядок, отправлены им на поддержку, и войскам объявлено, что к правому флангу корпуса подходит 42-я дивизия, имеющая задачей атаковать Фэр-Шампенуаз. Все эти меры дали возможность ген. Дюбуа в 5-м часу вечера перейти в наступление и постепенно теснить германцев к северо-востоку. Как увидим из дальнейшего изложения, как раз в это время германские дивизии ген. Кирхбаха ввиду общих условий обстановки уже начали отходить и оказывали сопротивление французскому наступлению лишь своими арьергардами. Благодаря этому войска 9-го французского корпуса в течение вечера и ночи с небольшими боями легко заняли Фэр-Шампенуаз и даже частью сил 17-й дивизии продвинулись к Морэн-ле-Пти вслед за отходившей прусской гвардией.
Менее успешно шли дела в 11-м корпусе. Около 8 часов утра три дивизии этого корпуса, находившиеся в первой линии (21-я, 22-я и 60-я резервная), были атакованы германскими войсками ген. Кирхбаха и начали отступать к юго-западу; в 5-м часу вечера, приведенные в порядок и поддержанные находившейся во второй линии 13-й дивизией, они получили приказание перейти в наступление, но вследствие различных недоразумений и задержек и несмотря [85] на значительное ослабление неприятельского сопротивления продвинулись только до линии Семуэн, Гургасон, Конантр. В районе Майи 9-я кав. дивизия оставалась в своем прежнем расположении.
Итак, к ночи с 9 на 10 сентября в положении 9-й французской армии произошли существенные изменения лишь на правом фланге, где район Фэр-Шампенуаз был вновь занят французами. Этот успех был достигнут благодаря отходу германцев, произведенному в связи с начавшимся общим отступлением правофланговых германских армий.